г. Чита |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А19-15690/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года по делу N А19-15690/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ОГРН 1023801428111, ИНН 3807002509, место нахождения: 129626, г. Москва, ул. Новоалексеевская, д. 13, стр. 1) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35) о признании незаконным в части решения от 13.09.2013 N 38ос/с/р (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (далее - ОАО "Корпорация "Иркут", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ИРО ФСС РФ, фонд) в лице Городского филиала N 5 о признании незаконным решения от 13.09.2013 N 38ос/с/р в части непринятия к зачету суммы 1 683 413 рублей 24 копейки - расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года требования удовлетворены.
Удовлетворяя указанные требования общества, суд первой инстанции исходил из правомерности применения обществом коэффициента 1,3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию, поскольку выравнивающий районный коэффициент в таком размере для территорий Иркутской области, в том числе для города Иркутска, установлен с 01.01.1993 постановлением Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области".
Судом отклонены как несостоятельные доводы ГУ ИРО ФСС РФ о том, что работодатель в случае применения им районного коэффициента 1,3 должен за счет собственных средств производить выплату страхового обеспечения в сумме, составляющей разницу между коэффициентом 1,2 и коэффициентом 1,3.
Между тем суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о нарушении Фондом социального страхования порядка рассмотрения материалов документальной выездной проверки в связи с не извещением страхователя ОАО "Корпорация "Иркут" о рассмотрении материалов проверки и необеспечением страхователю возможности участия в рассмотрении материалов проверки, установив, что страхователь в лице Вепрева А.А., являющегося генеральным директором Иркутского авиационного завода - филиала ОАО "Корпорация "Иркут", надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, имело возможность представить возражения на акт проверки и реализовало данную возможность.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, фонд обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, поставив вопрос об его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью, поэтому расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не ее субъектов. Поскольку для пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, на Федеральном уровне для города Иркутска установлен районный коэффициент 1,2, фонд правомерно принял к зачету только расходы по пособиям, исчисленным исходя из указанного коэффициента.
Фонд считает, что страхователь вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,3, при этом затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента должны быть осуществлены за счет его собственных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.01.2014. Лица, участвующие в деле своих представителей для участия в судебном заседании не направили, известили суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв с 5 марта 2014 года до 16 час. 45 мин. 12 марта 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда 06.03.2014. Лица, участвующие в деле своих представителей для участия в судебном заседании после перерыва не направили, фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
ОАО "Корпорация "Иркут" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023801428111.
Как следует из материалов дела, Городским филиалом N 5 ГУ ИРО ФСС РФ проведена плановая выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя Иркутский авиационный завод - филиала ОАО "Корпорация "Иркут" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проведения проверки фондом установлено неправомерное применение филиалом общества районного коэффициента 1,3 при начислении единовременных пособий при рождении ребенка, социальных пособий на погребение, ежемесячных пособий по уходу за ребенком, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 20.08.2013 N 84-ос/с/р.
Акт выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 20.08.2013 N 84-ос/с/р и уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов документальной выездной проверки направлены Фондом руководителю Иркутского авиационного завода - филиала ОАО "Корпорация "Иркут", что заявителем не оспаривается.
По акту выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 20.08.2013 N 84-ос/с/р в Городской филиал N 5 ГУ ИРО ФСС РФ Иркутским авиационным заводом - филиалом ОАО "Корпорация "Иркут" были представлены возражения, оформленные письмом от 04.09.2013 N313/2507, подписанным генеральным директором Иркутского авиационного завода Вепревым А.А.
Решением от 13.09.2013 N 38ос/с/р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователю отказано в принятии к зачету расходов в сумме 2 116 529 руб. 79 коп.
Не согласившись с решением от 13.09.2013 N 38ос/с/р в части непринятия расходов в сумме 1 683 413 руб. 24 коп., ОАО "Корпорация "Иркут" обжаловало его в судебном порядке.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом не допущено существенных нарушений при проведении проверки и рассмотрении ее материалов. Страхователь в лице представителя по доверенности от 17.12.2012 Вепрева А.А., являющегося генеральным директором Иркутского авиационного завода - филиала ОАО "Корпорация "Иркут", надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, имел возможность представить возражения на акт проверки и реализовал данную возможность.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что фондом не доказано наличие оснований для принятия оспариваемого решения, при этом обществом подтверждено нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов, как страхователя, на получение зачета при уплате платежей по обязательному социальному страхованию, в части произведенных им расходов, связанных с выплатами пособий по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам.
Суд первой инстанции правильно исходил из правомерности применения обществом коэффициента 1,3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию, исходя из следующего.
В силу статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории районов и городов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации, г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского района, где установлен коэффициент 1,6, г. Братска, Братского района, где установлен коэффициент 1,4) установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.
Законность указанного нормативного акта была предметом проверки в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N 66-Г08-1, в удовлетворении заявленных требований было отказано, суды пришли к выводу о законности оспариваемых положений постановления от 28.01.1993 N 9 и их непротиворечии федеральному закону.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при начислении в 2010-2012 годах выплат по обязательному социальному страхованию в сумме 1683413,24 руб., в том числе: единовременных пособий при рождении ребенка в сумме 1171539,92 руб., социальных пособий на погребение в сумме 42406,12 руб., ежемесячных пособий по уходу за ребенком в сумме 382350,88 руб., пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам в сумме 61695,80 руб., единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в сумме 25420,52 руб., общество, руководствуясь нормативным правовым актом Иркутской области, правомерно применяло районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Данный вывод суда подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.11.2010 по делу N А19-17762/10-65, которым удовлетворены заявленные требования ОАО "Корпорация "Иркут" о признании незаконным решения Городского филиала N 5 ГУ ИРО ФСС РФ от 26.07.2010 N 42, вынесенного по результатам выездной проверки страхователя за период с 01.04.2009 по 31.12.2009.
Суд апелляционной инстанции считает довод апелляционной жалобы фонда об источниках осуществления затрат на выплату районных коэффициентов и необходимости расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, только на основании нормативных актов Российской Федерации, нормативно не обоснованным.
Доводы фонда о том, что работодатель в случае применения им районного коэффициента 1,3 должен за счет собственных средств производить выплату страхового обеспечения в сумме, составляющей разницу между коэффициентом 1,2 и коэффициентом 1,3, являлись предметом оценки суда первой инстанции и правильно им отклонены, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 за счет собственных средств предприятия осуществляются затраты на выплату установленных коэффициентов. В данном случае общество производит выплату заработной платы, к которой применен районный коэффициент 1,3, за счет собственных средств. Однако указанное обстоятельство не влияет на порядок выплаты и размер страховых возмещений за счет средств бюджета Фонда социального страхования. Следует учитывать, что согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" финансирование расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (за исключением первых двух дней временной нетрудоспособности при утрате застрахованным лицом трудоспособности по причине заболевания или травмы, оплачиваемых за счет средств страхователя).
Поскольку общество правомерно применяло коэффициент 1,3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности и источником финансирования выплаты таких пособий, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности, является Фонд социального страхования Российской Федерации, несостоятельным является довод учреждения о том, что пособия по временной нетрудоспособности в части, превышающей коэффициент 1,2, выплачиваются за счет организации.
Не может быть принят во внимание довод фонда о непринятии им к зачету расходов по пособиям в части сумм, превышающих максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности, поскольку обжалуемое обществом решение фонда не содержит таких выводов.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя. Приведенным в апелляционной жалобе доводам фонда судом первой инстанции дана надлежащая оценка, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года по делу N А19-15690/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15690/2013
Истец: ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ-ИРО ФСС РФ (городской филиал N5)
Третье лицо: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2651/14
17.03.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-276/14
23.01.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-276/14
17.12.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15690/13