г. Москва |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А41-49700/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от НП "Угодья у леса": Федосенко Р.В., по доверенности от 11.03.2014;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Круглова М.С., по доверенности от 12.02.2014, N 12 исх-1542;
от ЗАО "Чеховские угодья": Виноградов В.И., по доверенности от 30.10.2013;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: Антошина М.В., по доверенности от 12.03.2014 г., N 1/12;
от Администрации Чеховского муниципального района: Иванов С. Ю., по доверенности от 18.12.2013 г., N 36/18-4;
от Территориального управления Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы НП "Угодья у леса" и ЗАО "Чеховские угодья" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 года по делу N А41-49700/13, принятое судьей Неяскиной Е.А. по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к ЗАО "Чеховские угодья", третьи лица: Территориальное управление Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Администрация Чеховского муниципального района Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, о понуждении заключить договор купли-продажи земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу "Чеховские угодья" (ИНН 7733624316, ОГРН 1077760934129) об обязании последнего заключить договор купли-продажи земельных участков по цене, указанной в извещениях от 29.05.2013 г. N N 2905/2, 2905/3, 2905/4, 2905/5, 2905/6, 2905/7, 2905/8, 2905/9 и от 05.06.2013 г. NN 506/1, 506/2.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.11.2013 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (Территориальное управление Росимущества в Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области), Администрация Чеховского муниципального района Московской области (Администрация), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 года требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Так же с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 года обратилось лицо, не участвующее в деле - НП "Угодья у леса".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
В качестве вышеуказанного обоснования НП "Угодья у леса" указало, что из текста оферт, направленных истцу следует, что ответчик полагает существенным условие об обязательном предварительном вступлении покупателя в члены НП "Угодья у леса", так как некоммерческое партнерство обслуживает объекты инфраструктуры поселка, без которых невозможно пользование спорными земельными участками.. Соответственно, обжалуемое решение, по мнению НП "Угодья у леса", затрагивает его права.
Однако, в подтверждение указанных доводов заявитель апелляционной жалобы не представил договоров, заключенных между ответчиком и некоммерческим партнерством на обслуживание объектов инфраструктуры поселка. Доказательств наличия спорных земельных участках объектов, принадлежащих некоммерческому партнерству так же не представлено.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Апелляционный суд полагает, что приведенные в апелляционной жалобе НП "Угодья у леса" обоснование не доказывает нарушение прав указанного партнерства обжалуемым решением ввиду следующего.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта. Соответственно, производство по указанной апелляционной жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150.
НП "Угодья у леса", ответчик направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционных жалоб.
Истец, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Администрация Чеховского муниципального района направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционных жалоб.
Территориальное управление Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, извещения ЗАО "Чеховские угодья" от 29.05.2013 г. N N 2905/2 2905/3, 2905/4, 2905/5, 2905/6, 2905/7, 2905/8, 2905/9 и от 05.06.2013 г. NN 506/1, 506/2 о продаже 115 земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, с.п. Стремиловское, в районе д. Кулаково, поступили в Правительство Московской области 30.05.2013 г. за вх. NN 27351, 27350, 27340, 27343, 27349, 27348, 27344, 27346, 27347 и 06.06.2013 г. за вх. NN 28772, 28757.
В данных извещениях ответчиком указано, что общая цена продаваемых земельных участков составляет 14 410 980 руб. 00 коп.
02.07.2013 г. по результатам заседания Градостроительного совета Московской области было принято решение о приобретении указанных земельных участков.
11.07.2013 г. ЗАО "Чеховские угодья" направило Министерству имущественных отношений Московской области информацию об изменении цены продажи спорных земельных участков.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ и Законом Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-ОЗ на основании вышеназванного решения Градостроительного совета Московской области Правительством Московской области было вынесено постановление от 16.07.2013 г. N 532/30 "О приобретении земельных участков в Чеховском районе Московской области в собственность Московской области в порядке реализации преимущественного права на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", в силу которого определено приобрести в собственность Московской области земельные участки, указанные в Перечне земельных участков, подлежащих приобретению в собственность Московской области в порядке реализации участков сельскохозяйственного назначения, согласно приложению к настоящему постановлению.
22.08.2013 г. Министерством имущественных отношений Московской области ЗАО "Чеховские угодья" были направлены постановление Правительства Московской области, подписанный со стороны Министерства проект договора купли-продажи земельных участков и разъяснения о невозможности изменения цены продажи земельных участков.
Согласно ст. 10 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-ОЗ Правительство Московской области либо уполномоченный орган обязаны в течение тридцати дней со дня получения Правительством Московской области извещения принять решение и уведомить продавца о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пп. 7 п. 13.1 и п. 13.32 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. N 842/27, Правительство Московской области возложило на Министерство полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области о приобретении в собственность Московской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке реализации преимущественного права покупки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области, а также по осуществлению действий, необходимых для реализации решений о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, Министерством имущественных отношений Московской области были реализованы полномочия в виде уведомления о намерении Московской области приобрести земельные участки. ЗАО "Чеховские угодья" было уведомлено письмом от 20.06.2013 г. N ИС-9628, которое направлено 21.06.2013 г., то есть, с соблюдением тридцатидневного срока со дня получения Правительством Московской области извещений, установленного для принятия решения и уведомления продавца (п. 1 ст. 10 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ).
Подпунктом 7.4 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 г. N 180/9, предусмотрено, что рассмотрение вопросов приобретения земельных участков в собственность Московской области в порядке реализации Московской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возложено Правительством Московской области на Градостроительный совет Московской области.
02.07.2013 г. по результатам заседания Градостроительного совета Московской области было принято решение о приобретении 115 земельных участков у ЗАО "Чеховские угодья".
Письмом от 03.07.2013 г. N ИС-10552 ЗАО "Чеховские угодья" повторно уведомлено о намерении Московской области приобрести 115 земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, с.п. Стремиловское, в районе д. Кулаково.
16.07.2013 г. было принято Постановление Правительства Московской области "О приобретении земельных участков в Чеховском районе Московской области в собственность Московской области в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" N 532/30, о чем ЗАО "Чеховские угодья" дополнительно уведомлено письмом Министерством имущественных отношений Московской области от 22.08.2013 г.
Таким образом, решение о реализации Московской областью преимущественного права выкупа принималось уполномоченными органами Московской области с соблюдением порядка и положений действующего законодательства.
После принятия Правительством Московской области соответствующего постановления, завершающего процедуру принятия решения о реализации Московской областью преимущественного права выкупа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченный орган в лице Министерства имущественных отношений Московской области уведомил продавца о принятии Правительством Московской области соответствующего постановления с приложением проекта договора купли-продажи земельных участков, что является единственно возможной офертой в рамках процедуры реализации Московской областью преимущественного права выкупа.
Протокола разногласий в отношении данного проекта договора купли-продажи спорных земельных участков, в том числе по цене, ответчиком в установленном законом порядке истцу представлено не было (ст. 65 АПК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Полученная Правительством Московской области оферта в данном случае не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта.
Предложение не содержит ссылки на отзыв оферты, извещения ответчика рассмотрено в пределах указанного срока, положительный ответ - акцепт, направлен в установленном порядке.
Таким образом, доводы ответчика о пропуске истцом срока, установленного для акцепта оферты, являются несостоятельными и противоречат вышеназванным нормам закона.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ уполномоченный орган и продавец обязаны заключить договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение шестидесяти дней со дня принятия решения о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, обязательность заключения договора прямо предусмотрена действующим законодательством.
Апелляционным судом отклоняются доводы ответчика, касающиеся непринятия истцом всех существенных условий договора купли-продажи, предлагаемого к заключению, поскольку статьей 9 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-ОЗ предусмотрено какие сведения должны быть указаны в извещении Правительства Московской области о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и какие документы должны быть приложены к указанному извещению. Указанные перечни являются закрытыми и расширительному толкованию не подлежат. Проекты договоров купли-продажи земельных участков как приложения к извещению, законом не предусмотрены.
Кроме того, проекты договоров, направляемых ответчиком в материалы дела не представлены.
Порядок заключения договора в обязательном порядке прямо предусмотрен ст. 445 ГК РФ.
Министерство имущественных отношений Московской области как уполномоченный орган с соблюдением всей процедуры принятия решения направило ответчику оферту, однако последний до настоящего времени уклоняется от заключения договора купли-продажи.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе НП "Угодья у леса" прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 года по делу N А41-49700/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Чеховские Угодья" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49700/2013
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: ЗАО "Чеховские угодья"
Третье лицо: Администрация Чеховского муниципального района МО, Министерство сельского хозяйства и продовольствия МО, НП "Угодья у леса", ТУ Росимущество в Московской области, Управление Росрестра по МО