г. Чита |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А19-14036/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиал N 8) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2013 г. по делу N А19-14036/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие"
о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиал N 8) N 43 от 22.08.2013 г. в части доначисления страховых взносов в сумме 11533 руб. 02 коп. и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 2306 руб. 60 коп.,
о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиала N 8) N 1391 от 22.08.2013 г. в части доначисления страховых взносов в сумме 795 руб. 38 коп. и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 159 руб. 08 коп.,
(суд первой инстанции - Сураева О.П.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие" (ОГРН 1113801009002, ИНН 3801114100 адрес: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Бульварная, 4-14, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании незаконными:
решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиал N 8) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, далее - Фонд) от 22 августа 2013 года N 43 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 11 533 руб. 02 коп. и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 2 306 руб. 60 коп.,
решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиала N 8) от 22 августа 2013 год N 1391 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 795 руб. 38 коп. и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 159 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными:
решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиал N 8) N 43 от 22.08.2013 г. в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 2306 руб. 60 коп. (п.1 решения), предложения уплатить доначисленные страховые взносы в сумме 11533 руб. 02 коп. (п.2 решения); предложения уплатить штраф в сумме 2306 руб. 60 коп. (п.2 решения),
решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиал N 8) N 1391 от 22.08.2013 г. в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 159 руб. 08 коп. (п.1 решения), предложения перечислить в добровольном порядке страховые взносы в сумме 795 руб. 38 коп. (п.2 решения), предложения перечислить в добровольном порядке штраф в сумме 159 руб. 08 коп. (п.2 решения), как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральному закону от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд первой инстанции обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области (филиал N 8) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие". Взыскал с Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качестве, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждения за труд), и поэтому что не предусмотрены трудовыми договорами. Поскольку выплаты в виде компенсации стоимости путевок на базы отдыха не являются вознаграждением за труд в рамках трудового договора (трудовых отношений), не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса РФ, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества, не включены в систему оплаты труда, следовательно, данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. Кроме того, к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относится также оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, так как такие выплаты носят характер государственной поддержки и направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, и данные выплаты производятся за счет средств фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Иркутской области от 25.12.2013 г. по делу А19-14036/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие" о признании незаконными требований Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования N 43 от 09.09.2013 г., N 1391 от 09.09.2013 г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей. Таким образом, к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре, коллективном договоре. Следовательно, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, а также оплата стоимости путевок на базы отдыха за счет предприятия подлежит обложению страховыми взносами.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв общества, в котором оно поддерживает выводы суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.02.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1113801009002, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 17.09.2013 (т.1 л.д.17-20).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Филиалом N 8 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие" проведена плановая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01 июня 2011 года по 31 декабря 2012 года.
В ходе проверки выявлен факт занижения базы для начисления страховых взносов на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, а также для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с неначислением страховых взносов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, неначислением страховых взносов на денежную премию работникам за многолетний добросовестный труд, неначислением страховых взносов на стоимость путевки за счет предприятия. Результаты проверки отражены в актах выездной и документарной проверки от 30 июля 2013 года N 88осс-д (т.1 л.д.69-73), от 30 июля 2013 года N 88н/с (т.1 л.д.74-78).
По результатам проверки Филиалом N 8 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вынесены два решения:
о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22 августа 2013 года N 43, согласно которому ООО "Автотранспортное предприятие" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в виде штрафа в сумме 3 749 руб. 39 коп. Данным решением Обществу предложено уплатить доначисленные страховые взносы в размере 18 749 руб. 63 коп., штраф в размере 3 749 руб. 93 коп. и пени в размере 34 руб. 26 коп. (т.1 л.д.56-57);
о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22 августа 2013 N 1391, согласно которому Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 258 руб. 62 коп. Данным решением Обществу предложено уплатить страховые взносы в размере 1 293 руб. 09 коп., пени в размере 02 руб. 00 коп. и штраф в размере 258 руб. 62 коп.(т.1 л.д.58-61).
Заявитель, полагая указанные решения в части доначисления страховых взносов, предложения уплатить страховые взносы и штрафы относительно выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами и стоимости путевок на базы отдыха за счет предприятия, не соответствующими Федеральном закону "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными в соответствующей части.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как правильно указано судом первой инстанции, основанием для привлечения ООО "Автотранспортное предприятие" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предложения уплатить соответствующие недоимку, пени и штраф, согласно решениям от 22 августа 2013 года N 43 и от 22 августа 2013 года N 1391 в оспариваемой части, послужили выводы Управления Пенсионного фонда о занижении базы для начисления страховых взносов по двум видам обязательного социального страхования (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в связи с невключением в базу для начисления страховых взносов выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами и стоимости путевок на базы отдыха за счет предприятия.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 20 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ).
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно пункту 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года N 184, страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения -отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 статьи Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом РФ. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку названным законом о социальном страховании не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам, статья 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в качестве оплаты труда.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качестве, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждения за труд), и поэтому что не предусмотрены трудовыми договорами.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Поскольку выплаты в виде компенсации стоимости путевок на базы отдыха не являются вознаграждением за труд в рамках трудового договора (трудовых отношений), не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса РФ, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества, не включены в систему оплаты труда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Также суд первой инстанции правильно указал, что к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относится также оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, так как такие выплаты носят характер государственной поддержки и направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, и данные выплаты производятся за счет средств фонда. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 июня 2010 года N 1798/10).
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал незаконным включение в облагаемую базу выплат в виде компенсации стоимости путевок на базы отдыха, а также за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, и, соответственно, привлечение в связи с этим к ответственности в виде штрафа в сумме 159 руб. 08 коп., предложения перечислить в добровольном порядке страховые взносы в сумме 795 руб. 38 коп. и штраф в указанном размере на основании решения Управления Пенсионного фонда от 22 августа 2013 года N 1391.
Суд первой инстанции также правильно посчитал ошибочными выводы Управления Пенсионного фонда, положенные в основу оспариваемых решений, о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
ООО "Автотранспортное предприятие" является плательщиком, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем статья 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающими из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Из указанных норм во взаимосвязи с положениями статей 16 и 129 Трудового кодекса РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае оплата стоимости путевки на базу отдыха не связана с трудовыми и гражданско-правовыми отношениями сторон. Предоставление данных путевок не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано ни трудовыми, ни коллективными договорами, заключенными Обществом с работниками. Таким образом, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Согласно статье 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении 08 июня 2010 года N 1798/10 по делу N А71-3574/2009, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов также не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное постановление Президиума ВАС РФ относится к толкованию норм НК РФ, отклоняются, поскольку в нем определен характер выплат, сущность которых не меняется в зависимости от того, нормы какой сферы законодательства, отрасли права подлежат применению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что источник финансирования расходов на оплату дополнительных дней отдыха за детьми-инвалидами, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В статье 262 Трудового кодекса РФ указывается на оплату каждого дополнительного выходного дня в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами, то есть работник получает не заработную плату, а иную выплату, просто размер которой определяется, исходя из среднего заработка. При этом данная выплата производится не за счет средств работодателя, а за счет бюджета самим Фондом (согласно ч.17 ст.37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, ни правовых, ни экономических оснований для уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации апелляционный суд не усматривает.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о незаконности включения в облагаемую базу выплат в виде компенсации стоимости путевок на базы отдыха, а также за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, и, соответственно, привлечение в связи с этим к ответственности в виде штрафа в сумме 2 306 руб. 60 коп., предложения уплатить доначисленные страховые взносы в сумме 11 533 руб. 02 коп. и штраф в указанном размере на основании решения Управления Пенсионного фонда от 22 августа 2013 года N 43.
Как указывает суд первой инстанции, оспариваемыми решениями Обществу предложено уплатить пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 02 руб. 00 коп. (решение от 22 августа 2013 года N 1391) и пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 34 руб. 26 коп. (решение от 22 августа 2013 года N 43). Учитывая выводы о незаконности доначисления соответствующих страховых взносов, суд должен был бы признать незаконными и начисление пени в связи с несвоевременной уплатой доначисленных страховых взносов. Однако, заявителем решения органа Фонда социального страхования в части начисления и предложения уплатить пени не оспариваются, в связи с чем, суд не может выйти за пределы заявленных требований.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решения Управления Пенсионного фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22 августа 2013 года N 43 и привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22 августа 2013 года N 1391 в оспариваемой части, не соответствуют Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральному закону от 24 июля от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и нарушают права и законные интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2013 года по делу N А19-14036/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14036/2013
Истец: ООО "Автотранспортное предприятие"
Ответчик: Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N8)