город Омск |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А46-13845/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1017/2014) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2013 по делу N А46-13845/2013 (судья Пермяков В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" (ОГРН 1085543024599, ИНН 5528201579)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
о признании незаконным отказа, выраженного в письме N 15605 от 25.09.2013, а также обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Дрофа Анна Сергеевна (удостоверение, по доверенности N 55/2013-06 от 18.02.2013 сроком действия три года);
от открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" - Бурдаков Матвей Владимирович (паспорт, по доверенности N 165 от 01.10.2013 сроком действия три года);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация" (далее по тексту - Общество, ОАО "Омскгазстройэксплуатация") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области (далее - Учреждение), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, со следующими требованиями:
- о признании незаконным отказа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выраженного в письме Исх. N 15605 от 25 сентября 2013 года,
- об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области включить в Государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:112 и обязать исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.12.2013 по делу N А46-13845/2013 заявленные требования удовлетворены полностью. Признан незаконным отказ Учреждения, выраженный в письме исх. N 15605 от 25 сентября 2013 года. Суд обязал Учреждение включить в Государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:112 и обязал исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства". Этим же решением с Учреждения в пользу ОАО "Омскгазстройэксплуатация" взыскано 4 000 рублей государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 07.11.2013 N 4281.
Судебный акт мотивирован тем, что сведения в виде координат всех характерных точек границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:112 были предоставлены заинтересованному лицу для включения данных сведений в соответствующие разделы государственного реестра земель.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что неправильно применены нормы материального и процессуального права. Земельный участок с кадастровым номером 55:12:000000:112 учтен в реестре объектов недвижимости со статусом "ранее учтенный" с 30.03.2007, при этом согласно действующему законодательству для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков необходимо предоставить материалы с координатами характерных точек границ, выполненных в системе координат, в которой на территории Омской области ведется государственный кадастр недвижимости. Такой документ, как Описание земельных участков, подготовленный в 2007 году не является актуальным для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в 2013 году. Податель жалобы ссылается на невозможность исполнения судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
В судебном заседании представитель ОАО "Омскгазстройэксплуатация" представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Омскгазстройэксплуатация" с доводами апелляционной жалобы не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
29 августа 2013 года ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением исх. N 01-04/2078-ОАО о включении в Государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым N 55:12:000000:112, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка и исключении из раздела ГКН "Особые отметки" сведений о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Обществом 25 сентября 2013 года получен ответ исх. N 15605, которым ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области отказало в удовлетворении заявления.
01 октября 2013 года получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым N 55:12:000000:112 в особых отметках которого указано "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Полагая, что оформленный ответом от 25.09.2013 N 15605 отказ заинтересованного лица является незаконным, ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением.
27.12.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Учреждением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
В силу части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр объектов недвижимости в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы, включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых правоотношений.
В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Как следует из части 5 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 этого Закона, с учетом определенных данной статьей особенностей.
Части 6, 7 и 8 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" регламентируют порядок включения органом кадастрового учета таких сведений в государственный кадастр недвижимости. Так, если на день получения предусмотренного статьей 14 данного Закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Правила настоящей части применяются также в случаях, если запрашиваются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства и право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 2006 году при постановке земельного участка на учет проводились все необходимые землеустроительные работы, в том числе работы по установлению координат всех характерных точек границ участка. При этом заявитель при обращении к заинтересованному лицу с заявлением исх. N 01-04/2078-ОАО от 29.08.2013 приложил копию землеустроительного дела с указанием координат всех характерных точек границ ранее поставленного на учет земельного участка и копию свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Первоначальный учет земельного участка был произведен в 2007 году, что подтверждается кадастровым планом земельного участка N 215 от 30.03.2007, в особых отметках которого указано - площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сведения в виде координат всех характерных точек границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:112 были предоставлены заинтересованному лицу для включения данных сведений в соответствующие разделы государственного реестра земель.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, правильно установив фактические обстоятельства, проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выраженный в письме исх. N 15605 от 25.09.2013, включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:112 не соответствует вышеизложенным нормам и нарушает права заявителя как собственника земельного участка.
Апелляционным судом отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по пересчету имеющихся в Описании земельных участков координат поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:112, учтенных в государственном кадастре недвижимости, из системы координат, применявшейся ранее для проведения кадастрового учета, в местную систему координат МСК-55, поскольку в силу положений части 10 статьи 45 Закона N 221-ФЗ Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 этой же статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Податель жалобы ссылается на невозможность исполнения судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований. Указанный довод апелляционным судом отклоняется, поскольку Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области является специально уполномоченным учреждением и в силу действующего законодательство обязано принять меры и обеспечить исполнимость судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворив заявленные Обществом требования суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2013 по делу N А46-13845/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13845/2013
Истец: ОАО "Омскгазстройэксплуатация"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области