г. Ессентуки |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А63- 9568/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2013 по делу N А63-9568/2013,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды, ОГРН 1052601025289,
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601454072,
об оспаривании решения и требований государственного органа (судья Костюков Д.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району - Хрусталева И.А. по доверенности от 09.01.2014 N 1;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - Белимова Т.В. по доверенности от 08.11.2013 N 428.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ГУ-УПФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края о признании незаконным решения от 14.08.2013 N 33 о привлечении к ответственности за совершение законодательства о страховых взносах; о признании недействительными требований от 02.09.2013 N 312, от 03.09.2013 N 8 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов (с учетом уточнений).
Решением суда от 16 декабря 2013 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды, ОГРН 1052601025289, удовлетворено в полном объеме.
Решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601454072, от 14.08.2013 N 33 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
Требования государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601454072, об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 312 от 02.09.2013 и N 8 от 03.09.2013 признаны недействительными.
С государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601454072, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды, ОГРН 1052601025289, взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решение мотивированно отсутствием оснований для включения компенсаций в базу для обложения страховыми взносами.
Не согласившись с принятым решением, государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что расходы понесенные обществом не являются компенсацией работникам за осуществление служебных телефонных переговоров, а являются доходами работников, и подлежат включению в базу для обложения страховыми взносами. Кроме того, должностная инструкция некоторых сотрудников не предусматривает использование личного телефона в служебных целях.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2013 по делу N А63-9568/2013, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования плательщиком страховых взносов ООО "Жилсервис".
В ходе проверки выявлены нарушения, повлекшие неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов, а именно, установлено, что в соответствии с авансовыми отчетами работникам предприятия осуществлялась выдача подотчетных средств для оплаты услуг сотовой связи: за 2010 год- 28 680 рублей, за 2011 год -28 275, 00 рублей, за 2012 год - 30 290 рублей.
Согласно приказам руководителя предприятия, в связи с производственной необходимостью и повышением качества работы сотрудники общества использовали принадлежащие им мобильные телефоны для обмена оперативной информацией. В подтверждение производственных расходов составлялись авансовые отчеты с приложением чеков на оплату услуг сотовой связи.
Вместе с тем, должностными лицами органа пенсионного фонда установлено, что договор с оператором сотовой связи не заключался, общество счетов от оператора связи не получало, документы, подтверждающие экономическое обоснование произведенных затрат, связанных с использованием услуг сотовой связи, не представлены. Как следует из материалов проверки, на предприятии отсутствовали подтверждения круглосуточного режима работников, не выявлено наличие диспетчерских служб. По мнению заинтересованного лица, указанные обстоятельства не позволили подтвердить производственный характер использования подотчетных средств.
По итогам выездной проверки специалистами органа пенсионного фонда составлен акт от 15.07.2013 N 34.
Обществом представлены возражения на акт проверки от 25.07.2013 N 269, которые рассмотрены заинтересованным лицом и с их учетом вынесено решение от 14.08.2013 N 33 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа на общую сумму в размере 77 938,51 рубля, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 21 017,60 рубля и пени в сумме 6 373,22 рубля.
Не согласившись с решением ГУ-УПФ по г. Минеральные Воды общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункта "а" части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством
Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Названный Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Статьей 188 ТК РФ определено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Следовательно, по смыслу указанных норм, сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества (транспорта, мобильного телефона), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели) в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.
ООО "Жилсервис" является управляющей компаний и осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда и имеет определенный характер и специфику работы.
Согласно Жилищному кодексу РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства N 491 от 13.08.2006, Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, на управляющую организацию ложится обязанность круглосуточно отвечать за снабжение горячей и холодной водой, подачу электричества, исправность работы системы водоотведения и обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Управляющая компания должна организовать работу аварийно-диспетчерской службы, которая будет принимать заявки от жителей дома на срочный выезд, в результате поломки одной из систем снабжения дома. Поступление заявок от собственников, нанимателей и арендаторов помещений в многоквартирных домах носит круглосуточный характер.
Данная деятельность должна осуществляться с соблюдением предельных сроков устранения неисправностей общего имущества многоквартирного дома, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда установленных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003. Данными Правилами предусмотрено устранение неисправностей немедленно, в течение 3 часов, в течение 1 суток и т.д. В таких условиях необходим постоянный и оперативный обмен информацией.
Согласно рекомендациям центра муниципальной экономики и права по нормированию труда работников аварийно-ремонтной службы жилищного хозяйства нормативами численности по функции "Техническое руководство" предусмотрен круглосуточный режим работы.
Этими же рекомендациями определено, что состав работ диспетчерского обслуживания включает в себя, в том числе, оперативное решение вопроса о направлении бригад на место аварии; осуществление связи с рабочими бригадами, находящимися на линии, для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и неполадок и сроками выполнения данных работ, предупреждения нарушений хода выполнения работ, а также причин их вызвавших.
В состав работ по техническому руководству, входит руководство работами по ликвидации аварий и неполадок, обеспечение рациональности использования аварийных бригад; организация оперативной и четкой работы бригад при локализации и ликвидации аварий и неполадок; связь с соответствующими специализированными коммунальными предприятиями, их аварийными службами. Состав работ по общему руководству (руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер, главный экономист, главный инженер, юрисконсульт, бухгалтер, инспектор по кадрам, инженер по технике безопасности, секретарь, заведующий складом) включает в себя руководство всеми видами деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Состав работ и профессий рабочих содержит выполнение работ, связанных с ликвидацией аварий и неисправностей внутридомового оборудования и сетей водоотведения, холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления и электроснабжения, по заявкам и указаниям руководителей, специалистов и служащих.
Между ООО "Жилсервис" и работниками заключены письменные соглашения, являющиеся неотъемлемой частью трудовых договоров, о возмещении расходов на сотовую связь.
Из текста соглашения следует, что работодатель и конкретный работник общества договорились о том, что работник при исполнении своих трудовых обязанностей, связанных с фактическим использованием личного мобильного телефона, использует принадлежащий ему мобильный телефон (с указанием конкретного номера сим-карты), при этом работнику выплачивается компенсация ежемесячно, в определенном размере по каждому соглашению.
В соответствии с приказами директора ООО "Жилсервис" установлен лимит для каждого работника, получающего компенсацию на оплату услуг мобильной сотовой связи, в зависимости от должностных обязанностей. Выплата компенсации производится один раз в месяц.
Используемые средства связи, являются собственностью работников общества, приказами директора общества определена цель осуществления расходов на оплату услуг мобильной связи - "в связи с производственной необходимостью и повышением качества работы", определен лимит на использование сотовой связи, а также закреплен список сотрудников, которым в силу исполняемых ими должностных обязанностей необходимо пользоваться сотовой связью для оперативного обмена информацией.
Обязательства производить компенсационные выплаты по оплате услуг мобильной связи приняты на себя работодателем на основании внутренних приказов предприятия, в доказательство исполнения требований статьи 188 ТК РФ в материалы дела обществом представлены документы, подтверждающие использование личного имущества работников (в данном случае сотовых телефонов) в производственных целях (т.1, л.д.27-81).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество доказало законность использования работниками личного имущества (сотовых телефонов), которое компенсировано за счет общества.
Возражая против заявленных требований, Пенсионный фонд не представил доказательств, подтверждающих, что компенсационные выплаты, предоставленные обществом соответствующим работникам, осуществлены вне рамок представленных в материалы дела соглашений.
Спорные выплаты (на компенсацию расходов работника по использованию личного сотового телефона) не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 по делу N А62-1345/2012, Постановлением 12-го арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 делу N А06-2809/2013, Постановлением 15-го арбитражного суда от 23 августа 2013 года N 15АП-11808/2013.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие договора с оператором сотовой связи и счетов об оплате не позволяет подтвердить производственный характер звонков, не обоснован, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии производственной направленности расходов на сотовую связь с учетом представленных должностных инструкций, приказов об использовании мобильной связи работниками общества.
Производственная направленность телефонных разговоров не опровергается отсутствием письменных распоряжений (служебных заданий) о необходимости сделать звонки или отчетом о произведенных звонках, как на то указывает орган пенсионного фонда, поскольку как указано выше, необходимость использования личного мобильного телефона связана со спецификой работы общества и каждого работника в отдельности (рабочий, мастер, руководитель, водитель и т.д.).
Ссылка Пенсионного фонда на письма Минфина РФ N 03-03-04/3/15 от 27.06.2006. N 03-03-04/1/418 от 07.12.2005, согласно которым основным документальным подтверждением расходов, связанных с оплатой услуг мобильной сотовой связи являются: договор с оператором услуг связи, счета оператора, выставленные за определенный период с детализацией общей суммы платежа); документы, подтверждающие оплату оказанных услуг, является необоснованной.
Указанные письма являются ответами - разъяснениями на вопросы налогоплательщиков по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на оплату услуг сотовой связи.
Разъяснения, направляемые Министерством финансов СК и его департаментами в виде писем, адресованных конкретным заявителям, не являются нормативными правовыми актами, поскольку не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, обязательную для нормативных правовых актов, и не могут содержать правовых норм или их изменять и дополнять.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ООО "Жилсервис" о признании решения ГУ-УПФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району от 14.08.2013 N 33 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным.
Требование заявителя о признании незаконными требований Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району от 02.09.2013 N 312, от 03.09.2013 N 8 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что расходы понесенные обществом не являются компенсацией работникам за осуществление служебных телефонных переговоров, а являются доходами работников, следовательно, подлежат включению в базу для обложения страховыми взносами - не подтвердился, Пенсионный фонд при проведении проверки не установил тот факт, что сотрудниками общества велись переговоры не служебного, а личного характера. В суд таких доказательств также не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что должностная инструкция некоторых сотрудников не предусматривает использование личного телефона в служебных целях - отклоняется, так как обществом представлены дополнительные соглашения, в которых прописаны рассматриваемые компенсации.
Ссылка Пенсионного фонда на то обстоятельство, что дополнительное соглашение заключено обществом со своими сотрудниками после проверки, в связи с чем, является фальсифицированным - отклоняется, так как Пенсионным фондом заявление о фальсификации не подавалось.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2013 по делу N А63-9568/2013.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2013 по делу N А63-9568/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9568/2013
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края