31 марта 2014 г. |
Дело N А11-1687/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
при участии представителей сторон:
от истца - Кондрашина А.А. по доверенности от 07.05.2013 сроком на три года;
от администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области - Прокофьевой И.В. по доверенности от 09.01.2014 на срок до 31.12.2014;
от муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района" - Прокофьевой И.В. по доверенности от 14.02.2014 сроком до 31.12.2014,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Золиной Лидии Владимировны, Владимирская область, г. Юрьев-Польский (ОГРНИП 304332627400092), на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.12.2013 по делу N А11-1687/2013, принятое судьёй Киселевой М.Ф. по иску индивидуального предпринимателя Золиной Лидии Владимировны, Владимирская область, г. Юрьев-Польский (ОГРНИП 304332627400092), к администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области, Владимирская область, г. Юрьев-Польский (ОГРН 1023301254426), муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района", Владимирская область, г. Юрьев-Польский (ОГРН 1023301253832), о взыскании 1 510 525 руб. 90 коп.
Суд установил, что индивидуальный предприниматель Золина Лидия Владимировна обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском (с учетом уточнений от 31.10.2013 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области, муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района" о взыскании с муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района", при недостаточности у него денежных средств, с администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области, субсидиарно, неосновательного обогащения в сумме 1 193 491 руб. 62 коп, в виде излишне уплаченной арендной платы за пользование земельным участком, расположенным по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 379 866 руб. 66 коп, всего - 1 573 358 руб. 28 коп.
Решением от 03.12.2013 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, индивидуальный предприниматель Золина Лидия Владимировна обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, при расчете арендной платы истцом необоснованно применялись ставки кадастровой стоимости арендованного земельного участка, установленные для объектов мелкорозничной торговли, к которым павильон истца не относится.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Считает, что применение положений о сроке исковой давности необоснованно, поскольку истечение срока исковой давности возможно не ранее окончания срока действия договора аренды земельного участка.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района", администрация муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области в отзывах на апелляционную жалобу просили решение Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (арендодатель) (в настоящее время - муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района") и ИП Золиной Л.В. (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка от 15.07.2008 N 1395 площадью 320 кв.м, с кадастровым номером 33:04:010155:0011, расположенного по адресу: примерно в 32 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, в целях использования - для установки торгового павильона.
Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды земельного участка с 15.07.2008 по 14.06.2009.
Размер арендной платы установлен в пункте 3.1 договора и составляет 439 001 руб. 15 коп. в год.
Согласно пунктам 3.2 и 3.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца текущего квартала путем перечисления на расчетный счет. Размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений.
По акту приема-передачи от 15.07.2008 арендодатель (Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район) передал, а арендатор (ИП Золина Л. В) принял в пользование для установки торгового павильона земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А.
Дополнительным соглашением от 13.01.2009 к договору аренды земельного участка от 15.07.2008 N 1395 стороны внесли изменения в пункт 3.1 договора, изложив его в следующей редакции: "Размер арендной платы за участок составляет 461 286 руб. 80 коп. в год".
Дополнительным соглашением от 26.06.2009 срок действия договора аренды земельного участка от 15.07.2008 N 1395 пролонгирован по 13.05.2010.
В соответствии с дополнительным соглашением от 11.01.2010 к договору аренды земельного участка от 15.07.2008 N 1395 стороны внесли изменения в договор в отношении размера арендной платы за участок (503 876 руб. 35 коп. в год), порядка изменения размера арендной платы (размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, изменения коэффициента роста арендной платы, учитывающего индекс инфляции на очередной финансовый год).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 01.03.2013 N 33/202/13-43014 земельный участок с кадастровым номером 33:04:010155:11 снят с кадастрового учета 31.03.2010.
В дальнейшем между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (арендодатель) (в настоящее время - муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района") и ИП Золиной Л.В. (арендатор) подписан договор от 22.11.2011 N 1904 аренды этого же земельного участка площадью 320 кв.м, с кадастровым номером 33:04:010155:22 (ранее с кадастровым номером 33:04:010155:11), расположенного по адресу: примерно в 32 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, для установки торгового павильона.
Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды земельного участка с 22.11.2011 по 21.10.2012.
Размер арендной платы установлен в пункте 3.1 договора и составляет 503 876 руб. 35 коп. в год.
Согласно пунктам 3.2 и 3.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца текущего квартала путем перечисления на расчетный счет. Размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае: изменения кадастровой стоимости земельного участка; перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации; изменения коэффициента роста арендной платы, учитывающего индекс инфляции на очередной финансовый год. В остальном размер арендной платы изменяется по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 19.08.2013 N 33/202/13-187314 земельный участок с кадастровым номером 33:04:010155:22 снят с кадастрового учета 10.06.2013.
Истец, посчитав, что им излишне уплачена арендная плата в размере 1 193 491 руб. 62 коп. за пользование земельным участком, расположенным по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на положения статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Истец указывает, что за период аренды земельного участка, расположенного по адресу: примерно в 32 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, по договорам аренды от 15.07.2008 N 1395, от 22.11.2011 N 1904 образовалась переплата по арендной плате за период с 2008 года по 2012 год в сумме 1 193 491 руб., что составляет неосновательное обогащение администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района.
Из материалов дела следует, что согласно договорам арендная плата рассчитана на основании ставки от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, установленной пунктом 5 Решения Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 26.02.2008 N 13, с изменениями.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 "О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области" утвержден порядок определения размера арендной платы, а также условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области.
Согласно пункту 5 постановления губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду функционального использования в пределах, указанных в таблице.
Названное постановление губернатора Владимирской области, действовавшее в разные периоды существования (действия) договоров аренды, возлагает на органы местного самоуправления Владимирской области полномочия по принятию правовых актов об установлении ставок арендной платы, что не запрещено действующим законодательством.
В соответствии с решением Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 26.02.2008 N 13 (с изменениями) для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с расположенными на них объектами мелкорозничной торговли, предусмотрены ставки от кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году - 100, в 2009 году - 25, в 2010, 2011 годах - 42. Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что земельный участок был предоставлен истцу для установки торгового павильона.
Данные правовые акты, а также изменяющие их правовые акты были официально опубликованы, не оспорены в судебном порядке, являются действующим и обязательным к применению.
Таким образом, при расчете арендной платы ответчиками обоснованно применялись ставки от кадастровой стоимости земельного участка, установленные решением Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 26.02.2008 N 13 (с учетом изменений).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что решение Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 26.02.2008 N 13 и постановление губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 "О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области" не соответствует принципам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации N582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", отклоняется с учетом следующего.
Одним из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, установленных постановлением N 582, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из приведенных норм права следует, что акт соответствующего уполномоченного органа, предусматривающий различные методики определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящий к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и постановлению N 582.
Между тем в рассматриваемом случае решение Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 26.02.2008 N 13 не устанавливает различных методик установления арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям. Пунктом 5 Решения установлены ставки от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от категории объектов торговли: для стационарных объектов торговли (недвижимость, на которые зарегистрированы права в установленном порядке) одни ставки, для объектов мелкорозничной торговли (временных объектов) другие ставки.
Следовательно, в данном случае различным является основание для предоставления земельных участков для содержания стационарных объектов и для содержания временных объектов, что не является нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установленные ставки нарушают принцип экономической обоснованности, а именно: размер арендной платы истца за земельный участок не должен превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на первое число января года аренды, от его рыночной стоимости, определенной на первое число месяца того же года, отклоняется, как основанный на неверном толковании законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законности обжалуемого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, решение суда отмене не подлежит.
С учетом изложенного, при принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для отмены решения отсутствуют.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.12.2013 по делу N А11-1687/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Золиной Лидии Владимировны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1687/2013
Истец: Золина Лидия Владимировна
Ответчик: Администрация муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области, Муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района"