г. Саратов |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А06-8566/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2014.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г..,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "24" января 2014 года
по делу N А06-8566/2013 (судья Ю.А. Винник),
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г. Шевченко", г. Астрахань,
к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ,
о признании недействительным решения N 542 от 29.10.2013 года в части доначисления страховых взносов с выплат пособий молодым специалистам в сумме 200 рублей, грантов в сумме 150 рублей, материального поощрения в сумме 400 рублей, соответствующие суммы пени и штрафных санкции,
с участием в заседании представителя Средней общеобразовательной школы N 4 - Бирюкова А.А
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось МБОУ города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г. Шевченко" (учреждение) с заявлением к ГУ - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (фонд) о признании недействительным решения N 542 от 29.10.2013 года в части доначисления страховых взносов с выплат пособий молодым специалистам в сумме 200 рублей, грантов в сумме 150 рублей, материального поощрения в сумме 400 рублей, соответствующие суммы пени и штрафных санкции.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 24 января 2014 года заявленные требования учреждения удовлетворены.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права фонд обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения от 05.09.2013 года N 05/1-992 проведена документальная выездная проверка МБОУ города Астрахани "СОШ N 4". Приказом Управления по образованию и науке администрации г. Астрахани N 08-07- 382 от 25.07.2013 года МБОУ г. Астрахани "СОШ N 4" переименовано в МБОУ г. Астрахани "СОШ N 4 имени Т.Г. Шевченко"
В ходе проверки выявлено, что МБОУ "СОШ N 4" не начислила страховые взносы на следующие выплаты: пособия учителям, находящимся в длительном отпуске без содержания в августе 2010 года Дубовицской Т.С. в сумме 3 600 рублей, Поповой М.А. в сумме 3 600 рублей, в т.ч. с сентября по декабрь в сумме 1 200 рублей, с января по август 2011 года в сумме 2 400 рублей; пособия молодым специалистам Суриной В.И., Ермаковой Р.С., Калиевой А.Б., Соколовой А.И. в сумме 25 000 рублей; грант, выплаченный за октябрь 2010 года Селезневой О.А, Тещиной Н.П. в сумме 25 000 рублей, за декабрь 2011 года Мошковой Е.А. в сумме 25 000 рублей; победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям за декабрь 2011 года Шевчук Л.В. в сумме 200 000 рублей.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 583 от 30.09.2013 года.
29.10.2013 года ГУ - АРО ФСС РФ принято решение N 542 о привлечении МБОУ "СОШ N 4" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "б обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов, что составляет 155, 34 рублей, дополнительно начислено страховых взносов в сумме 776, 69 рублей, пени в размере 114, 99 рублей, всего - 1 047, 02 рублей.
Фондом в учреждение было направлено требование N 542 от 15.11.2013 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Принимая оспариваемое решение, учреждение, исходило из того, что заявителем нарушены нормы Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее-Федеральный закон N 125-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 г. N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации", Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101.
В соответствии с перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 г. N 765, вознаграждение физическим лицам за счет полученных грантов (безвозмездной помощи) не поименовано, следовательно, начисление страховых взносов на оговариваемую выплату необходимо производить.
Согласно ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы в 2011 г.-2012 г. на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного, в том числе в рамках трудовых отношений и включаются в базу для начисления страховых взносов, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 20.2 Федерального закона N 125 -ФЗ, в который приведен перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами. Учитывая, что вознаграждения физическим лицам за счет полученных грантов (безвозмездной помощи) в ст. 20.2 Федерального закона N 125 -ФЗ не поименованы, такие выплаты, произведенные организацией-работодателем своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника финансирования таких выплат.
По мнению фонда ссылка истца, что гранты относятся к компенсационным выплатам не состоятельна, т.к. компенсационные выплаты - это выплаты, призванные компенсировать ранее понесенные потери, расходы, затраты, нанесенный ущерб. Но работники учреждения не понесли никаких расходов и затрат, и гранты не относятся к денежным выплатам, признанным возместить работникам затраты, следовательно, понятие гранта не относится к компенсационным выплатам.
На основании изложенного фонд пришел к выводу о том, что единовременные выплаты молодым специалистам, пособия учителям, находящимся в длительном отпуске без содержания, пособия молодым специалистам, грант, победитель конкурса на получение "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г.Шевченко" подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
Кроме этого, согласно Постановления от 04.08.2009 г. N 2978-м единовременная выплата по социальной поддержке молодых специалистов устанавливается и выплачивается педагогическим работникам МОУ по основному месту работы, и право на получение вышеуказанного пособия имеют молодые специалисты, при условии заключения ими трудового договора с МОУ на срок не менее 3-х лет и наличия учебной (педагогической) нагрузки в объеме не менее 1 ставки, следовательно, указанная выплата признается объектом обложения страховыми взносами на основании Федерального закона N 125-ФЗ.
МБОУ "СОШ N 4 имени Т.Г. Шевченко" не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с требовании о признании решения фонда недействительным, в части доначисления страховых взносов с выплат пособий молодым специалистам в сумме 200 рублей, с грантов в сумме 150 рублей, с материального поощрения в сумме 400 рублей, а так же соответствующих сумм пени и штрафных санкции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признал решение в обжалованной части незаконным.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Статьей 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 данного Кодекса.
Коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация города Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ни администрация г. Астрахани, ни Министерство образования и науки Российской Федерации не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Апелляционная коллегия считает, что вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для применения норм трудового права отсутствуют.
Таким образом, денежные средства, предоставленные педагогам, Селезневой О.А., Тещиной Н.П., Мошковой Е.А., Шевчук Л.В., не подлежат учету при начислении страховых взносов на основании подпункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции, верно, учел целевой характер предоставленных средств.
Подпунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города от 07.11.2006 N 2378, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Судебная коллегия считает, что цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствуют основанию, указанному в подпункте 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, и служит основанием для освобождения от обложения страховыми взносами.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, администрацией города Астрахани, не облагаются страховыми взносами.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "24" января 2014 года по делу N А06-8566/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8566/2013
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т. Г. Шевченко"
Ответчик: Государственное учреждение-Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ