г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А26-1241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Кашиной Т.А., Мельниковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Ермаков Д.А. по дов.от 26.12.13 г.,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28465/2013) ОАО "Карелгаз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2013 года по делу N А26-1241/2013 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску ОАО "Карелгаз",
к Администрации Медвежьегорского городского поселения
о взыскании стоимости услуг технического обслуживания систем газоснабжения,
установил:
В арбитражный суд Республики Карелия обратилось открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - истец, ОАО "Карелгаз") с иском к Администрации Медвежьегорского городского поселения (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 130 160 руб. 25 коп. неосновательного обогащения, в размере стоимости фактически оказанных услуг по техническому обслуживанию системы газоснабжения, включающую в себя подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущие от неё к жилым домам газопроводы низкого давления, расположенные по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Горького, д. 22, за период с июня 2011 года по декабрь 2012 года.
Определением суда от 27.03.2013 г. исковое заявление принято к производству в порядке упрощённого производства.
Определением от 29.04.2013 г. суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением арбитражного суда от 20.06.2013 года в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, указав следующее.
Спорная система газоснабжения, включающая в себя подземную групповую резервуарную установку сжиженного газа и идущие от него к жилым домам газопроводы низкого давления, осуществляет газоснабжение жилых домов и не имеет собственника.
Истец также не является собственником данной установки, на бухгалтерском учете в качестве основного средства данное имущество не числится.
Несмотря на это, с целью соблюдения безопасности газоснабжения, истец осуществляет техническое обслуживание установки, путем залития сжиженного углеводородного газа в подземные резервуары.
Поскольку указанные услуги оказываются в целях обеспечения газоснабжением населения г. Медвежьегорска, обязанность которого возложена на органы местного самоуправления положениями ст. 15 п.4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", истец полагает требования иска подлежащими удовлетворению за счет средств органа местного самоуправления - Администрации.
Уклонение Администрации от регистрации права собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, не освобождает ее об обязанностей оплаты услуг технического обслуживания.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца свои доводы поддержал. Представители ответчика не явились.
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, необоснованности доводов жалобы, ввиду следующего.
Как следует из искового заявления, установлено судом, по ул. Горького, 22 в городе Медвежьегорске Республики Карелия расположены подземная групповая резервуарная установка (далее - ГРУ) сжиженного углеводородного газа и идущие от неё к жилым домам газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение многоквартирных домов по ул. Дзержинского, 10, 12 и по ул. Горького, 22 в г. Медвежьегорске.
ОАО "Карелгаз", как газораспределительная и газоснабжающая организация, осуществляет подачу газа гражданам-потребителям, проживающим в перечисленных домах, газоснабжение которых осуществляется посредством данной ГРУ.
Судом установлено, что в исполнительной технической документации 1988-1989 г.г. на газификацию жилых домов (л.д.60-81 т.1) заказчиком работ по монтажу подземной резервуарной групповой установки сжиженного газа указана Кемская дистанции гражданских сооружений (л.д.80), не существующая в настоящее время.
Сведений в едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним о собственнике (владельце) данной ГРУ на момент рассмотрения спора судом не имелось.
Договор на техническое обслуживание газовых сетей и оборудования в отношении газовой подземной установки, расположенной по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Горького, 22, отсутствует.
Утверждая, что в период с июня 2011 по декабрь 2012 года ОАО "Карелгаз" было вынуждено осуществлять техническое обслуживание групповой подземной установки, в соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 N 9, и понесло при этом затраты, ОАО "Карелгаз" обратилось в суд с настоящим иском.
Истец, считая, кроме того, имущество ГРК бесхозяйным, ссылаясь на статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 3 которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, полагает лицом, ответственным за эксплуатацию установки и ответственным по платежам в отношении ее обслуживания, Администрацию МО - обратился с настоящим иском.
Данные требования не подлежат удовлетворению, в силу следующего.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределением бремени доказывания, истец в данном случае должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) даны основные понятия в сфере законодательного регулирования газоснабжения:
- газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
- система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;
- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
- газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;
- поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;
- потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
В соответствии с положениями статьи 23 Закона N 69-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения).
Согласно пункту 4 раздела II Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации в числе прочих подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и розничные цены на газ, реализуемый населению.
Таким образом, как реализация газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, так и использование газораспределительных систем для передачи газа производятся по регулируемым тарифам (ценам).
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец является участником системы газоснабжения в отношении граждан-потребителей, проживающих в домах по ул. Дзержинского, 10, 12 и по ул. Горького, 22 в г. Медвежьегорске.
Следовательно, плата за использование ГРУ и газопроводов - отводов к покупателям газа до границы присоединения внутридомового газового оборудования, равно как и плата за услуги технического обслуживания, должна определяться исходя из предусмотренных Основными положениями принципов формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, включающие услуги технического и иного обслуживания.
При рассмотрении дела не установлено, что истец осуществлял реализацию газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан по установленным тарифам, при расчете которых услуги техобслуживания учитывались, а также не установлено, что конечные потребители не перечисляли (перечисляли) ответчику в составе цены на газ стоимость техобслуживания.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с вышеприведенными нормами именно конечные потребители - граждане, путем установления для граждан соответствующих регулируемых тарифов, должны уплачивать платежи за газоснабжение, суд сделал правильный вывод о том, что ответчик не получил неосновательное обогащение за счет истца и размер такого обогащения не определен.
В отношении интересов граждан-потребителей в указанных правоотношениях должны выступать соответствующие управляющие организации.
Таким образом, учитывая, что Администрация, как юридическое лицо, не является получателем сжиженного газа через установку по ул. Горького, 22, также как не является лицом, обязанным в силу договора или закона к оказанию коммунальной услуги по поставке газа его потребителям, она не является надлежащим обязанным лицом.
Аналогичная точка зрения по спорной правовой ситуация высказана в Определении ВАС РФ от 04.03.2013 г. N ВАС-2030/13.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что действия (бездействия) Администрации по поводу не принятия мер к принятию в собственность бесхозяйной вещи не оспорены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2013 года по делу N А26-1241/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1241/2013
Истец: ОАО "Карелгаз"
Ответчик: Администрация Медвежьегорского городского поселения
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28465/13
19.11.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25193/13
24.09.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20232/13
05.08.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16737/13
20.06.2013 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1241/13