г. Владивосток |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А51-22022/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционное производство N 05АП-166/2014
на решение от 19.11.2013
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-22022/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "Сапсан" (ИНН 2540161976, ОГРН 1102540002828, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.05.2010)
к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2007)
третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Администрация г. Владивостока, Управление Градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
об оспаривании действий;
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4679, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 3777;
от Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3777;
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель Акуленко Н.В. по доверенности от 18.02.2014 N 03-1487;
от Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "Сапсан": представитель Подосенов А.С. по доверенности от 01.03.2014, сроком на два месяца, паспорт; председатель собрания Захлевнов Ю.В., протокол N 1 от 12.04.2010, паспорт;
В судебное заседание не явились:
Департамент лесного хозяйства Приморского края, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество "Сапсан" (далее - СОДНТ "Сапсан", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Приморского края по государственному учету лесного участка площадью 80000 кв.м., расположенного Приморский край, г. Владивосток, Владивостокское лесничество, Садгородское участковое лесничество в квартале 89, части выдела 3 и в квартале 90 части выдела 5, номер государственного учета в лесном реестре (условный номер учетной записи) N 1105028, в составе лесного фонда, в части земельного участка с кадастровым номером 25:28:050065:338 (с учетом уточнений принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что лесной участок в составе земель лесного фонда Владивостокского лесхоза в квартале 89 часть выдела 3, квартале 90 части выдела 5 Садгородского участкового лесничества, по целевому назначению отнесен к защитным лесам.
Полагает, что удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что утверждение решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 Генерального плана Владивостокского городского округа привело к автоматическому переводу лесного фонда в земли населенных пунктов.
Ссылается на то, что обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации".
Указывает, что спорный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, при этом отсутствие данных о государственном кадастровом номере не влечет прекращение права федеральной собственности на данный участок, а также утрату им статуса лесного участка.
Считает, что принадлежность земель Владивостокского лесхоза к лесам первой группы лесного фонда и право федеральной собственности на эти земли подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2002 по делу N 56Г02-12.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержала, решение просила отменить, в удовлетворении заявленных требований.
Представители СОДНТ "Сапсан", администрации г. Владивостока, УГА администрации г. Владивостока решение считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В связи с отпуском судьи С.В. Гуцалюк на основании распоряжения от 27.03.2014 года произведена замена судьи С.В. Гуцалюк на судью Е.Н. Номоконову, рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что на момент вынесения решения по настоящему делу, СОДНТ "Сапсан" являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:050065:338 площадью 80000 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахарный Ключ, дом 5 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 743 м от ориентира по направлению на юго-восток) (далее - спорный участок), для использования в целях для ведения дачного хозяйства, в силу заключенного заявителем с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края договора аренды земельного участка от 22.05.2013 N 05-Ю-16483.
Названный земельный участок был предоставлен товариществу в собственность на основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22.03.2013 N 389-рз.
Письмом Владивостокский филиал КГКУ "Приморское лесничество от 02.07.2013 N 577 сообщил заявителю о том, что названный земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 89, части выдела 3 и в квартале 90, части выдела 5 Садгородского участкового лесничества.
Также письмом от 11.11.2013N 38-05-04/3796 Департамент лесного хозяйства Приморского края разъяснил порядок и основания регистрации спорного земельного участка в лесном реестре.
Посчитав, что действия Департамента по государственному учету в лесном реестре спорного участка не соответствует закону, нарушает права и законные интересы СОДНТ "Сапсан" в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В суде апелляционной инстанции представителем Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае приведен довод о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050065:338 снят с кадастрового учета.
В свою очередь, присутствовавший в судебном заседании председатель СОДНТ "Сапсан" пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050065:338 был снят с кадастрового учета в связи с окончанием срока действия кадастрового паспорта, в настоящее время спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050065:479, что подтверждается кадастровым паспортом от 28.11.2013 N 25/00-13-341438, заключен договор аренды земельного участка, зарегистрированный в установленном законом порядке.
Представителем заявителя по делу в подтверждение приведенных пояснений представлены подтверждающие документы, приобщенные судом апелляционной инстанции в порядке ст. 262 АПК РФ к материалам дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 04.02.2014 между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и СОДНТ "Сапсан" заключен договор аренды земельного участка N 05-Ю-16483, в соответствии с которым арендодатель на основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22.03.2013 N 389-рз, от 17.04.2013 N 544-рз, от 14.01.2014 N 4-рз предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:050065:479 площадью 80000 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахарный ключ, дом 5 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - здание. Участок находится примерно в 750 м от ориентира по направлению на юго-восток), для использования в целях для ведения дачного хозяйства.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ", "Кодекс") земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
Пунктом 2 статьи 8 Кодекса предусмотрено, что категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 -2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЛК РФ") государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и т.д.
Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней уполномоченный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу выписку из государственного лесного реестра или в письменной форме направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ в предоставлении такой выписки.
По смыслу данных норм выписка из государственного лесного реестра является документом, предусмотренным пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании которого определяется категория земельных участков.
Как следует из материалов дела, на заявление Общества, письмом от 02.07.2013 N 577 Владивостокский филиал КГУП "Приморское лесничество" сообщил заявителю о том, что земельный участок, расположенный в районе улицы Сахарный ключ, д.5 в г. Владивостоке по материалам лесоустройства и лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 89, части выдела 3 и в квартале 90, части выдела 5 Садгородского участкового лесничества.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 01.01.2011 земельный участок с кадастровым номером 25:28:050065:338 площадью 80000 кв.м, местоположением по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахарный ключ, дом 5 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 743 м от ориентира по направлению на юго-восток) входит в границы лесного участка Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, в квартале 89 части выдела 3 и в квартале 90 части выдала 5, и зарегистрированного в лесном реестре за N 1105028, в составе лесного фонда.
В то же время согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 30.09.2011 N 25/00-11-108418, спорный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости с указанием категории земель "земли населенных пунктов", то есть категории, отличной от категории, содержащейся в государственном лесном реестре.
Проверяя обоснованность включения спорного земельного участка в состав лесного участка и отнесения к землям лесного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ предусмотрено, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Лесные участки, как объект недвижимости, подлежат кадастровому учету с присвоением государственного учетного номера, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации.
Следовательно, только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет, как земельный участок земель населенных пунктов.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации спорный земельный как расположенный на землях населенных пунктов, не входит в состав земель лесного фонда.
Как следует из части 2 статьи 91 ЛК РФ, в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса. Таким образом, из указанной нормы следует, что наличие в лесном реестре сведений о лесах, безусловно не свидетельствует об отнесении таких участков к лесному фонду.
В то же время государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда предполагает расположение указанных участков исключительно в границах земель лесного фонда, в то время как спорный земельный участок согласно данных государственного кадастрового учета расположен на землях населенных пунктов.
Границы населенного пункта г. Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. В связи с чем, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 23.08.2013 спорный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов.
При таких обстоятельствах, доводы о нахождении земельного участка на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам.
Доказательства регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, а также незаконности перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов в результате изменения границ населенного пункта в материалы дела не представлены.
То обстоятельство, что спорный земельный участок был учтен в границах лесного участка и внесен в государственный лесной реестр до утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа (решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119), не свидетельствует о наличии оснований для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, поскольку возможность перевода земель лесного фонд в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта не постановлена в зависимость от даты внесения сведений об указанных землях в государственный лесной реестр.
Ссылка Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 коллегией не принимается, поскольку в силу статьи 6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей ЗК РФ, а согласно статье 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что из распоряжения Совета Министров СССР от 21.06.1956 не представляется возможным достоверно установить границы земельного участка, отнесенного непосредственно к землям лесного фонда.
Письмо Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 02.07.2013 N 571, выкопировка из планшета Садгородского участкового лесничества, а также ссылка Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 по делу N 56-Г02-12 не являются доказательствами отнесения спорного участка к землям лесного фонда и соответственно федеральной собственности. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 Земельного кодекса РФ и статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Обстоятельства, установленные Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении дела N 56Г02-12, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в каждом конкретном случае суд исходит из конкретных фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Управление, ссылаясь на отнесение всей территории бывшего Владивостокского лесхоза к землям лесного фонда на основании материалов лесоустройства, осуществленного в период действия Основ лесного законодательства от 06.03.1993, которое устанавливало, что все леса и предоставленные для лесного хозяйства земли образуют лесной фонд РФ, не учитывает следующего.
Лесной кодекс РФ 1997 года установил разграничения лесов на лесной фонд и городские леса, не входящие в лесной фонд.
Во исполнение Лесного кодекса РФ 1997 года приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.07.1997 N 94 установлен порядок проведения лесоустройства (парко- и лесоустройства) и о перечне лесоустроительной документации по лесам, не входящим в лесной фонд.
В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса РФ 2006 года, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса РФ 2006 года в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены. Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ 2006 года леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, имеющий статус лесного.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона о кадастре недвижимости, формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке части 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости не были зарегистрированы до даты вступления в силу указанного Закона о кадастре недвижимости, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Закона о кадастре недвижимости о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
Ссылку ТУ ФАУГИ по Приморскому краю на Постановление Конституционного Суда РФ N 1-П от 09.01.1998. "По делу о проверке Конституционности Лесного кодекса РФ коллегия считает необоснованной, поскольку данное постановление было вынесено в отношении Лесного кодекса 1997 года, который в настоящее время утратил силу.
При таких обстоятельствах, вывод Департамента и доводы Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о нахождении спорного земельного участка заявителя на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции том, что Департамент не доказал обоснованность включения земельного участка заявителя в границы лесного участка, зарегистрированного в государственном лесном реестре, и его отнесения к землям лесного фонда.
Действия департамента по государственному учету спорных земельных участок в границах лесного участка нарушают права общества в сфере экономической деятельности, связанной с их использованием.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Поскольку осуществление деятельности, связанной с ведением садоводства, на землях лесного фонда не предусмотрено, суд первой инстанции верно указал, что противоречивость сведений о категории земельных участков, содержащихся в различных федеральных государственных информационных ресурсах, создает неопределенность в применяемом правовом режиме и фактически препятствует их использованию,
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно признал действия ответчика по государственному учету лесного участка площадью 80000 кв.м, расположенного Приморский край, г. Владивосток, Владивостокское лесничество, Садгородское участковое лесничество в квартале 89, части выдела 3 и в квартале 90 части выдела 5, номер государственного учета в лесном реестре (условный номер учетной записи) N 1105028, в составе лесного фонда, в части земельного участка с кадастровым номером 25:28:050065:338, незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, учитывая, что правовые основания для включения спорного земельного участка в границы земельного участка, учтенного в государственном лесном реестре в качестве лесного участка отсутствовали, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент лесного хозяйства исключить из государственного лесного реестра сведения о государственном учете лесного участка площадью 80000 кв.м, расположенного Приморский край, г. Владивосток, Владивостокское лесничество, Садгородское участковое лесничество в квартале 89, части выдела 3 и в квартале 90 части выдела 5, номер государственного учета в лесном реестре (условный номер учетной записи) N 1105028, в составе лесного фонда, в части земельного участка с кадастровым номером 25:28:050065:338.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2013 по делу N А51-22022/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22022/2013
Истец: Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество Сапсан
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Приморского края
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление Градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока