г. Томск |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А02-1549/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Журавлевой В. А., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Орловой Е. В.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14 января 2014 года по делу N А02-1549/2013 (судья Борков А. А.)
по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай (ОГРН 1020400507049, ИНН 0401003534, 649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 4)
к Районному Совету депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1040400508026, ИНН 0401004250, 649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 65)
о взыскании 42981 руб. 97 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай (далее - Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Районному Совету депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" (далее - Совет депутатов, заявитель) о взыскании финансовых санкций в сумме 41613 руб. 09 коп., за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14 января 2014 года заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены частично.
Не согласившись с указанным решением, Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить; в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судом несоразмерно уменьшена сумма штрафа. Подробнее доводы с правовым обоснованием изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Совет депутатов зарегистрирован в Пенсионном фонде в качестве страхователя.
20.05.2013 Пенсионным фондом составлен акт N 00401113 АК 0000710/2 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях Советом депутатов законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксирован факт нарушения обществом срока, установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 1 квартал 2013 года: срок представления сведений за указанный период - не позднее 15 мая 2013 года, фактически сведения были представлены - 16 мая 2013 года.
По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 25.06.2013 N 00401113 РК 000817/2 о привлечении Совета депутатов к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 1 квартал 2013 года в виде финансовых санкций в сумме 25011 руб. 26 коп. (10 % от причитающихся платежей).
Требованием от 16.07.2013 N 0040114003762/1 Совету депутатов было предложено добровольно уплатить финансовые санкции в срок до 07.08.2013.
Кроме того, в ходе камеральной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского образования плательщиком страховых взносов выявлены неуплаченные страховые взносы в сумме 61350 руб. 47 коп., о чем специалистом Пенсионного фонда 20.05.013 составлен акт N 00401130000701.
По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 21.06.2013 N 00401113 РК 000817 о привлечении Совета депутатов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за не предоставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной сумы и не менее 1000 руб. в виде штрафа в сумме 15404 руб. 66 коп.
Кроме того, Пенсионным фондом в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов была начислена пеня в сумме 1197 руб. 17 коп.
Требованием от 16.07.2013 N 0040114003762 Совету депутатов было предложено добровольно уплатить финансовые санкции в срок до 06.08.2013.
Согласно приложенному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2013 года ответчик начислил и уплатил позднее установленного законом срока:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 498 210,14 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 388 403,51 руб. на накопительную часть трудовой пенсии - 109 806,63 руб.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 122 561,98 руб., в том числе: в ФФОМС - 122 561,98 руб.
На основании статьи 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов.
В результате несвоевременной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2 квартал 2013 года, Пенсионным фондом произведено начисление пеней в размере 1368 руб. 88 коп., которые подлежат взысканию с ответчика, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 979 руб.25 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 34 руб. 09 коп., в ФФОМС-355 руб. 54 коп.
Поскольку задолженность по страховым взносам в ПФР и ОМС была уплачена Советом депутатов в полном объеме 19.08.2013 Районному совету депутатов МО "Кош-Агачский район" было направлено требование об уплате пени в размере 1368 руб. 88 коп. N 00401140015143 со сроком уплаты в добровольном порядке до 07 сентября 2013 года.
В связи с неисполнением Советом депутатов данных требований в установленный срок Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о правомерном привлечении заявителя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 46 Закона 212-ФЗ, а также о наличии смягчающих ответственность Совета депутатов обстоятельств и снижении размера штрафа.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей. Если расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не представлялся по истечении 180 календарных дней, то предусмотрен штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 календарного дня, но не менее 1 000 руб.
Материалами дела подтверждается факт несвоевременного представления в Пенсионный фонд сведений по персонифицированному учету в системе обязательного пенсионного страхования, а также расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Расчет финансовых санкций проверен судом и признан правильным. Требование о добровольной уплате финансовых санкций Советом депутатов исполнено не было.
Как установлено судом первой инстанции, решения Пенсионного фонда от 25.06.2013 N 00401113РК000817/2 о привлечении Совета депутатов к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ и от 21.06.2013 N 00401113РК0000817 о привлечении Совета депутатов к ответственности, предусмотренной статьей 46 Закона N 212-ФЗ и взыскании финансовых санкций, принятые по результатам проверки, вступили в силу и признаны недействительными не были.
Доказательств уплаты финансовых санкций, а также иных доказательств, подтверждающих несостоятельность доводов Пенсионного фонда, в материалы дела Советом депутатов не представлено.
Факт нарушения Советом депутатов также не оспаривается.
Таким образом, Пенсионный фонд правомерно привлек Совет депутатов к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, статье 46 Закона N 212-ФЗ
Вместе с тем, Пенсионный фонд, назначая штраф в размере 42981 руб. 97 коп., не устанавливал смягчающие ответственность обстоятельства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3)тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Приведенный в пункте 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность лица в совершении правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из приведенных норм следует, что в силу прямого указания закона Пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и принятии решения по результатам выездной (камеральной) проверки, определяя размер штрафа с учетом требований статьи 44 Закона N 212-ФЗ.
В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Таким образом, при проверке решения Пенсионного фонда суд устанавливает не только законность привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности, но и наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
Суд первой инстанции в рассматриваемом случае правомерно учел, что совершенное правонарушение не повлекло за собой каких-либо неблагоприятных последствий для бюджета, Совет депутатов не имеет задолженности по страховым взносам, а также незначительный период просрочки представления сведений в орган Пенсионного фонда (1 день).
Наличие перечисленных смягчающих обстоятельств является основанием для снижения судом размера штрафных санкций в десять раз, соответственно до 2501 руб. 13 коп. и 1540 руб. 47 коп.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии механизма применения смягчающих ответственность обстоятельств при рассмотрении материалов проверки подлежат отклонению.
В силу статьи 1 Закона N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
К правоотношениям по контролю за уплатой страховых взносов применимы, в частности, положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", устанавливающие обстоятельства, смягчающие ответственность, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Пенсионным фондом требования частично, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14 января 2014 года по делу N А02-1549/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1549/2013
Истец: ГУ -УПФ РФ в Кош-Агачском районе Республики Алтай
Ответчик: Районный совет депутатов Муниципального образования "Кош-Агачский район"