город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2014 г. |
дело N А32-34176/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.
при участии:
от заявителя: представитель не явился
от заинтересованного лица: представитель не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.12.2013 по делу N А32-34176/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прометей"
к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края
об оспаривании постановления,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прометей" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - административный орган) от 01.10.2013 N 1.13/931-8/2 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован недоказанностью наличия в действиях общества события правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что общество на своей территории накапливало и хранило отходы.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2013 года в 18 часов 00 минут, при проведении планового выездного контрольного мероприятия на территории общества по адресу: 353490, г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Кирова, 10/4 установлено следующее.
В результате осуществления хозяйственной деятельности общества образуются, накапливаются и размещаются отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности в соответствии с ФККО), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности в соответствии с ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности), пластмассовая тара из-под дезинфицирующих средств (4 класс опасности), отходы (мусор) от уборки помещений санаторно-курортных учреждений и других организаций непроизводственной сферы (5 класс опасности в соответствии с ФККО) (согласно расчетам платы за НВОС за 2012-2013 год, справкам о производственной деятельности предприятия, журналам учета).
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения: Инвентаризация отходов общества не проведена; обществом осуществляется учет образования и движения отходов, образующихся на предприятии, а также принимаемых от сторонних организаций по форме, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов от 01.09.2011 N 721, однако учтены не все отходы, образующиеся на предприятии (не учтены отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности отдыхающих - отходы из жилищ несортированные, 4 класс опасности).
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 17.09.2013 N 1.13/931-8/1.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 01.10.2013 N 1.13/931-8/2, которым общество признано виновным и привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с действиями административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране сгружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно статьи 11 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Согласно статье 19 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах Приказом МПР N 721 от 01.09.2011 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами".
В силу требований статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области: сращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2013 года в 18 часов 00 минут, при проведении планового выездного контрольного мероприятия на территории общества по адресу: 353490, г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Кирова, 10/4 установлено следующее.
Основными видами деятельности ООО "Прометей" согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 02.06.2013 являются: деятельность гостиниц, деятельность ресторанов и кафе.
Общество осуществляет деятельность и располагается на 1 промплощадке по адресу: 353490, г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Кирова, 10/4. Представлен договор аренды земельного участка N 0000000625 от 05.08.2004 с арендодателем Департаментом имущественных отношений Краснодарского края о приеме в аренду земельного участка из земель поселений площадью 2780 кв.м для строительства и эксплуатации гостиничного комплекса.
Представлен договор N 231 от 05.06.2013 между ООО "Прометей" и МУП МО г. Геленджик "Паритет", на вывоз твердых бытовых отходов. Акты выполненных работ представлены, однако не учтены объемы отходов, образующиеся в результате жизнедеятельности отдыхающих.
В результате осуществления хозяйственной деятельности общества образуются, производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности в соответствии с ФККО), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности в соответствии с ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности), пластмассовая тара из-под дезинфицирующих средств (4 класс опасности), отходы (мусор) от уборки помещений санаторно-курортных учреждений и других организаций непроизводственной сферы (5 класс опасности в соответствии с ФККО) (согласно расчетам платы за НВОС за 2012-2013 год, справкам о производственной деятельности предприятия, журналам учета).
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения: Инвентаризация отходов общества не проведена; обществом осуществляется учет образования и движения отходов, образующихся на предприятии, а также принимаемых от сторонних организаций по форме, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов от 01.09.2011 N 721, однако учтены не все отходы, образующиеся на предприятии (не учтены отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности отдыхающих - отходы из жилищ несортированные, 4 класс опасности).
Из материалов дела следует, что обществом утвержден и согласован в установленном порядке паспорт опасного отхода 27.07.2013 на данный вид отхода.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Административным органом факт накопления отходов в обществе не доказан.
Подлежит отклонению довод административного органа о том, что недоказанность факта накопления отходов не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В материалах дела отсутствуют доказательства позволяющие достоверно установить факт накопления обществом бытовых отходов. Согласно протокола N 1.13/931-8/1 от 17.09.2013, правонарушение совершенно 05.08.2013 в 18 часов 00 минут. Таким образом плановое выездное контрольное мероприятие не было длительным, ограничилось разовым выездом, что не позволяет административному органу установить и сделать вывод о накоплении обществом бытовых отходов
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции верно установлено, наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не доказано.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, что обществом и не оспаривалось.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает постановление административного органа от 01.10.2013 N 1.13/931-8/2 правомерно признано незаконным и необоснованным, в виду недоказанности наличия в действиях общества события правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34176/2013
Истец: ООО "Прометей"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК