город Омск |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А75-3981/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-106/2014) Администрации городского поселения Советский на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2013 года по делу N А75-3981/2013 (судья Козицкая И.А.), принятое по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРАВТОТРАНС" (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 104, ОГРН 1028600508155) к Администрации городского поселения Советский (628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, г. Советский, 50 лет Пионерии, 11б, ОГРН 1068622000050) о взыскании 6 359 674 рублей 69 копеек,
при участии в судебном заседании:
от Администрации городского поселения Советский - представитель не явился, извещена;
от ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРАВТОТРАНС" - представитель Левченко И.А. (паспорт, доверенность б/н от 15.10.2013 сроком действия один год);
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРАВТОТРАНС" (далее - ООО "СЕВЕРАВТОТРАНС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации городского поселения Советский (далее - ответчик) о взыскании 6 359 674 руб. 69 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.11.2013 по делу N А75-3981/2013 исковые требования удовлетворены. С Администрации городского поселения Советский в пользу ООО "СЕВЕРАВТОТРАНС" взыскано 6 359 674 руб. 69 коп. убытков, 54 798 руб. 37 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Возражая против принятого судебного акта, Администрация городского поселения Советский обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.11.2013 по делу N А75-3981/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От ООО "СЕВЕРАВТОТРАНС" в порядке статьи 81 АПК РФ поступили письменные пояснения по делу, в которых истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещённый в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, не находит оснований для его отмены или изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 05.09.2012 между Администрацией городского поселения Советский (организатор) и ООО "Северавтотранс" (исполнитель) заключён договор (в редакции протокола разногласий), предметом которого является возмещение исполнителю недополученных доходов в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования.
Согласно пункту 1.3. договора от 05.09.2012 исполнитель принимает на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по установленным маршрутам (приложение N 1).
Согласно пункту 2.2.4 договора (в редакции протокола разногласий) организатор обязуется возместить исполнителю недополученные доходы, возникшие как разница между фактическими доходами, полученными исполнителем от реализации билетов по тарифам, установленным исполнителем и расходами исполнителя по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по утвержденной производственной программе.
Исполнитель ежемесячно представляет организатору до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчет о фактическом выполнении рейсов и пробеге автобусов, предусмотренных планом на маршруте, по форме согласно приложениям 4,5 к договору с приложением счета-фактуры и акта приемки выполненных работ и ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом - отчет и фактических расходах и полученных доходах по пассажирским перевозкам на обслуживаемых маршрутах по форме, согласно приложению N 6 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 3.3. договора (в редакции протокола разногласий) по окончании отчетного периода организатор на основании расчетов исполнителя в течение месяца после предоставления отчетности, производит перечисление субсидии на возмещение фактически сложившихся недополученных доходов на счет исполнителя, открытый в кредитных организациях.
Как указывает истец, сумма расходов, подлежащих субсидированию в 4 квартале 2012 года, составляет 12 844 691 руб. 25 коп.
Ответчик возместил истцу убытки от выполненных перевозок в 4 квартале 2012 году путем перечисления субсидии в общей сумме 6 484 933 руб. 56 коп.
Размер недополученной субсидии с учетом фактически понесенных затрат в 4 квартале 2012 года составил 6 359 674 руб. 69 коп.
Поскольку ответчиком сумма возмещена не в полном объёме, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с Администрации городского поселения Советский 6 359 674 руб. 69 коп. убытков.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
В силу статей 15, 1064, 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.
Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Таким образом, с учётом специфики настоящего спора, истец должен доказать наличие у ответчика обязанности производить выплату субсидий за оказание услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, факт оказания истцом соответствующих услуг, факт неисполнения должным образом ответчиком обязанности по выплате данной субсидии, а также её размер.
Наличие у ответчика обязанности производить выплаты субсидий за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом подтверждается следующим.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В силу статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг согласно подпункту 3 пункту 2 указанной статьи предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Постановлением Администрации городского поселения Советский от 17.12.2009 N 310 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярного сообщения на территории городского поселения Советский (далее -Порядок).
Порядок устанавливает регламент предоставления субсидии из бюджета городского поселения Советский юридическим лицам, прошедшим конкурсный отбор на право заключения договора на предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского поселения Советский. Расчет субсидии в целях возмещения недополученных доходов осуществляется как разница между фактическими доходами, полученными исполнителем от реализации билетов по установленным тарифам и расходами исполнителями по осуществлению пассажирских перевозок по утвержденной производственной программе (пункт 4 Порядка).
Бюджетные обязательства по выплате субсидии возникают после заключения с исполнителем договора о предоставлении субсидии (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 настоящей статьи Кодекса.
Ответчик является главным распорядителем бюджетных средств, распределяющим бюджетные ассигнования в виде субсидий на организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского поселения Советский в 2012 году.
Изложенное свидетельствует о наличии у ответчика обязанности производить выплату субсидий за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом.
Факт оказания данных услуг в 4 квартале 2012 года истцом подтверждается материалами дела.
Истцом размер расходов в связи с оказание данных услуг, подлежащих субсидированию, определен в размере 12 844 608 руб. 25 коп.
Ответчиком оплата субсидии за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом в 4 квартале 2012 года произведена в размере 6 484 933 руб. 56 коп.
Соответственно, по расчёту истцу размер недополученной субсидии, заявленной ко взысканию в рамках настоящего дела в качестве убытков, составил 6 359 674 руб. 69 коп. (12 844 608 руб. 25 коп. - 6 484 933 руб. 56 коп.).
Возражая против удовлетворения исковых требований в указанной части, ответчик указывает, что данные услуги в нарушение условий договора от 05.09.2012 оказывались посредством использования иных транспортных средств.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод ответчика исходя из следующего.
Пунктом 2.1.2 договора от 05.09.2012 предусмотрена обязанность исполнителя выпускать на линию полностью укомплектованные, технически исправные, поддерживаемые в чистоте автобусы, находящиеся в надлежащем санитарном состоянии, марка которых определена в соответствии с приложением N 1 к договору.
Приложением N 1 к договору от 05.09.2012 действительно предусмотрены марки автобусов по каждому из маршрутов. Однако в данном приложении предусмотрена возможность использования истцом для выполнения своих обязанностей по договору от 05.09.2012 аналогов указанных транспортных средств.
Таким образом, использование истцом транспортных средств, не указанных в приложения N 1 не противоречат условиям договора от 05.09.2012.
Также возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указывает, что истцом неправомерно в состав расходов, подлежащих субсидированию включены затраты на топливо и горюче-смазочные материалы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные возражения ответчика исходя из следующего.
На основании пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовавшего в спорный период) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Для услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в качестве первичного учетного документа постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 утверждены две формы первичных учетных документов: путевой лист автобуса (Типовая межотраслевая форма N 6) и журнал учета путевых листов (Типовая межотраслевая форма N 8).
Требования к заполнению путевых листов установлены приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152), разработанным в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Как установлено судом в четвертом квартале 2012 года при определении суммы убытка, исходя из которой рассчитаны суммы субсидий, заявитель уменьшал полученные доходы на сумму расходов на оплату топлива и горюче-смазочных материалов, определяемых на основании данных о пробеге и расходе топлива, указанных в путевых листах, оформленных в соответствии с вышеназванным приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152.
Пунктом 3 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 установлен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать путевой лист: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.
Пунктами 4 - 7 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 предусмотрено, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона.
В соответствии с пунктом 8 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пунктам 12 - 14 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Даты, времени и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя. Даты, времени и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Судом первой инстанции принято во внимание, что представленные заявителем копии путевых листов содержат все необходимые реквизиты, перечисленные в пунктах 3 - 7 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, поскольку в данных путевых листах указаны их наименования и номера; сведения о сроке их действия (дата, число, месяц, год); сведения о собственнике (владельце) транспортных средств (наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона); сведения о транспортном средстве (вид, модель, государственные регистрационные знаки, показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде; даты (число, месяц, год) и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку, а также сведения о водителях (фамилии, имена, отчества водителей; даты (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей).
Во всех перечисленных путевых листах также указаны сведения о топливе (замер остатка топлива при выезде и возвращении, сведения о количестве выданного топлива), сведения о количестве часов работы автобуса, о пробеге, о плановом и фактически выполненном количестве рейсов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным включение истцом в состав расходов, подлежащих субсидированию, затрат на топливо и горюче-смазочные материалы.
Возражения ответчика о необоснованном включении истцом в состав расходов, подлежащих субсидированию, общехозяйственных затрат (на мойку и ремонт транспортных средств; командировочные расходы и расходы на подготовку и переподготовку кадров), также не принимаются судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации о/г 29 августа 1995 года, под себестоимостью перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).
В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в договоре от 05.09.2012.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о неправомерном включении истцом в состав расходов, подлежащих субсидированию, общехозяйственных затрат является необоснованным.
Ссылка ответчика на неправомерное включение в расходы, подлежащие субсидированию, премиальных выплат и доплат уборщицам, водителям, реализующим билетную продукцию, также не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.
В соответствии со статьёй 149 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (в том числе при совмещении профессий (должностей) и сверхурочной работе), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Право работника на получение дополнительной оплаты за выполнение работы сверх установленной законом продолжительности времени направлено на обеспечение основных принципов регулирования трудовых отношений, указанных в статьях 2 и 149 ТК РФ, поскольку повышенная оплата труда сверх установленной продолжительности рабочего времени является материальной гарантией права работников на отдых, включая ограничение рабочего времени, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в 4 квартале 2012 года истец оплачивал работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, а также производило водителям доплаты за исполнение обязанностей кондуктора и относило данные затраты на расходы, учитываемые при определении суммы убытка для целей исчисления субсидии.
В силу статьи 104 ТК РФ применение суммированного учета рабочего времени допускается в том случае, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно части 1 статьи 99 ТК РФ сверхурочной работой признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Кроме того, статьей 152 ТК РФ определено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в письме от 31.08.2009 N 22-2-3363 указано, что при суммированном учете рабочего времени, исходя из определения сверхурочной работы, подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере.
Таким образом, при суммированном учете рабочего времени повышенной оплате подлежит все рабочее время, превышающее нормальное число рабочих часов за учетный период (в данном случаем - месяц). При этом положениями статьи 152 ТК РФ, определен минимальный размер оплаты сверхурочных работы (как за первые 2 часа работы сверх установленной продолжительности, так и за последующие) без ограничения максимального размера.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно, и при этом не ограничен максимальный размер такой оплаты, в том числе и за первые 2 часа работы, то оплату сверхурочной работы с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
В этой связи отклонению подлежат доводы ответчика об исключении из состава расходов указанной выше суммы оплаты за выполнение сверхурочных работ.
При рассмотрении вопроса об обоснованности включения в состав расходов выплат, произведенных обществом своим водителям за исполнение последними обязанностей кондуктора, судом апелляционной инстанции установлено, что функции по продаже пассажирам билетов и сбору платы за проезд выполняются водителями, которые непосредственно получают билеты перед выездом на маршрут и отчитываются об их реализации перед работодателем.
Данные обстоятельства согласуются с положениями статьи 60.2 ТК РФ, когда с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
Как следует из статьи 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Условиями перечисленных выше трудовых договоров в основную трудовую функцию водителя не включено исполнение обязанностей по реализации билетов, в связи с чем фактическое выполнение водителями функций кондуктора правомерно рассматривалось как совмещение профессий, за которое должны производиться соответствующие доплаты в порядке, установленном статьёй 151 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суммы оплаты сверхурочных работ и доплат за выполнение обязанностей кондуктора являются экономически обоснованными затратами ООО "СЕВЕРАВТОТРАНС", которые соответствуют положениям трудового законодательства, связи с чем они должны включаться в расходы для целей определения размера субсидии на осуществление данного вида деятельности, поскольку в рассматриваемом случае сверхурочная работа и выполнение водителями обязанностей кондуктора направлены на осуществление субсидируемого вида деятельности (пассажирских перевозок по муниципальным пригородным маршрутам на основании указанного выше договора от 05.09.2012).
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что истцом верно определён размер расходов, предъявленных к субсидированию, в сумме 12 844 608 руб. 25 коп.
Как указывалось выше, субсидия выплачена ответчиком в размере 6 484 933 руб. 56 коп.
Соответственно, размер убытков в виде невыплаченной субсидии составил 6 359 674 руб. 69 коп.
Доводы ответчика со ссылкой на пункт 3.3 договора от 05.09.2012 о том, что у него существует обязанность по выплате субсидии лишь в пределах бюджетных ассигнований на 2012 год, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3.3 договора, по окончании отчетного квартала организатор, на основании расчетов исполнителя, в течение месяца после предоставления отчетности, производит перечисление субсидии на возмещение фактически сложившихся недополученных доходов на счет исполнителя, открытый в кредитных организациях, но не более плановой субсидии, предусмотренной поквартальной разбивкой субсидии и в пределах бюджетных ассигнований, выделенных в бюджете городского поселения Советский в соответствии со сводной бюджетной росписью, установленных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования за 4 квартал 2012 года - 7 205 481 руб. 74 коп.
В соответствии с протоколом разногласий от 05.09.2012, данный пункт договора изложен в следующей редакции: "По окончании отчетного квартала организатор на основании расчетов исполнителя, в течение месяца после предоставления отчетности производит перечисление субсидии на возмещение фактически сложившихся недополученных расходов на счет исполнителя, открытый в кредитной организации.
Таким образом, сторонами посредством подписания протокола разногласий согласована обязанность ответчика произвести выплату субсидии исходя из фактически недополученных истцом расходов.
Поскольку, как указывалось выше, размер недополученных расходов в сумме 12 844 608 руб. 25 коп. подтвержден материалами дела, в то время как размер выплаченной субсидии составил лишь 6 484 933 руб. 56 коп., соответственно, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив требование ООО "СЕВЕРАВТОТРАНС" о взыскании с Администрации городского поселения Советский 6 359 674 руб. 69 коп. убытков.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционным жалобам судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрация городского поселения Советский в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2013 года по делу N А75-3981/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3981/2013
Истец: ООО "Северавтотранс", ООО "СЕВЕРАВТОТРАНС"
Ответчик: Администрация городского поселения Советский, Администрация МО Советский район