г. Воронеж |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А14-13315/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е., при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже: Саввиной Э.В., главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 01-36/4 от 09.01.2014, Барановой В.Ю., ведущего специалиста-эксперта отдела выездных проверок, доверенность N 01-36/128 от 10.01.2014,
от Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1149": Третьякова С.Н., адвоката, доверенность б/н от 18.02.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.01.2014 по делу N А14-13315/2013, рассмотренное в порядке упрощенного производства (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие N1149" (ОГРН 1033600088312; ИНН 3664052795) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о признании недействительным решения от 23.10.2013 N 04603413РВ0000978,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1149" (далее - Общество, ООО "ПАТП N 1149") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) от 23.10.2013 N 04603413РВ0000978 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Орловской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как несоответствующее нормам материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что ООО "ПАТП N 1149" не подтверждено наличие вредных производственных факторов, воздействие которых на работников превышает установленные нормативы, аттестация рабочих мест по условиям труда в проверяемом периоде Обществом не проводилась, в связи с чем стоимость молока, бесплатно выданного работникам, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке и не относится к числу компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии с действующим законодательством.
В представленном отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) ООО "ПАТП N 1149" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, результаты которой оформлены актом от 19.09.2013 N046 034 13 АВ 0003408.
По результатам проведенной проверки органом Пенсионного фонда принято решение от 23.10.2013 N 046 034 13 РВ 0000978 о привлечении ООО "ПАТП N 1149" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 926,74 руб. и статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 4633,72 руб., также указанным решением Обществу начислены пени по состоянию на 23.10.2013 в сумме 822,67 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 4633,72 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод органа Пенсионного фонда, что в результате занижения ООО "ПАТП N 1149" базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и доначисления Пенсионным фондом страховых взносы в размере 4633,72 руб., представленные к проверке сведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010 года, полугодие и год 2011 года, 1 квартал, полугодие и год 2012 года содержали недостоверные данные в отношении работников, аттестация рабочих мест которых не проводилась.
Не согласившись с вынесенным решением от 23.10.2013 N 046 034 13 РВ 0000978, ООО "ПАТП N 1149" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
При этом статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 указанной статьи Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, согласно абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормы и условия выдачи бесплатного молока за работу с вредными производственными факторами установлены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 и Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.
Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно Нормам и условиям бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н:
- бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), приведенного в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2);
- норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
В соответствии с дополнениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 N 245н в пункт 13 вышеназванных Норм и условий, основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам является наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном на момент вступления в силу данного Приказа порядке, которые подтверждают отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, указанным в Перечне.
При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении работодателем вышеперечисленных требований сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.
На основании указанных норм суд пришел к выводу, что работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
Статья 135 ТК РФ определяет, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом первой инстанции установлено, что право работников на получение бесплатного молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными условиями труда предусмотрены положениями коллективных договоров Общества на 2009 - 2011 годы и на 2012 - 2015 годы. Как следует из материалов дела, Приложениями к коллективным договорам ООО "ПАТП N 1149" утвержден список профессий и должностей с вредными условиями труда, работа которых дает право на бесплатное получение молока из расчета по 0,5 литра в смену для рабочих, связанных с вредными условиями труда.
Таким образом, до проведения аттестации рабочих мест Общество обязано обеспечивать работников, занятых на работах с вредными условиями труда, бесплатной выдачей молока в соответствии с принятым коллективным договором.
С учетом названных норм, обеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком по установленным нормам, обязанность по выдаче которого предусмотрена в коллективном договоре, является компенсационной выплатой, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В нарушение положений статей 65 и 200 АПК РФ, возлагающей на орган Пенсионного фонда обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, Управление не представило суду доказательств, что в спорный период вредные производственные факторы отсутствовали или они не превышали установленных нормативов.
Норма бесплатной выдачи молока (0,5 литра за смену) работодателем не превышалась.
Таким образом, суд правомерно указал, что у Управления отсутствовали правовые основания для включения 15 947,50 руб. расходов Общества на выдачу молока операторам котельной в базу для начисления страховых взносов и, соответственно, для доначисления ООО "ПАТП N 1149" страховых взносов в общей сумме 4633,72 руб., в том числе, на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 3 820,39 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 657,36 руб., в ТФОМС - 155,97 руб., начисления пени за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 по состоянию на 23.10.2013 в размере 822,67 руб., в том числе: за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пении - 681,09 руб., за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 106,45 руб., в ТФОМС - 35,13 руб., а также для привлечения Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 926,74 руб.
Апелляционная инстанция также считает правомерным вывод суда о признании недействительным решения Управления от 23.10.2013 N 04603413РВ0000978 в части привлечении к ответственности за представление неполных и недостоверных сведений индивидуальном (персонифицированном) учете по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС за отчетные периоды 1 квартал 2011 года, 1 полугодие 2011 года, год 2011, 1 квартал 2012 года, 1 полугодие 2012 года, год 2012, связанных с неправильным определением базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в размере 18 566,96 руб.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К категории страхователей отнесены юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.
Сведения, которые должны быть представлены страхователями в орган Пенсионного фонда, и срок их представления установлены в статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, представляемых страхователем, относится: сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Вместе со сведениями, предусмотренными пунктом 2 названной статьи Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов обязательного пенсионного страхования и о начисленных суммах страховых взносов.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В рассматриваемом случае произведенные выплаты не включались в базу для исчисления страховых взносов, соответственно страховые взносы Обществом не начислялись.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Данный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 октября 2012 года N 7828/12.
Таким образом, следует признать, что Управление не доказало наличия в действиях ООО "ПАТП N 1149" состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
ООО "ПАТП N 1149" также было привлечено к ответственности предусмотренной статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500,10 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 1 полугодие 2010 года о стаже застрахованных лиц: Буслов Александр Васильевич (СНИЛС 029-770-746 90), Потапов Игорь Сергеевич (СНИЛС 029-770-838 93) - приказ от 01.06.2010 N13-к "О приеме работников на работу", приказ от 01.06.2010 N 4б/с "О предоставлении отпуска работникам без сохранения заработной платы", табель учета рабочего времени за июнь 2010 года.
По данному эпизоду суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В этой связи привлечение ООО "ПАТП N 1149" решением от 23.10.2013 N 04603413РВ0000978 к ответственности в виде штрафа по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 500,10 руб. за предоставление недостоверных сведений за отчетный период I полугодие 2010 года неправомерно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 23.10.2013 N 046 034 13 РВ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ПАТП N1149", основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, ходатайств о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не заявляли.
В суде первой инстанции ими не приводилось доводов о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.01.2014 по делу N А14-13315/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13315/2013
Истец: ООО "ПАТП N1149"
Ответчик: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже