город Ростов-на-Дону |
|
25 марта 2014 г. |
дело N А53-28316/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
от истца: извещено, не явился;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Токина В.А. по доверенности от 27.01.2014 г., паспорт;
от Федерального бюджетного учреждения Управление Северо-Кавказского военного округа: извещено, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Донская промышленная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.01.2014 по делу N А53-28316/2012
по иску ООО "Донская промышленная компания"
к ответчикам - Министерству обороны Российской Федерации; Федеральному бюджетному учреждению Управление Северо-Кавказского военного округа
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Бутенко З.П.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донская промышленная компания" обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУ Управление СКВО, Министерству обороны РФ, о взыскании 7 372 101,63 руб. задолженности по договору подряда N 7/9 от 14.02.2006.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2013 г. и постановлением кассационной инстанции от 16.04.2013 г., с Федерального бюджетного учреждения Управления Северо-Кавказского военного округа (ФБУ Управление СКВО) ОГРН 1036164021475, ИНН 6164215694, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Донская промышленная компания" ОГРН 1056147016408, ИНН 6147024636, а при недостаточности средств в субсидиарном порядке с Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284 взыскано 7 372 101,63 руб. - задолженности. С Федерального бюджетного учреждения Управления Северо-Кавказского военного округа (ФБУ Управление СКВО) ОГРН 1036164021475, ИНН 6164215694, в доход бюджета Российской Федерации взыскано 59 860,50 руб. - государственной пошлины.
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г. по новым обстоятельствам.
Решением от 16.10.2013 г. суд удовлетворил заявление Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г. по делу N А53-28316/2012 по новым обстоятельствам; отменил решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г. по делу N А53-28316/2012.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 г. решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2013 г. оставлено без изменения.
Решением суда от 15.01.2014 в удовлетворении иска отказано. С общества с ограниченной ответственностью "Донская промышленная компания" (ОГРН 1056147016408, ИНН 6147024636) в доход федерального бюджета взыскано 59 860 рублей 51 копейку государственной пошлины. Произведен поворот исполнения решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г., постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 г, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.04.2013 г. по делу N А53-28316/2012. В поворот исполнения судебных актов по делу N А53-28316/2012 выдать исполнительный лист на взыскание с общества с ограниченной ответственностью "Донская промышленная компания" (ОГРН 1056147016408, ИНН 6147024636) в пользу Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) - 7 372 101 рубля 63 копеек.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что договор на выполнение работ на объектах Министерства обороны РФ был заключен по результатам торгов в соответствии с ФЗ N 97-ФЗ.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ФГУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" (впоследствии ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа") (заказчик) и ООО "Донская промышленная компания" (подрядчик) заключен договор подряда N 7/9 от 14.02.2006, по условиям которого подрядчик обязуется произвести текущий ремонт казармы в/ч 21225,здание 92, в в/городке 54-55, а заказчик принять работу и произвести оплату (п. 1.1, 1.2 договора).
В соответствии с разделом 2 договора работы оплачиваются заказчиком в строгом соответствии с объемами и источниками выделенных бюджетных ассигнований. Сумма настоящего договора составляет 7 372 101,63 руб. Расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся по форме КС-2, КС-3 за выполненные работы.
Материалами дела подтверждается, что истцом выполнены обязательства по договору в полном объеме, результаты работ переданы ответчику по акту о приемке выполненных работ N 1 от 27.06.2006 (лист дела 10-29). Кроме того, сторонами подписана справка о стоимости выполненных работ N 1 от 27.06.2006 на сумму 7 372 101,63 руб.
Между истцом и ответчиком подписаны акты сверки взаимных расчетов по состоянию на 29.07.2008, 20.11.2008, 15.11.2009 на сумму 7 372 101,63 руб.
Невыполнение ответчиком обязанности по оплате работ в установленные договором сроки послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В силу пункта 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Статьей 10 указанного закона определено, что размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что договор подряда N 7/9 от 14.02.2006 заключен с соблюдением требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по результатам проведенных торгов на размещение госзаказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, представленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В отсутствие государственного контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, фактическое выполнение истцом работ на объекте ответчика не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12).
Выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.
Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 37/13).
Поскольку факт возникновения между сторонами обязательственных отношений в виде заключенного в установленном законом порядке государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту казармы в/ч 21225, здание 92, в городке 54-55 не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска о взыскании суммы неосновательного обогащения, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Истцом, в подтверждение своей позиции о выполнении работ в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие между организаторами конкурса и участниками конкурса, в материалы дела представлены: заявка на участие в конкурсе с квалификационным отбором на оказание услуг по проведению работ текущего ремонта по объектам КЖФ, инженерных сетей и коммунальных сооружений, а также Уведомление от 09.02.2006 г. (исх. N 33/3/437), копия газетной публикации об объявлении конкурса.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что представленные документы не могут быть признаны надлежащими доказательствами, поскольку заявка на участие в конкурсе является односторонним документом организации, доказательств тому, что государственный заказчик разместил заказ на объекты, указанные в заявке, отсутствуют; доказательства наличия полномочий у Мещерова М.Р. на принятие заявок не представлены. Из представленного уведомления от 09.02.2006 г. (исх. N 33/3/437) также не следует, что ООО "ДПК" является победителем конкурса по проведению текущего ремонта казармы в/ч 21225, здание 92, в в/городке 54-55, поскольку в уведомлении отсутствует ссылка на конкретные объекты выполнения работ.
Копия публикации о проведении конкурса также не принимается судом во внимание, поскольку из представленной копии невозможно установить непосредственно печатное издание и дату публикации, иных доказательств обществом не представлено. Кроме того, в материалах дела имеется ответ из филиала Центрального архива (Южный военный округ) от 25.12.2013 г., из которого следует, что заявки ООО "ДПК" на участие в торгах, уведомления квартирно-эксплуатационного управления Северо-Кавказского округа в филиал Центрального архива Министерства обороны РФ не поступали.
Представленные документы не могут подменять собой заключение между сторонами именно государственного контракта, в соответствии с которым заказчиком выполнения работ должна являться Российская Федерация в лице уполномоченных органов исполнительной власти.
Министерством обороны РФ 02.12.2013 г. в материалы дела представлено заявление о повороте исполнения решения Арбитражного суда РО от 22.11.2012 г.
Рассмотрев заявление о повороте исполнения судебного акта, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2013 г. и постановлением кассационной инстанции от 16.04.2013 г., с Федерального бюджетного учреждения Управления Северо-Кавказского военного округа (ФБУ Управление СКВО) ОГРН 1036164021475, ИНН 6164215694, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Донская промышленная компания" ОГРН 1056147016408, ИНН 6147024636, а при недостаточности средств в субсидиарном порядке с Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284 взыскано 7 372 101,63 руб. - задолженности. С Федерального бюджетного учреждения Управления Северо-Кавказского военного округа (ФБУ Управление СКВО) ОГРН 1036164021475, ИНН 6164215694, в доход бюджета Российской Федерации взыскано 59 860,50 руб. - государственной пошлины.
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г. по новым обстоятельствам.
Решением от 16.10.2013 г. суд удовлетворил заявление Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г. по делу N А53-28316/2012 по новым обстоятельствам; отменил решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г. по делу N А53-28316/2012.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 г. решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2013 г. оставлено без изменения.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г., Министерство обороны РФ платежным поручением N 1175091 от 10.06.2012 г. перечислило на расчетный счет ООО "ДПК" денежные средства в размере 7 372 101 рубль 63 копейки.
В соответствии с положениями части 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Согласно статье 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Если в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что заявление Министерства обороны РФ о повороте исполнения решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2012 г., о возврате денежных средств в размере 7 372 101 рубль 63 копейки по отмененным судебным актам подлежит удовлетворению.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что договор на выполнение работ на объектах Министерства обороны РФ был заключен по результатам торгов в соответствии с ФЗ N 97-ФЗ О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" не принимается, как не подтвержденный необходимыми доказательствами.
Кроме того, нормами указанного закона ст. 12 также предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса организатор открытого конкурса публикует в средствах массовой информации, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Организатор открытого конкурса не позднее чем через 20 дней со дня определения победителя открытого конкурса обязан опубликовать в средствах массовой информации, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти, информацию о результатах открытого конкурса - о наименовании победителя открытого конкурса, о наименованиях поставляемых им товаров (работ, услуг) и ценах поставляемых товаров (работ, услуг).
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что договор подряда N 7/9 от 14.02.2006 заключен с соблюдением требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по результатам проведенных торгов на размещение госзаказа. В самом договоре также отсутствуют ссылки на его заключение. Конкурсная документация не представлена.
Кроме того, при первоначальном рассмотрении спора суды квалифицировали отношения сторон, как возникшие из неосновательного обогащения ввиду ничтожности договора подряда, как несоответствующего требования Закона N 94-ФЗ, истцом о проведении конкурса заявлено не было, решение оспорено также не было.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2014 по делу N А53-28316/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28316/2012
Истец: ООО "Донская промышленная компания", ООО "ДПК"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ФГУ "Управление СКВО", Федеральное бюджетное Управление Северо-Кавказского военного округа
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2613/14
15.01.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28316/12
29.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18682/13
06.11.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18727/13
16.10.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28316/12
16.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1615/13
31.01.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16624/12
22.11.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28316/12