г. Пермь |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А60-30759/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черпаковой К.С.,
при участии:
от заявителя ОАО "Уральский электрохимический комбинат" (ОГРН 1086629000963, ИНН 6629022962) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 13) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) - не явились. извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ОАО "Уральский электрохимический комбинат"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2013 года
по делу N А60-30759/2013,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению ОАО "Уральский электрохимический комбинат"
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 13)
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ОАО "Уральский электрохимический комбинат" (далее - заявитель. общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (далее - заинтересованное лицо, отделение Фонда) о признании незаконным решения от 04.07.2013 N 147 Н/С в части доначисления страховых взносов в сумме 24 470 руб. на компенсационные выплаты работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, работникам на время прохождения ими военных сборов; привлечения к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в сумме 5 041,01 руб.; начисления пени в сумме 977,12 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение отделения Фонда в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам 8 876,59 руб., начисления соответствующих пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 3 287,48 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение в указанной части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает на то, что оплата дополнительных дней отдыха, предоставляемых работникам-донорам, и времени прохождения работником военных сборов не производится как оплата трудовой функции, а осуществляется как выплата компенсации среднего заработка в размерах и порядке, установленных законодательством. Спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
ГУ СРО ФСС РФ в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда в обжалуемой части законно и обоснованно.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда в период с 13.05.2013 по 16.05.2013 проведена выездная проверка общества по вопросам правильности начисления, расходования и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и осуществления страховых выплат за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проверки выявлен факт занижения обществом налогооблагаемой базы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с невключением в базу для начисления страховых взносов 5 094 013,15 руб., в том числе 1 775 318,20 руб. (2011 г. - 890 417,40 руб., 2012 г. - 884 900,80 руб.) оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами; 52 432,45 руб. (2011 г. - 40 671,88 руб., 2012 г. - 11 760,57 руб.) оплаты работникам в период прохождения ими военных сборов; 3 266 262,50 руб. (2011 г. - 1 765 857,77 руб., 2012 г. - 1 500 404,73 руб.) оплаты работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха. Результаты проверки отражены в акте от 30.05.2013 N 149Н/С.
По итогам проверки заинтересованным лицом вынесено решение от 04.07.2013 N 147Н/С о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым доначислены страховые взносы в Фонд социального страхования в сумме 25 470,07 руб., пени в размере 977,12 руб. за несвоевременное или неполное перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5 094,01 руб.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении части заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, в том числе суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые дни отдыха, и суммы среднего заработка за дни, предоставленные для решения вопросов о воинском учете, о призыве на военные сборы, неправомерно не включены обществом в облагаемую базу.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
На основании статьи 20 Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2011-2012 году общество своим работникам предоставляло дни отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов с сохранением среднего заработка за предоставленный день. Выплаты донорам за дни сдачи крови заявителем не включены в базу для начисления страховых взносов, что явилось основанием для доначисления фондом страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа.
Согласно положениям ст. 186 Трудового кодекса работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
В постановлении от 13.09.2011 N 4922/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложил толкование понятия "средний заработок", примененного в ст. 186 Трудового кодекса.
Так, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, принимая во внимание, что спорная сумма выплачена обществом работникам-донорам, находящимся в трудовых отношениях, при этом спорные выплаты не подпадают под виды выплат, на которые страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у общества правовых оснований для невключения выплат, производимых работникам-донорам, в облагаемую базу по страховым взносам, уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что основанием для доначисления обществу недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафа явился вывод фонда о неправомерном не включении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
Исследовав и оценив по правилам, определенным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суды первой инстанции подтвердил правомерность выводов фонда о том, что спорные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно п. 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина военных сборов, в определенном ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не указан, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке,
Следовательно, вывод фонда о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, суд апелляционной инстанции признает правомерным.
В указанных частях оспариваемое решение фонда правомерно признано судом первой инстанции законным, в связи с чем апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы в сумме 1000 руб.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 24.01.2014 N 407 в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2013 года по делу N А60-30759/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Уральский электрохимический комбинат" (ОГРН 1086629000963, ИНН 6629022962) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 24.01.2014 N 407 госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30759/2013
Истец: ОАО "Уральский электрохимический комбинат"
Ответчик: Главное Управление Свердловского Регионального Отделения Фонда Социального Страхования РФ, ГУ СРО ФСС РФ (Филиал N 13)