г. Москва |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А40-140652/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "26" марта 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей Н.О. Окуловой, Е.А. Солоповой
при ведении протокола помощником судьи Д.А. Солодовником,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2013 по делу N А40-140652/13, принятое судьей О.Ю. Суставовой
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631, 663230, Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Шадрина, д. 20)
к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ИНН 7710305514, 129223, г. Москва, проспект Мира, д. 194)
об обязании Инспекции возвратить излишне уплаченные суммы пеней по НДС в размере 3 767 103 руб. 37 коп.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Пось Д.С. по дов. от 01.01.2014; Семененко Е.В. по дов. от 07.06.2013; Гозданкер Э.С. по дов. от 17.12.2013; Цыб А.В. по дов. от 17.12.2013
от заинтересованного лица - Говорин В.Н. по дов. от 04.04.2013
УСТАНОВИЛ:
Решением от 31.12.2013 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Закрытым акционерным обществом "Ванкорнефть" требования в полном объеме.
На Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возложена обязанность возвратить на расчетный счет закрытого акционерного общества "Ванкорнефть" излишне уплаченные суммы пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 767 103 руб. 37 коп. Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "Ванкорнефть" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество "Ванкорнефть" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы пени по налогу на добавленную стоимость (исх. N 12939 от 13.03.2013) в сумме 3 809 884,45 руб. Письмом от 27.03.2013 N 52.12-1 1/05315 налоговый орган сообщил заявителю о приятом решении о возврате пени по налогу на добавленную стоимость в размере 42 781,08 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о возврате от 26.03.2013 N 527). В остальной части требование общества оставлено без удовлетворения. В обоснование причины отказа налоговый орган указал на отсутствие оснований для перерасчета ранее начисленных сумм пени по налогу на добавленную стоимость. Общество обратилось в Федеральную налоговую службу с жалобой на отказ в возврате излишне уплаченной суммы пени (исх. N 23303 от 09.05.2013). Решением от 27.06.2013 N СА-4-9/11660 жалоба ЗАО "Ванкорнефть" оставлена без удовлетворения. По мнению суд апелляционной инстанции, отказ налогового органа в возврате излишне уплаченной сумы пеней в размере 3 767 103,37 руб. необоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных, либо излишне взысканных налогов. Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных) сумм налогов в порядке, предусмотренном НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В соответствии с пунктом 8 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Правила, установленные статьей 78 Кодекса, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 14 статьи 78 НК РФ). В связи с предоставлением ЗАО "Ванкорнефть" уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за периоды 2009-2011 годы налоговым органом на сумму образовавшейся недоимки, начислены пени в общей сумме 34 146 122, 64 руб. за период с 24.12.2010 г. по 18.04.2012 г. Начисленные суммы пени уплачены Обществом в полном объеме (путем проведения зачетов), что подтверждается извещениями о принятых зачетах от 26.04.2012 г. на сумму 3 403 545,03 руб., от 19.04.2012 г. на сумму 10 018 148,65 руб., от 04.05.2012 г. на сумму 20 670 350.62 руб., от 11.07.2012 г. на сумму 44 947,10 руб. и от 03.08.2012 г. на сумму 9 131,24 руб.
Общество, считая необоснованным начисление пеней в указанной сумме, обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы пени по налогу на добавленную стоимость (исх. N 12939 от 13.03.2013 г.) в размере 3 809 884,45 руб. на основании произведенного Обществом расчета. Письмом от 27.03.2013 г. N 52.12-11/05315 налоговый орган отказал в перерасчете и возврате пени по налогу на добавленную стоимость в размере 3 737 103,37 руб. указав на отсутствие оснований для перерасчета ранее начисленных сумм пени по налогу на добавленную стоимость. Решением Федеральной налоговой службы России от 27.06.2013 г. N СА-4-9/11660 жалоба ЗАО "Ванкорнефть" на действия МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по отказу в возврате излишне уплаченных сумм пени по налогу на добавленную стоимость оставлена без удовлетворения. Общество считает отказ Налогового органа в возврате излишне уплаченной сумы пеней в размере 3 767 103, 37 руб. незаконным и необоснованным.
По мнению налогового органа, положения пункта 5 статьи 176 НК РФ не распространяют действие на случаи представления уточненных налоговых деклараций. Отказывая в перерасчете и возврате излишне уплаченной суммы пени по налогу на добавленную стоимость в размере 3 767 103,37 руб., налоговый орган указал, что приведенная норма Кодекса не содержит каких-либо дополнительных условий по порядку начисления пени при представлении уточненных деклараций с суммой НДС к возмещению. Как считает Инспекция, после принятая налоговым органом решений о возмещении налога, по результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций за предыдущие налоговые периоды, пеня на сумму недоимки не начисляется с даты подачи этих уточненных деклараций. Данный вывод Инспекции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Следовательно, основанием для начисления пени является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Таким образом, как основание для начисления пени, так и размер пени непосредственно связаны с суммой недоимки. При отсутствии недоимки, начисление пени противоречит нормам НК РФ. Согласно п. 5 ст. 176 Кодекса, в случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется. При этом, данная норма не определяет, к какой именно налоговой декларации (первоначальной, уточненной) она применима, поскольку уточненная декларация корректирует период первоначальной декларации. Соответственно, в случае образования недоимки, до момента принятия налоговым органом решения о возмещении НДС, в силу прямого указания НК РФ пени за период со срока уплаты (соответствует сроку подачи первоначальной декларации), не начисляются. Из системного толкования ст. 6 Закона от 21.03.1991 N 943 "О налоговых органах в РФ", ст. 31, 32, 82, 87 НК РФ следует, что задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты. При проведении проверки налоговые органы обязаны выявить факты об общих суммах, как неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, так и факты исчисления налогов в завышенных размерах. Следовательно, при проверке налоговый орган должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налогов и. исходя из этого, произвести расчет пени, которые подлежат начислению в соответствии с нормами налогового законодательства. Неправильное определение размера налоговой обязанности, в рассматриваемом случае, влечет для налогоплательщика негативные правовые последствия в виде излишнего доначисления пени.
Для исчисления конечного результата по обязанности налогоплательщика по уплате пеней, Инспекция должна была учесть не только суммы налога, подлежащие доплате, но и суммы налога на добавленную стоимость, заявленные Обществом к возмещению за те же налоговые периоды. Данный порядок соответствует Единым требованиям к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденным Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 г. N ЯК-7-1/9@ (далее - Единые требования). Так, в соответствии с разделом VI Единых требований, где прописан "Порядок отражения в карточках "РСБ" местного уровня информации о начисленных к уплате, уменьшению суммах налогов, сборов", при представлении уточненных деклараций за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в графе 6 карточки РСБ (срок уплаты) указывается установленный срок уплаты за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление. Согласно пункту 4 раздела VIII "Порядок отражения в карточке "РСБ" местного уровня операций зачета, уточнения, возврата (возмещения)", после принятия Налоговым органом решения о возмещении сумм НДС, в карточке "РСБ" по НДС проводятся операции к уменьшению начислений. При этом, суммы пени, начисленные до момента вынесения решения, списываются с даты определяемой как срок уплаты за отчетный (налоговый) период, а не с даты представления уточненной налоговой декларации. Однако, отражая в карточке РСБ данные уточненных налоговых деклараций к увеличению возмещения налога из бюджета, налоговым органом в графе "Срок уплаты" указана дата представления уточненных налоговых деклараций в налоговый орган, в то время как, по мнению Заявителя, следовало указывать дату, равную сроку уплаты налога за проверяемый период.
При рассмотрении вопроса о перерасчете пени и возврате излишне уплаченных Обществом сумм пени, налоговому органу необходимо учитывать как данные уточненных деклараций с отражением к уменьшению возмещения налога из бюджета, так и данные уточненных деклараций с отражением к увеличению возмещения налога из бюджета. Подход к определению даты формирования задолженности (переплаты), по конкретному налоговому периоду, должен быть однообразным - по сроку уплаты налога за соответствующий налоговый период. Иной подход будет носить дискриминационный характер по отношению к налогоплательщику. Таким образом, только с учетом общих показателей налоговых деклараций налоговый орган должен делать выводы о наличии и размере задолженности (переплаты) Общества перед бюджетом. Оценка отдельных уточненных деклараций, в отрыве от ранее поданных деклараций за тот же налоговый период и указанных в них сведениях, не может в должной степени отражать действительное состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом. Указание инспекцией в карточке РСБ сумм к возмещению по дате подачи Обществом уточненных налоговых деклараций к увеличению возмещения из бюджета влечет необоснованное отражение переплаты в более поздние налоговые периоды и начисление пеней без учета данной переплаты.
Установив право Заявителя на применение налоговых вычетов за 1-3 квартал 2009 года, 4 квартал 2010 года, 1, 2, 4 кварталы 2011 года, налоговый орган тем самым подтвердил тот факт, что по итогам указанных налоговых периодов у Общества числилась переплата по налогу в размере соответствующих сумм налога, заявленных к возмещению из бюджета по представленным уточненным декларациям. С учетом сумм переплаты, задолженность Общества по уплате НДС, возникшая в связи с представлением уточненных налоговых деклараций за 2-3 кварталы 2009 года, 1-3 кварталы 2010 года, 2, 3 кварталы 2011 года, подлежит уменьшению.
В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и является восстановительной мерой государственного понуждения, носящей компенсационный характер. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2002 г. N 202-О пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь бюджета в результате недополучения сумм налога. При отсутствии недоимки по налогу пеня не начисляется. В нарушение указанных положений налоговым органом пеня начислена без учета фактической задолженности Общества перед бюджетом, так как не была учтена переплата налога на добавленную стоимость в соответствующих налоговых периодах. Расчетом пени, произведенным Обществом, подтверждается, что сумма пени за период с 24.12.2010 г. по 18.04.2012 г. с учетом представленных Обществом уточненных деклараций к увеличению возмещения налога из бюджета составляет 30 336 238,19 руб. При таких обстоятельствах у Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 отсутствовали основания для отказа в возврате Заявителю излишне уплаченной суммы пени в размере 3 767 103,37 руб.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2013 по делу N А40-140652/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140652/2013
Истец: ЗАО "Ванкорнефть"
Ответчик: Межрегиональная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплетельщикам N1, Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1