город Ростов-на-Дону |
|
02 апреля 2014 г. |
дело N А32-5959/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Шаповаловой О. А.: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Новороссийской таможни: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-5959/2013, принятое судьей Гонзус И.П., по заявлению Шаповаловой Ольги Александровны к Новороссийской таможне о признании недействительным решений
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шаповалова Ольга Александровна (далее -предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов - решения Новороссийской таможни (далее ответчик, таможенный орган, таможня) о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/180712/0009228, от 24.08.2012 года; решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/070812/0009974, от 10.09.2012 года.
Решением суда от 29.11.2013 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель представил таможенному органу документы, содержащие достаточные и достоверные сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввезенного товара. Оснований для применения иного метода определения таможенной стоимости ввезенного товара у таможенного органа не имелось.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, ссылаясь на правомерность и законность действий таможенного органа по корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таможня и предприниматель представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей таможни и предпринимателя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, На основании внешнеторгового контракта N SH-BE-26-07 от 26.07.2010 г., заключенного с фирмой YIWU WEISINA TRADING CO.,LTD,CHINA" предприниматель осуществляла ввоз на таможенную территорию РФ товара - атрибутов новогодних праздников, носков. Во исполнение условий указанного контракта в адрес предпринимателя осуществлена поставка товаров в контейнере NYKU 4324347, ввезенном в п. Новороссийск (РФ) на т/х "Ванда А". Поставка товара осуществлялась на условиях CFR/Новороссийск (Инкотермс-2000).
18 июля 2012 года таможенным представителем от имени и поручению предпринимателя на Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни подана декларация на товары (далее-ДТ) N 10317100/180712/0009228. В декларации заявлены сведения о товарах:
N 1 - товары для новогодних и рождественских праздников в ассортименте: изготовитель: YIWU WEISINA TRADING CO.,LTD, CHINA, товарный знак: ZQ, игрушки пластмассовые с элементами из текстиля, новогодние и рождественские: дед мороз, всего 15XY-3 - 180 шт., 15XY-5 - 260 шт., 15XY-6 - 240 шт., 15XY-7 - 120 шт., 15XY-8 - 96 шт., 15XY-9 - 96 шт., 15XY-10 - 72 шт., 15XY-11 - 72 шт., 15XY-12 - 72 шт., 15XY-13 -72 шт., 15XY-14 - 240 шт., 15XY-15 - 120 шт., снегурочка, всего 15XY-4 - 240 шт.; код ОКП 963300 новогодние и рождественские украшения: рождественский снег, украшение в виде снежинки, всего 15XY-16 - 100 шт.; новогодние и рождественские гирлянды, не электрические: длина 270 см., всего 15XY-59 - 60 шт., длина 270 см., всего 15XY-59-1 -10 шт., 15XY-60 - 60 шт., 15XY-60-1 - 10 шт., 15XY-61 - 48 шт., 15XY-62 - 60 шт., длина 180 см., всего 15XY-63 - 20 шт.. Итого 2248 шт.
N 2 - товары для новогодних и рождественских праздников в ассортименте:
изготовитель: YIWU WEISINA TRADING CO.,LTD, CHINA, товарный знак отсутствует, искусственные елки из полимерных материалов в комплекте с металлическим креплением, упакованы в картонные коробки: высотой 45 см., всего 15 XY-17 - 70 шт., высотой 60 см., всего 15 XY-18 - 100 шт., высотой 90 см., всего 15 XY-19 - 100 шт., высотой 120 см., всего 15 XY-20 - 150 шт., высотой 150 см., всего 15 XY-21 - 150 шт., высотой 180 см., всего 15 XY-22 - 100 шт., высотой 210 см., всего 15 XY-24 - 50 шт., высотой 240 см., всего 15 XY-25 - 20 шт., высотой 270 см., всего 15 XY-26 - 10 шт., высотой 300 см., всего 15 XY-27 - 2 шт., высотой 45 см., всего 15 XY-28 - 70 шт., высотой 60 см., всего 15 XY-29 - 50 шт., высотой 90 см., всего 15 XY-30 - 50 шт., высотой 120 см., всего 15 XY-31 - 100 шт., высотой 150 см., всего 15 XY-32 - 70 шт., высотой 180 см., всего 15 XY-33 - 70 шт., высотой 210 см., всего 15 XY-34 - 50 шт., высотой 240 см., всего 15 XY-35 - 10 шт., высотой 270 см., всего 15 XY-36 - 5 шт., высотой 300 см., всего 15 XY-37 - 1 шт., высотой 60 см., всего 15 XY-40 - 50 шт., высотой 90 см., всего 15 XY-41 - 50 шт., высотой 120 см., всего 15 XY-42 - 50 шт., высотой 150 см., всего 15 XY-43 - 50 шт., высотой 180 см., всего 15 XY-44 - 50 шт., высотой 210 см., всего 15 XY-45 - 50 шт., высотой 240 см., всего 15 XY-46 - 10 шт., высотой 270 см., всего 15 XY-47 - 5 шт., высотой 120 см., всего 15 XY-48 - 70 шт., высотой 150 см., всего 15 XY-49 - 70 шт., высотой 180 см., всего 15 XY-50 - 50 шт., высотой 240 см., всего 15 XY-51 - 5 шт., высотой 120 см., всего 15 XY-52 - 50 шт., высотой 150 см., всего 15 XY-53 - 50 шт., высотой 180 см., всего 15 XY-54 - 50 шт., высотой 210 см., всего 15 XY-55 - 50 шт., высотой 240 см., всего 15 XY-56 - 10 шт., высотой 270 см., всего 15 XY-57 - 5 шт., высотой 300 см., всего 15 XY-58 - 1 шт. Всего - 1954 шт.
N 3 носки из синтетических нитей, мужские, код ОКП 843000, размер 40-48, трикотажные машинной вязки, изготовитель: HUMEI KNITTING FACTORY,CHINA; товарный знак: HUMEI, модель: 15 XY-2, 100% полиэстер, всего 1200 пары, носки мужские, 100% полиэстер, всего 48000 пары. Всего 15 XY-1 -49200 пар.
N 4 носки из хлапчатобумажной пряжи, мужские, размер 40-48,изготовитель:
HUMEI KNITTING FACTORY,CHINA; CHAO XIANG SOCK INDUSTRY, CHINA, товарный знак: HUIMEI, LEEBUO, модель: 15 XY-101, 80% хлопок, 20% спандекс, всего 1500 пары. Арт. 15 XY-102 носки мужские, 80% хлопок, 20% спандекс, всего 1500 пары, Арт. 15 XY-103 носки мужские, 75% хлопок, 25% спандекс, всего 900 пары. Арт. 15 XY-104 носки мужские, 75% хлопок, 25% полиэстр, всего 1200 пары. Всего 15 XY-100 - 5100 пар.
N 5 носки из шерстяной пряжи, женские, размер 38-40, код ОКП 84300, трикотажные, машинной вязки, изготовитель: CHAO XIANG SOCK INDUSTRY, CHINA, товарный знак: LEEBUO, трикотажные, машинной вязки, носки женские, 72% шерсть, 25% нейлон, 3% полиэстр, всего 1200 пары, всего 15 XY-102 - 1200 пар.
В декларации заявлены сведения о таможенной стоимости декларируемых товаров N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 в сумме в сумме 31335,60 долларов США, определенной по стоимости сделки (далее-метод 1) в соответствии со ст.4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее-Соглашение).
В подтверждение заявленной в ДТ N 10317100/180712/0009228 таможенной стоимости предприниматель в таможенный орган представил: декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-1) N 10317100/180712/0009228; коносамент N NYKS2334902480 от 25.05.12 г.; контракт N SH-BE-26-07 от 26.07.2010 г.; дополнительное соглашение к контракту от 30.09.2010; приложения к контракту N 2 от 20.03.2012; N 3 от 10.05.2012; паспорт сделки от 07.10.2010 N 10100001/1439/0041/2/0; инвойс N JH1008084 от 10.05.12 г.; и другие документы и сведения, согласно описи к ДТ N 10317100/180712/0009228.
20 июля 2012 года, при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/180712/0009228, таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки и запросе у предпринимателя дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10317100/180712/0009228.
Предприниматель во исполнение решения о проведении дополнительной проверки от 20.07.2012 года, предоставил в таможенный орган дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10317100/180712/0009228.
24 августа 2012 года Новороссийской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров N 2, N 4, N 5, заявленной в ДТ N 10317100/180712/0009228, при этом в качестве обоснования корректировки таможенной стоимости таможенный орган указал на недостаточное документальное подтверждение предпринимателем заявленной в ДТ N 10317100/180712/0009228 таможенной стоимости товаров N 2, N 4, N 5.
10.09.2012 года Новороссийской таможней осуществлена самостоятельная корректировка заявленной предпринимателем в ДТ N 10317100/180712/0009228 таможенной стоимости в соответствии со ст. ст. 7,10 Соглашения по информации по стоимости сделки с однородными товарами, оформленными по ДТ N 10502070/130712/0007172, N 10221010/020712/0028985, N 10702032/020712/0002344.
07 августа 2012 года таможенным представителем от имени и поручению предпринимателя на Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни подана ДТ N 10317100/070812/0009974.
В декларации заявлены сведения о товарах:
N 1 - товары для новогодних и рождественских праздников в ассортименте: изготовитель: YIWU WEISINA TRADING CO.,LTD, CHINA, товарный знак: ZQ, игрушки пластмассовые с элементами из текстиля, новогодние и рождественские: дед мороз, всего 15XY-3 - 180 шт., 15XY-5 - 260 шт., 15XY-6 - 240 шт., 15XY-7 - 120 шт., 15XY-8 - 96 шт., 15XY-9 - 96 шт., 15XY-10 - 72 шт., 15XY-11 - 72 шт., 15XY-12 - 72 шт., 15XY-13 -72 шт., 15XY-14 - 240 шт., 15XY-15 - 120 шт., снегурочка, всего 15XY-4 - 240 шт.; Итого 1880 шт.
N 2 - носки из синтетических нитей, мужские, код ОКП 843000, размер 40-48, трикотажные машинной вязки, изготовитель: HUMEI KNITTING FACTORY,CHINA; товарный знак:HUMEI, модель: 15 XY-2, 100% полиэстер, всего 1200 пары, носки мужские, 100% полиэстер, всего 48000 пары. Всего 15 XY-1 -49200 пар.
N 3 - товары для новогодних и рождественских праздников в ассортименте:
изготовитель: YIWU WEISINA TRADING CO.,LTD, CHINA, товарный знак: ZQ,
новогодние и рождественские украшения, Арт. 15XY-16 - рождественский снег, украшение в виде снежинки, всего 100 шт., новогодние и рождественские гирлянды: Арт.: 15XY-59 - длина 270 см., всего 60 шт., арт. 15XY-59-1 - длина 270 см., всего 10 шт., 15XY-60 - длина 270 см., всего 60 шт., 15XY-60-1 - длина 270 см., всего 10 шт., 15XY-61 - длина 270 см., всего 48 шт., 15XY-62 - длина 270 см., всего 60 шт., 15XY-63 - длина 180 см., всего 20 шт. Итого 368 шт.
В декларации заявлены сведения о таможенной стоимости декларируемых товаров N 1, N 2, N 3, в сумме 12004,60 долларов США, определенной по стоимости сделки (далее-метод 1) в соответствии со ст.4 Соглашения.
В подтверждение заявленной в ДТ N 10317100/070812/0009974 таможенной стоимости предприниматель в таможенный орган представил: декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-1) N 10317100/070812/0009974; коносамент N NYKS2334902480 от 25.05.12 г.; контракт N SH-BE-26-07 от 26.07.2010 г.; дополнительное соглашение к контракту от 30.09.2010; приложения к контракту N 2 от 20.03.2012; N 3 от 10.05.2012; паспорт сделки от 07.10.2010 N 10100001/1439/0041/2/0; инвойс N JH1008084 от 10.05.12 г.; и другие документы и сведения, согласно описи к ДТ N 10317100/070812/0009974.
При проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/070812/0009974, таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки и запросе у предпринимателя дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10317100/070812/0009974.
Предприниматель, во исполнение решения о проведении дополнительной проверки, предоставил в таможенный орган дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10317100/070812/0009974.
10 сентября 2012 года Новороссийской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров N 1, N 2, N 3, заявленной в ДТ N 10317100/070812/0009974, при этом в качестве обоснования корректировки таможенной стоимости таможенный орган указал на недостаточное документальное подтверждение предпринимателем заявленной в ДТ N 10317100/070812/0009974 таможенной стоимости товаров N 1, N 2, N 3.
25.09.2012 года Новороссийской таможней осуществлена самостоятельная корректировка заявленной предпринимателем в ДТ N 10317100/070812/0009974 таможенной стоимости в соответствии со ст. ст. 7,10 Соглашения по информации по стоимости сделки с однородными товарами, оформленными по ДТ N 102160022/150512/0009811.
Не согласившись с действиями таможенного органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование, суд первой инстанции правомерно его удовлетворил по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.04г. N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Восстановление этого срока согласуется с рекомендациями Европейского суда по правам человека о недопустимости установления чрезмерных правовых и фактических преград для судебной защиты нарушенных прав и обеспечении доступа к правосудию.
Учитывая содержащееся в Федеральном законе "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 30.03.1998 г. заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда, закрепление в протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, также прав юридических лиц, подлежащих защите, содержащийся в Конвенции запрет на отказ в правосудии, а также положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия, принимая во внимание, что согласно п.2 ч.1 ст.2 АПК РФ обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах, с учетом изложенных в ходатайстве обстоятельств, в соответствии со ст.117 АПК РФ суд считает возможным удовлетворить ходатайство заявителя, восстановить срок на обжалование.
В соответствии со статьёй 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением, которое действует с 06.07.2010 г.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, устанавливается нормами ТК ТС.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со ст. 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно пункта 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 статьи 65 ТК ТС, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения, (метод 1) Как следует из ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов Таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа Новороссийской таможней в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товара.
Как предусмотрено приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", определяющим перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Материалами дела, а именно ведомостью банковского контроля, представленной заявителем, подтверждается оплата компании "YIWU WEISINA TRAIDING CO.LTD", Китай, по контракту N SH-BE-26-07 от 26.07.2010 г. денежных средств за товарs, оформленные по ДТ N 10317100/180712/0009228, N 10317100/070812/0009974, в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 вышеуказанной декларации на товары.
Однако, указанная декларантом в ДТ N 10317100/180712/0009228, N 10317100/070812/0009974, таможенная стоимость товаров не была принята таможенным органом при проведении таможенного контроля в процессе таможенного оформления, в связи с чем, были запрошены дополнительные документы и пояснения.
В соответствии со статьёй 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 данной статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТК ТС.
Новороссийская таможня запросила у заявителя дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости по ДТ N 10317100/180712/0009228, N 10317100/070812/0009974, а именно: оригинал экспортной таможенной декларации с переводом, заверенным в установленном порядке; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории ТС; калькуляция цены реализации товара; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке возимых товаров и их влиянии на ценообразование; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур, ведомость банковского контроля; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы об оплате платежей за использование товарного знака; пояснения по снижению уровня таможенной стоимости товара.
В ответ на указанный запрос декларант в соответствии со ст. 69 ТК ТС представил таможенному органу письменные объяснения причин, по которым дополнительно запрошенные документы не могут быть представлены в полном объеме.
Из вышеизложенного следует, что заявителем были представлены таможне необходимые документы, часть документов не была представлена таможенному органу по объективным причинам, кроме того, необходимость в них для определения таможенной стоимости по первому методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) отсутствовала, в связи с чем, требование таможенного органа об их предоставлении неправомерно.
Также по смыслу Соглашения в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из первоначально представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза" в силу пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта и должно быть обоснованным, в частности содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью.
Поэтому, определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения предыдущих методов оценки стоимости товара.
Таможенный орган указал, что заявленная таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, так как данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме. В результате был применен 6-й метод по цене аналогичных товаров.
В материалы дела Новороссийская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенного товара.
Таким образом, суд считает доводы апелляционной жалобы о правомерности применения шестого метода определения таможенной стоимости несостоятельными.
Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2013 N 96, следует, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных ИП Шаповалова О.А. документах, таможенным органом не сделано.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к ДТ N 10317100/180712/0009228, N 10317100/070812/0009974, и контрактом N SH-BE-26-07 от 26.07.2010 г., судом не выявлено.
Следовательно, довод апелляционной жалобы, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.
Из пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Суд считает, что под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнить условия и характер ввоза товара, также необходимо учитывать страну отправления, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных заявителем в ДТ N 10317100/180712/0009228, N 10317100/070812/0009974, производилась на основе выписок из ДТ N 10502070/130712/0007172, N 10221010/020712/0028985, N 10702032/020712/0002344, N 10216022/150512/0009811, полученных из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что таможенный орган незаконно определил таможенную стоимость товаров по декларациям N 10317100/180712/0009228, N 10317100/070812/0009974.
Расчет таможенной стоимости был произведен заявителем на основании цены товара, уплаченной продавцу. Факт оплаты подтверждается ведомостью банковского контроля. Доказательств того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, ответчик не представил.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах налогового законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-5959/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5959/2013
Истец: Шаповалова О. А., Шаповалова Ольга Александровна, Шаповалова Ольга Олександровна
Ответчик: Новороссийская таможня