г. Киров |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А31-10012/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Шестанова А.Ю., действующего на основании доверенности от 05.11.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зенитар"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.12.2013 по делу N А31-10012/2013, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зенитар"
к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области
третье лицо: департамент по труду и занятости населения Костромской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зенитар" (далее - заявитель, Общество, ООО "Зенитар") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области (далее - ответчик, Комиссия) об отклонении заявки Общества о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год, изложенного в подпункте "б" пункта 2 Протокола от 25.06.2013 N 11 заседания Комиссии.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Зенитар" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 23.12.2013 по делу N А31-10012/2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество полагает, что в рассматриваемом случае у Комиссии отсутствовали предусмотренные законом (пункт 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" (далее - Правила N 783) основания для принятия оспариваемого решения об отклонении заявки Общества о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год. В оспариваемом решении Комиссии, как отмечает заявитель, отсутствует указание на какие-либо основания для отклонения заявки Общества, исчерпывающий перечень которых поименован в названном пункте Правил N 783.
Заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что обратное, в нарушение положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ответчиком не доказано.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Департамент по труду и занятости населения Костромской области (далее - третье лицо, Департамент) в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комиссия отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.04.2013 ООО "Зенитар" обратилось в уполномоченный орган с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год.
В заявке общество указало следующие сведения:
- вид экономической деятельности (код по ОКВЭД) (графа 2) - 74.5 (Наем и подбор персонала);
- численность работников у заявителя по состоянию на 01.01.2013 (графы 6 - 8) - 1 человек;
- дополнительная потребность в иностранных работниках (графы 9 - 11) - 60 человек, в том числе по профессиям: 50 чел. - подсобные рабочие, 5 чел.
- животноводы, 5 чел. - трактористы;
- страна, из которой предусматривается привлечение иностранных работников, (графы 12 - 13) - Узбекистан;
- условия привлечения иностранных работников (графы 14 - 29):
срок, на который предполагается привлекать иностранных работников, (графа 14) - 12 месяцев,
средний размер оплаты труда по соответствующей профессии на рабочих местах, на которые приглашаются иностранные работники, (графа 15): подсобный рабочий - 7200 руб., животновод - 7500 руб., тракторист - 7500 руб.,
предоставляемое жилье (графы 16 - 19) - другие виды предоставляемого жилья для 60 иностранных граждан,
оказание медицинской помощи (графы 20 - 21) предполагается в рамках добровольного медицинского страхования,
опыт работы иностранных работников (графы 22 - 25) - от 3 до 5 лет,
образование иностранных работников (графы 26 - 29) - начальное профессиональное;
- обращений в государственное учреждение службы занятости населения для подбора заявленных работников из числа состоящих на учете в органах службы занятости (графы 30-31) от заявителя не поступало;
- причины привлечения по указанным профессиям иностранных работников (графы 32-36) - отсутствие национальных кадров в других регионах Российской Федерации;
- обучение или повышение квалификации иностранных работников по заявленным профессиям (графа 37) - не планируется.
По итогам рассмотрения заявки ООО "Зенитар" Комиссией было принято решение об исключении ее из потребности региона в привлечении иностранной рабочей силы в связи с возможностью удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, что отражено в подпункте "б" пункта 2 протокола от 25.06.2013 N 11.
О принятом решении Общество было извещено письмом Департамента по труду и занятости населения Костромской области от 08.07.2013 N 1006/01-1.
Полагая, что решение Комиссии об отклонении заявки Общества о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год, изложенное в подпункте "б" пункта 2 Протокола от 25.06.2013 N 11 заседания Комиссии, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Зенитар" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о том, что заявка ООО "Зенитар" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в количестве 60 человек на 2014 год была отклонена Комиссией на законных основаниях, поскольку ответчиком при рассмотрении заявки была установлена возможность удовлетворения потребности ООО "Зенитар" в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.
В силу пункта 2 указанной статьи, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, под которыми понимаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, регулируется Правилами N 783.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 783 согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами. Состав межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Ежегодно, до 1 мая, работодатели представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (пункт 7 Правил N 783).
В соответствии с пунктом 9 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение соответствующих органов.
Согласно пункту 11 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников; возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации; ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников; оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Согласно пункту 16 Правил N 783 уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляют на рассмотрение межведомственных комиссий:
а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками;
б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;
в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы;
г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений;
д) информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Пунктом 17 Правил N 783 предусмотрено, что межведомственные комиссии рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
Пунктом 18 Правил N 783 предусмотрено, что по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично, в том числе в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Костромской области от 09.11.2009 N 376-а "О создании межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области" и постановлением губернатора Костромской области от 09.11.2009 N 257 "О межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области" создана межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области и утверждены положение о межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области и ее состав.
Как следует из материалов дела, основанием для отклонения Комиссией заявки ООО "Зенитар" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в количестве 60 человек на 2014 год послужил факт возможности удовлетворения потребности ООО "Зенитар" в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.
При этом Комиссия учитывала сведения о количестве состоящих на учете в органах службы занятости Костромской области граждан (л.д.54) по заявленным ООО "Зенитар" профессиям, согласно которым по состоянию на 25.06.2013 на учете состояло: подсобных рабочих - 335 человек (Обществом заявлено 50 человек), животноводов - 5 человек (Обществом заявлено 5 человек), трактористов - 56 человек (Обществом заявлено 5 человек).
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о том, что поскольку Комиссий была установлена возможность удовлетворения потребности ООО "Зенитар" в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, решение об отклонении заявки ООО "Зенитар" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в количестве 60 человек на 2014 год принято на законных основаниях (подпункт "а" пункта 18 правил N 783). Иного из имеющихся материалов дела не усматривается.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае потребность ООО "Зенитар" в иностранных работниках на 2014 год Обществом должным образом не подтверждена.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает правомерной позицию ответчика о том, что возможность удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов у ООО "Зенитар" имелась, в том числе, путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
В этой связи, оспариваемое решение Комиссии соответствует положениям действующего законодательства, и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого решения незаконным, о чем правомерно и обоснованно указано в обжалуемом судебном акте.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что в оспариваемом решении Комиссии отсутствуют указание на какие-либо основания для отклонения заявки Общества, исчерпывающие перечень которых поименован в пункте 18 Правил N 783, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит объективной действительности. Так из решения Комиссии об отклонении заявки Общества о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год, изложенного в подпункте "б" пункта 2 Протокола от 25.06.2013 N 11 заседания Комиссии, следует, что заявка Общества исключена из потребности региона в привлечении иностранной рабочей силы в связи с возможностью удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (л.д.36, 38).
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, должным образом не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в пункте 15 Информационного письма от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
С учетом изложенного, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, в размере 1 000 (одна тысяча) рублей 00 копеек, излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 15.01.2014 N 2 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.12.2013 по делу N А31-10012/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зенитар" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Зенитар" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.01.2014 N 2.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-10012/2013
Истец: ООО "Зенитар"
Ответчик: Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области
Третье лицо: Департамент по труду и занятости населения Костромской области, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области, ООО "Зенитар"