г. Киров |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А29-7145/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Тетервака А.В., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания Комлевой Н.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Стоцкого А.Ф., действующего на основании доверенности от 30.01.2013,
представителя третьего лица (Министерство здравоохранения Республики Коми) Ладыгина М.А., действующего на основании доверенности от 25.12.2013,
представителя третьего лица (Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми) Коноваловой Е.С., действующей по доверенности от 11.06.2013,
представителя третьего лица (Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми) Шкеневой Е.Е., действующей по доверенности от 27.12.2013
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2013 по делу N А29-7145/2013, принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,
по иску Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (ОГРН 1021100519263; ИНН 1021100519263)
к Военному комиссариату Республики Коми (ОГРН 1031100406930; ИНН 1101481687)
с участием в деле третьих лиц: Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми",
о взыскании задолженности,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Военному комиссариату Республики Коми (далее - ответчик) о взыскании 12 000,08 рублей расходов, понесенных в связи с исполнением Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Министерство здравоохранения Республики Коми, отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Коми, ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми, ГБУ Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", Министерство обороны Российской Федерации, привлечены к участию в деле как третьи лица.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2013 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Российской Федерации в лице Военного комиссариата Республики Коми за счет казны Российской Федерации в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" 12 000 рублей 08 копеек расходов, 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Военный комиссариат Республики Коми с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не правильно истолковал закон, подлежащий применению, указывая, что денежные средства, поступившие истцу от Военного комиссариата РК, являются не платой по трудовому договору, а компенсацией среднего заработка работникам, участвовавшим в проведении медицинского освидетельствования граждан.
При вынесении решения, суд не применил подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - N 122- ФЗ).
Заявитель жалобы указывает, что суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам-специалистам и среднему медперсоналу в случае указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.02.1998 N 53-ФЗ (далее - N 53-ФЗ), за счет средств федерального бюджета, является компенсационными выплатами и не облагаются страховыми взносами, поскольку они не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что поскольку Военный комиссариат РК не является в силу N 122-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией N 53 - ФЗ медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, по оплате страховых взносов на военный комиссариат не может быть возложена.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение от 24.12.2013 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель жалобы просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Истец, третьи лица, не указанные в протоколе судебного заседания от 17.03.2014, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 14 января по 31 марта 2013 года медицинские работники Ладанова А.А., Самученко И.В., являющиеся работниками ГБУЗ Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (истец), были привлечены к проведению медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой на воинский учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон N 53-ФЗ) (приказы N 234 от 19.12.2012, N 4 от 15.01.2013).
В силу норм статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации за указанными работниками в период выполнения ими обязанностей по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с постановкой на воинский учет истцом были сохранены место постоянной работы, начислена средняя заработная плата в сумме 39 735,36 рублей, а также начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 12000,08 руб.
Истец письмами N 425 от 30.08.2013, N 330 от 07.06.2012 обратился в адрес Военного комиссариата Республики Коми и Министерства обороны Республики Коми с просьбой возместить расходы в размере 12 000,08 рублей, связанные с начислением и уплатой страховых взносов, которые оставлены без удовлетворения (ответ N 330 от 07.06.2012).
В связи с этим, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В силу статьи 5 Закона N 53-ФЗ от 28.02.1998 "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому обследованию по первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту поступление в мобилизационный людской резерв осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - для обеспечения проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, работодатель несёт обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом, согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N704), установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время привлечения работающего гражданина к исполнению государственных обязанностей, в указанном перечне не поименован.
Таким образом, средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками за период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, облагается страховыми взносами.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, представленными по делу платежными поручениями N 2655 от 15.01.2013, N 56773 от 13.02.2013, N 56764 от 13.02.2013, N 56769 от 13.02.2013, N 123360 от 14.03.2013, N 123363 от 14.03.2013, N 194842 от 11.04.2013, N 194841 от 11.04.2013, сводами по начислению (удержанию) страховых взносов подтверждается начисление и уплата истцом страховых взносов, расходы по уплате которых в размере 12000,08 рублей, предъявлены ко взысканию с ответчика.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и правомерным вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 12000,08 рублей.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными.
В силу пункта 2 Правил N 704 подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - это денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей (статья 165 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, из анализа вышеназванных норм права следует, что в период выполнения государственных или общественных обязанностей работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Выплату среднего заработка работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, работодатель производит в силу закона.
Соответствующие выплаты, производимые работодателем в такой ситуации, в рамках соответствующих трудовых отношений соответствуют понятию заработной платы (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и не могут быть квалифицированы как компенсации в смысле абзаца 2 статьи 164 того же Кодекса.
Довод ответчика о том, что спорные выплаты не являются выплатами, осуществляемыми в рамках трудовых отношений, отклоняется апелляционным судом, поскольку свидетельствует о неверном истолковании норм Трудового кодекса Российской Федерации, а также Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласие с позицией ответчика по рассматриваемому правовому вопросу ограничивало бы права застрахованных лиц (медицинских работников), поскольку размер соответствующих социальных выплат напрямую зависит от суммы и периода уплаты работодателем-страхователем за своих работников страховых взносов.
Тот факт, что компенсация лечебному учреждению выплат среднего заработка производилась из средств федерального бюджета, само по себе не свидетельствует о невозможности квалификации соответствующих выплат в качестве заработной платы, а также об отсутствии оснований для включения данных выплат в базу для исчисления страховых взносов.
Таким образом, выплата учреждением здравоохранения своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, уплата страховых взносов в соответствующие фонды, начисленных на сумму среднего заработка, в силу положений Федерального закона N 53-ФЗ, Правил компенсации расходов N 704 порождает у Военного комиссариата РК обязанность компенсировать соответствующие расходы.
В связи с изложенным выше при совокупности указанных обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2013 по делу N А29-7145/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Республики Коми (ИНН:1101481687, ОГРН: 1031100406930) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7145/2013
Истец: ГБУЗ РК Сыктывкарская городская поликлиника N3
Ответчик: Военный комиссариат Республики Коми, Военный комиссариат РК
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство здравохранения РК, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Отделение Пенсионного фонда РФ по РК, Управление федерального казначейства РФ по Республике Коми, Управление федерального казначейства РФ по РК
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2077/14
21.03.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1164/14
17.03.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7145/13
24.12.2013 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7145/13