г. Хабаровск |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А80-313/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
от администрации городского округа Анадырь: представитель не явился;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу
на решение от 04.12.2013
по делу N А80-313/2013
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю. В.
по заявлению администрации городского округа Анадырь
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу
о признании незаконными решения от 13.06.2013 и предписания от 13.06.2013 N 10/01-37/13
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Анадырь (ОГРН 1028700587486, ИНН 8709002387, далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением признать незаконным решение управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 13.06.2013 (ОГРН 1088709000456, ИНН 8709012360, далее - управление), а также признать незаконным предписание антимонопольного органа N 10/01-37/13 от 13.06.2013.
Определением от 08.10.2013 третьим лицом, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство".
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 04.12.2013 по делу N А80-313/2013 заявленные требования администрации удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.12.2013 по делу N А80-313/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, иными субъектами права, также получать от них необходимые документы и информацию (пункты 1, 11 части 1 статьи 23).
В силу частей 1 и 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Необходимым условием для возбуждения дела является наличие в действиях лица признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 47.1 Закона о конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел выделить в отдельное производство одно или несколько дел.
Как следует из материалов дела в отношении муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее предприятие, третье лицо) и общества с ограниченной ответственностью "АКВА" комиссией антимонопольного органа были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) администрации, в связи с чем, дело в отношении администрации N 21/01-37/13 выделено в отдельное производство.
Определением от 11.04.2013 у администрации были запрошены учредительные документы, документы и письменные пояснения по вопросу осуществления функций учредителя предприятия, распоряжения и письменные пояснения о делегировании в 2012 году предприятию полномочий на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Определениями от 30.04.2013, 17.05.2013 рассмотрение дела откладывалось, у администрации истребованы дополнительные документы в отношении порядка и условий предоставления и использования средств бюджета, выделенных предприятию в 2011-2013 годах в виде муниципальных преференций (субсидий).
По результатам рассмотрения антимонопольного дела комиссия пришла к выводу о нарушении администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в предоставлении предприятию права принимать решения о привлечении третьих лиц для освоения предоставленной преференции, а также в бездействии, выразившемся в отсутствии контроля за использованием субсидии, что привело к заключению предприятием договоров подряда на выполнение работ, относящихся к муниципальным нуждам, без проведения конкурсных процедур, что является устранением конкуренции на рынке тепло-водоснабжения городского округа.
Решением антимонопольного органа от 13.06.2013 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. На основании решения выдано предписание о необходимости внесения изменений в постановление от 26.04.2013 N 232 "Об утверждении условий предоставления в 2013 году муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" субсидии из бюджета городского округа Анадырь на выполнение ремонтных работ на объектах коммунальной инфраструктуры", исключающее право МП "ГКХ" принимать решение о привлечении подрядной организации, размещать муниципальный заказ на выполнение ремонтных работ, на которые предприятию предоставлена преференция в виде субсидии.
Администрация не согласившись с принятым антимонопольным органом решением и предписанием обратилась в арбитражный суд, который признал акты несоответствующими законодательству. С выводом суда первой инстанции соглашается апелляционный суд и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Поскольку в качестве преференции может выступать имущество (в том числе денежные средства), выделение субсидии признается преференцией.
Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, в том числе, обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Частью 3 указанной нормы установлено, государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относит, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Для решения поставленных вопросов орган местного самоуправления наделен определенными организационными полномочиями, включая создание муниципальных предприятий (статья 51).
На основании постановления главы администрации городского округа Анадырь от 30.06.2006 N 117 образовано МП ГО Анадырь "ГКХ" в целях выполнения работ по производству, передаче и распределению питьевой воды, тепловой энергии и горячего водоснабжения, обеспечению бесперебойной и качественной работы сетей тепло и водоснабжения потребителей. Учредителем предприятия является администрация. Все недвижимое имущество, включая коммунальную инфраструктуру и сети, является муниципальной собственностью и находится в хозяйственном ведении предприятия.
Постановлением администрации городского округа Анадырь от 15.10.2010 N 716 (в редакции постановлений о внесении изменений) утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Поддержка и модернизация жилищно-коммунального хозяйства городского округа Анадырь на 2011-2013 годы". Одним из мероприятий программы предусмотрено выделение субсидий предприятию в 2011-2013 годах на выполнение работ на объектах коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с нормативными актами о бюджете, нормативными положениями о предоставлении бюджетных средств постановлениями главы администрации ГО Анадырь утверждены Условия предоставления МП ГО Анадырь "ГКХ" субсидии из бюджета городского округа Анадырь на выполнение работ на объектах коммунальной инфраструктуры (далее - условия предоставления субсидии) на 2011, 2012, 2013 годы.
Указанными актами (пункты 7, 8 приложений к постановлениям) как в 2011, 2012, так и в 2013 году предусмотрено право предприятия на привлечение подрядных организаций. Условиями предоставления субсидии определено, что в этом случае размещение муниципального заказа необходимо выполнить в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в 2013 году в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). Субсидии предоставляются в соответствии с Условиями предоставления субсидии и соглашением, заключенным между предприятием и администрацией, которое предусматривает цель предоставления субсидии, размер субсидии, порядок перечисления, сроки, порядок и формы отчетности об использовании субсидии, порядок контроля за целевым использованием субсидии, после рассмотрения предусмотренных Условиями предоставления субсидии документов.
Получатель субсидии в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в администрацию документы предусмотренные соглашением, а также отчет о расходовании субсидии.
Условия предоставления субсидии предусматривают приостановление или прекращение предоставления субсидии в случаях непредставления отчетности, установления факта предоставления недостоверных данных об объемах выполненных работ. В случае представления недостоверной информации субсидия подлежит возврату в бюджет городского округа Анадырь.
В 2011-2013 годах предприятию предоставлялись муниципальные преференции в виде субсидий в целях обеспечения жизнедеятельности населения городского округа Анадырь, в том числе, на выполнение ремонтных работ на объектах коммунальной инфраструктуры.
На основании соглашения от 29.04.2013 заключенного между администрацией и предприятием, предприятию предусмотрено выделение субсидии в размере 19 500 тыс.руб. в 2013 году.
Пунктами 2.1.1.2, 3.1, 3.3 соглашения установлено, что получатель субсидии вправе осуществлять работы, указанные в соглашении собственными силами, либо привлекать подрядные организации, в порядке, установленном действующим законодательством. В случае, если получатель субсидии принял решение о привлечении подрядной организации, размещение муниципального заказа необходимо выполнить в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Перечисление субсидии производится после представления всех необходимых документов, в том числе, о размещении муниципального заказа.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По материалам дела апелляционным судом не установлено нарушение порядка предоставления предприятию муниципальной преференции в виде субсидии в соответствии с решениями о бюджете Совета депутатов ГО Анадырь. Антимонопольный орган полагает, что поскольку преференции были предоставлены конкретному получателю - предприятию на возмещение его затрат, связанных с выполнением ремонтных работ на объектах коммунальной инфраструктуры, то оно не вправе на свое усмотрение передавать полученное преимущество третьим лицам, привлеченным подрядчикам при освоении полученной преференции в виде средств бюджета.
Средства субсидии предоставлялись предприятию после представления соответствующего пакета документов, подтверждающих выполнение определенных работ.
Апелляционным судом по материалам дела установлено отсутствие доказательств антимонопольного органа о том, что включение в Условия предоставления субсидий права предприятия привлекать подрядные организации с применением соответствующих процедур размещения заказа приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции по выполнению работ для МП ГО Анадырь "ГКХ". Не подтверждено, что действия администрации образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Установление антимонопольным органом заключения в 2012 году ряда договоров подряда между предприятием и подрядчиками без проведения процедуры торгов не относится к оспариваемым решению и предписанию.
Как верно указал суд первой инстанции антимонопольный орган ограничился частичной информацией о целевом использовании бюджетных средств по 2012 году, а также информацией администрации о выделенных бюджетных средствах, не проверив факты принятия (непринятия) администрацией мер, направленных на осуществление контроля за использованием бюджетных средств, в том числе, в 2013 году, их достаточность, своевременность. Довод о бездействии администрации, выразившемся в отсутствии контроля за использованием субсидии основан на предположениях и доказательствами не подтвержден.
Предприятием и администрацией в материалы дела представлены платежные документы и сведения, подтверждающие освоение предприятием бюджетных средств в 2013 году, а также информацию о размещении заказов на выполнение работ с электронной торговой площадки, согласно которой, предприятием размещено заказов на сумму более 138 545 тыс. руб. (включая виды работ, на которые выделены бюджетные средства).
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 04.12.2013 по делу N А80-313/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-313/2013
Истец: Администрация ГО Анадырь, Администрация городского округа Анадырь
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу, УФАС по Чукотскому АО
Третье лицо: МП ГО Анадырь "ГКХ"