г. Санкт-Петербург |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А56-68026/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): Сергеев В.М. - доверенность от 02.09.2013
Дворниченко А.А. - доверенность от 28.02.2013
от ответчика (должника): Суконкина Ю.С. - доверенность от 10.01.2014 N 02-20/00102
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2238/2014) Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 по делу N А56-68026/2013 (судья Терешенков А,Г.), принятое
по заявлению ООО "Ираклион"
к Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу
об обязании выплатить проценты
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ираклион" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнений, об обязании Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) выполнить действия, направленные на выплату ООО "Ираклион" процентов за несвоевременный возврат НДС за период с 10.05.2012 по 19.12.2013 в размере 2 951 852,65 руб., исходя из учетной ставки ЦБ РФ, путем принятия решения о выплате процентов и направления поручения о их выплате в УФК по Санкт-Петербургу в соответствии с правилами статьи 176 НК РФ.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2013 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, требования Общества не правомерно удовлетворены судом в заявленном налогоплательщиком размере, поскольку расчет процентов за не своевременный возврат сумм НДС подлежит производить с 10.05.2012 по 24.10.2012. В обоснование указанного довода налоговый орган ссылается на то, что 24.10.2012 Инспекцией во исполнение решения УФНС России по Санкт-Петербургу от 14.09.2012 N 16-13/33928 были направлены принятые решения о возврате НДС на расчетный счет Общества в УФК по Санкт-Петербургу, тем самым были выполнены все возложенные на налоговый орган обязанности по возврату налога. Кроме того заявка на перечисление процентов за несвоевременный возврат НДС в размере 824 231,33 руб. за период с 10.05.2012 по 24.09.2012 также была направлена в УФК по Санкт-Петербургу 21.11.2013, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют.
В судебном заседании представитель налогового органа требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетоврения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вступившим в законную силу по делу N А56-8670/2013 суд признал незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу, выразившегося в ненаправлении в территориальный орган Федерального казначейства поручения о перечислении на расчетный счет Общества 22 012 780 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащего возмещению из федерального бюджета за IV квартал 2011 года на основании решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 14.09.2012 N 16-13/33928, в порядке, установленном пунктом 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); об обязании Инспекции возместить Обществу 22 012 780 руб. НДС за IV квартал 2011 года путем возврата на расчетный счет Общества посредством направления поручения на возврат налога непосредственно в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу.
Управление ФНС России по Санк-Петербургу решением от 12.11.2012 N 6-13/41678@ обязало Инспекцию начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата НДС за 4 квартал 2011 года.
Поскольку в добровольном порядке налоговым органом проценты за не своевременный возврат сумм НДС не были начислены и выплачены налогоплательщику, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на их обоснованность, как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Пунктом 7 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Согласно пункту 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Положения пункта 10 статьи 176 НК РФ предусматривают, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае, если предусмотренные пунктом 10 названной статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Согласно пункту 11 статьи 176 НК РФ в случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
В данном случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что камеральная проверка декларации Общества по НДС за 4-й квартал 2011 года закончена 19.04.2011.
Решения о возврате налога N 7816011971 и N 7816012099 приняты налоговым органом 21.09.2012 и 24.09.2012 соответственно, то есть с нарушением срока, установленного статьей 176 НК РФ.
Следовательно, проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176 НК РФ подлежат начислению с того момента, когда спорная сумма налога подлежала возврату обществу в силу закона, если бы инспекция своевременно приняла надлежащее решение, то есть с учетом выходных и праздничных дней с 10.05.2011.
Из материалов дела следует, что судебными актами по делу N А56-8670/2013 признана ошибочной позиция Инспекции о том, что формирование файла, в дальнейшем изъятого следственными органами, свидетельствует об исполнении налоговым органом обязанности по возврату налога в соответствии со статьей 176 НК РФ.
Таким образом, направление 24.09.2012 налоговым органом сформированных поручений о возврате суммы НДС во исполнение решений о возврате налога от 21.09.2012 N 7816011971 и от 24.09.2012 N 7816012099 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Санкт-Петербургу, изъятых в последствии следственными органами на основании постановления о производстве выемки от 24.09.2012, не является надлежащим исполнением обязанности по возврату налога в соответствии со статьей 176 НК Российской Федерации.
Поскольку доказательств направления поручений о возврате налога на расчетный счет Общества сформированных на основании решений о возврате налога от 21.09.2012 N 7816011971 и от 24.09.2012 N 7816012099 непосредственно в Территориальный орган Федерального казначейства налоговым органом не представлено, суд первой инстанции обосновано признал правомерным расчет процентов Общества произведенный за период с 10.05.2012 по 19.12.2013 в размере 2 951 852,65 руб.
Указанный расчет проверен судом и подлежит применению.
Доводы налогового органа о направлении в УФК по Санкт-Петербургу в соответствии со ст.176 НК РФ сформированной заявки от 21.11.2012 на выплату Обществу 824 231 руб. 33 коп. процентов за период с 10.05.2012 по 24.09.2012, в связи с чем налоговым органом выполнены все возложенные на него законом обязанности, правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречащие материалам дела.
Так судом установлено, что сформированная заявка от 21.11.2012 на выплату Обществу 824 231 руб. 33 коп. процентов за период с 10.05.2012 по 24.09.2012 была направлена налоговым органом в федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы в Санкт-Петербурге (далее - ФКУ "Налог-Сервис") для их последующего направления в территориальный орган Федерального казначейства, поскольку в реестре N 1747 заявок на возврат переданных в УФК по г. Санкт-Петербургу от 21.11.2012 г. имеются подписи только сотрудников налогового органа - Самушенок Т. В. и Дружининой Н.В., однако отсутствует подпись работника УФК по Санкт-Петербургу о приятии к исполнению данного решения.
Кроме того, письмом от 21.11.2012 исх. 17-12/01000 ДСП @ Филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Санкт-Петербургу уведомило УФНС России по Санкт-Петербургу и МИ ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу о том, что вышеуказанные заявки на возврат в связи с изъятием не были направлены в УФК по г. Санкт-Петербургу для дальнейшей обработки.
Как указывалось выше, действующее налоговое законодательство обязывает налоговые органы направить непосредственно в орган Федерального казначейства поручение на возврат как суммы налога так и начисленной суммы процентов за несвоевременный возврат сумм налога.
Факт выемки файлов заявок из ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Санкт-Петербурге не может являться обстоятельством, освобождающим Инспекцию от направления соответствующих поручений в орган федерального казначейства с гарантированным их получением адресатом.
В рассматриваемом случае соответствующее поручение на возврат спорной процентов непосредственно в органы Федерального казначейства Инспекцией не направлялось.
Ссылка налогового органа на Регламент взаимодействия между налоговыми органами при осуществлении обмена информацией с Управлением N 04-06/349@, который предусматривает направление файлов в органы Федерального казначейства для исполнения через межрайонные инспекции по централизованной обработке данных, обоснованно отклонена судебными инстанциями, поскольку данный документ не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может изменять либо дополнять порядок возврата НДС, установленный статьей 176 НК РФ.
Доводы налогового органа, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе о том, что 26.02.2014 налоговым органом повторно оформлена и представлена непосредственно в УФК по Санкт-Петербургу заявка на возврат Обществу НДС в размере 22 012 780 руб. не имеет правового значения, поскольку в данном случае проценты за несвоевременный возврат сумм НДС начислены заявителем за период с 10.05.2012 по 19.12.2013 и не опровергают наличие незаконного бездействия налогового органа до вынесения судом обжалуемого решения.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 по делу N А56-68026/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68026/2013
Истец: ООО "Ираклион"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N27 по Санкт-Петербургу