г. Пермь |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А50-20160/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С. П.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания Мурашовой Т.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Мотовилихинские заводы" (ОГРН 1025901364708, ИНН 5906009273): Куликова Н.С., паспорт, доверенность от 09.01.2014;
от заинтересованного лица Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (г.Казань) (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133): не явились;
от третьего лица ЗАО "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2014 года
по делу N А50-20160/2013,
принятое судьей Власовой О.Г.
по заявлению ОАО "Мотовилихинские заводы"
к Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (г.Казань)
третье лицо: ЗАО "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод":
о об оспаривании решений органов, уполномоченных в области финансовых рынков, о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - административный орган, Межрегиональное управление) N 11-13-007/пн от 23.09.2013 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2014 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заинтересованное указывает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствие нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности. Указывает на то, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом; неясностей по поводу места составления протокола у общества возникнуть не могло. Также указывает на то, что решение принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (Центрального Банка РФ в лице службы банка России по финансовым рынкам), что является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Общество по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующий в судебном заседании представитель заявителя поддержал изложенные в отзыве на жалобу доводы.
Заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.11.2012 ЗАО "УБТ-Уралвагонзавод" направило в ОАО "Мотовилихинские заводы" требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Мотовилихинские заводы", однако, в установленные законом сроки требование обществом рассмотрено не было.
27.02.2013 ЗАО "УБТ-Уралвагонзавод" обратилось в административный орган с жалобой на уклонение от созыва внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Мотовилихинские заводы" по требованию от 28.11.2012, по рассмотрению которой должностное лицо ФСФР России составило 28.08.2013 в отношении заявителя протокол N 13-506/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.23.1 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 ФСФР России с 01.09.2013 упразднена, ее полномочия, в том числе, по привлечению к административной ответственности по частям 1-10 ст. 15.23.1 КоАП РФ переданы Центральному банку Российской Федерации (Федеральный закон от 23.07.2013 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") протокол и иные материалы по делу об административном правонарушении были направлены в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе.
По результатам рассмотрения материалов административного дела начальником МУ Службы Банка России по финансовым рынкам в ВКР в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.74 КоАП РФ, вынесено постановление от 23.09.2013 N 11-13-007/пн о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 ст.15.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 ст.15.23.1 КоАП РФ незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания акционеров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования.
В течение пяти дней с даты предъявления требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, о созыве внеочередного общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) общества должно быть принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров либо об отказе в его созыве (абз. 1 п. 6 ст. 55 Закона).
Факт не рассмотрения Советом директоров ОАО "Мотовилихинские заводы" требования акционера - ЗАО "УБТ-Уралвагонзавод" от 28.11.2012 в установленные Законом об акционерных обществах сроки подтвержден материалами настоящего дела, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.23.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В частности, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу ч. 2 ст. 26.2 и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
По смыслу ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании п. 24 указанного Постановления при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что о дате и времени составления протокола об административном правонарушении 28.08.2013 в 13.00 общество было извещено телеграммой, направленной из г. Екатеринбурга (л.д.16) и доставленной по месту нахождения общества 26.08.2013 в 10 час. 20 мин. (л.д. 17).
В телеграмме, поступившей в адрес общества из г. Екатеринбурга, указан орган, вызывающий представителя общества для составления протокола (ФСФР России); в то же время место составления протокола в телеграмме не указано, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на наличие неясностей в телеграмме по вопросу о месте составления протокола.
Доказательств направления телеграммы ФСФР России, а также отчета о получении обществом данной телеграммы в материалы дела не представлено, в связи с чем данное доказательство не подтверждает надлежащее уведомление общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указанное обстоятельство в совокупности с поздним получением извещения, учитывая доставку телеграммы 26.08.2013, удаленность заявителя от места составления протокола, обусловило невозможность общества направить уполномоченного представителя на составление протокола, о чем заявитель уведомил как ФСФР России (Москва), так и Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе (Екатеринбург), посредством направления телеграмм в их адрес, ходатайствуя о переносе даты составления протокола (л.д. 19).
В адрес ФСФР России данная телеграмма с ходатайством поступила 28.08.2013 в 11 час. 10 мин., что подтверждается отчетом о доставке телеграммы (л.д. 19), т.е. до назначенного времени составления протокола.
В силу ст. 24.4 Кодекса лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Вместе с тем, в нарушение требований ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ заявленное обществом ходатайство административным органом не рассмотрено, мотивированного определения об отклонении заявленного ходатайства не принято, ссылка в протоколе на причины отклонения также отсутствует.
Таким образом, административный орган неправомерно, в нарушение требований ст.ст. 24.4, 28.2 КоАП РФ, не рассмотрел ходатайство общества с вынесением определения и, располагая сведениями о невозможности явки законного представителя, составил протокол в его отсутствие.
Аналогичное нарушение ст. 24.4 КоАП РФ, выразившееся в не рассмотрении ходатайства общества об отложении рассмотрения дела (л.д. 27-28), допущено Межрегиональным управлением при рассмотрении материалов административного дела.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что административным органом допущено неустранимое существенное нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, являющееся самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
При указанных обстоятельствах, принимая их в совокупности, обжалуемое постановление правомерно признано судом незаконным, подлежащим отмене.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе о принятии решения о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле - ФСФР России в лице правопреемника Службы банка России по финансовым рынкам в качестве третьего лица, апелляционный суд отклоняет, поскольку не усматривает безусловного основания для отмены решения суда, поименованного в пункте 4 части 4 ст. 270 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2014 г. по делу N А50-20160/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления Службы банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20160/2013
Истец: ОАО "Мотовилихинские заводы"
Ответчик: Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Центральный Банк Российской Федерации в лице Служба Банка России по финансовым рынкам Межрегиональное управление в Волго-Камском регионе (г.Казань)
Третье лицо: ЗАО "Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод", Центральный банк РФ