г. Челябинск |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А07-20196/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2014 года по делу N А07-20196/2013 (судья Давлеткулова Г.А.), участвует представитель государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Валеева С.Т. (доверенность N 94 от 09.01.2014)
УСТАНОВИЛ:
14.11.2013 общество с ограниченной ответственностью "Вита" (далее - заявитель, общество, ООО "Вита") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в лице Белорецкого филиала N 6 (далее - учреждение, Фонд) о признании недействительными решения N 754 от 20.09.2013 о привлечении к ответственности по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-фз) и взыскании штрафа - 13 792, 45 руб., страховых взносов - 34 481, 11 руб.
Решение вынесено по результатам камеральной проверки, которой установлено, что общество неправомерно применило пониженный тариф страховых взносов ко всем сотрудникам аптеки, в том числе, не имеющим права самостоятельного осуществления фармацевтической деятельности. По мнению фонда, данный тариф должен применяться только к специалистам - фармацевтам.
Решение незаконно, поскольку пониженный тариф страховых взносов установленный для аптечных организаций, которой является ООО "Вита", распространяется на всех сотрудников аптеки. Ранее Арбитражным судом Республики Башкортостан было рассмотрено аналогичное дело N А07-14291/2013 по заявлению ООО "Вита" о признании недействительным решения фонда, где требования общества были удовлетворены (т. 1 л.д. 4-6).
Фонд возражает против требований заявителя, ссылается на обстоятельства, установленные в ходе проверки. Указывает, что общество необоснованно применило пониженный тариф страховых взносов в отношении лиц не являющихся фармацевтами (т.1, л.д.94-96)
Решением суда от 30.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что работники общества, непосредственно не оказывающие фармацевтические услуги, но исполняющие иные функции, направленные на обеспечение нормальной работы аптеки, также участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности. Соответственно, производимые выплаты в пользу таких лиц подлежат обложению по единым тарифам страховых взносов (т.1 л.д.127-133).
24.02.2014 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
По мнению фонда, пониженный тариф страховых взносов применяется только в отношении категории работников, которые на основании ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах определенных апелляционной жалобой.
Общество извещено о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав фонд, установил следующие обстоятельства.
ООО "Вита" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.01.2004 состоит на учете в региональном отделении фонда социального страхования, является плательщиком страховых взносов (т. 1, л.д. 22-41).
Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов за период с 01.04.2013 г. по 30.06.2013, по результатам которой составлен акт проверки от 16.08.2013 N 754 (т.1, л.д.10-12).
20.09.2013 принято решение N 754 о привлечении общества к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 13 792, 45 руб., также заявителю начислены страховые взносы - 34 481, 11 руб. Установлено необоснованное применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении работников, не имеющих сертификаты для занятия фармацевтической деятельностью (т.1 л.д.8-9).
По мнению подателя апелляционной жалобы - фонда, общество необоснованно применяло пониженные страховые тарифы в отношении всех работников общества.
Суд пришел к выводу, что общество имеет право применять пониженные тарифы в отношении всех работников, участвующих в деятельности аптеки.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В ст. 58 указанного закона установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов, в том числе, для работников аптечных организаций (п.10).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество является фармацевтической организацией, осуществляет деятельность на основании соответствующей лицензии (т.1, л.д.20-22).
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Из пункта 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" следует, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Поскольку общество является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, то право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическую деятельность осуществляет именно общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Кроме того, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Следовательно, общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности Общества.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Следует отметить, что п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Закона N 61-ФЗ в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым критериям: имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста. Отсылочные нормы на положение Закона N 323-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не содержат.
Приведенная норма п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определяет понятие аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Законом N 61-ФЗ, но не содержит какого-либо ограничения применительно к физическим лицам, к заработной плате или к иному доходу которых подлежит применению понижающий тариф страховых взносов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2014 по делу N А07-20196/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20196/2013
Истец: ООО "ВИТА"
Ответчик: ГУ - РО ФСС России по Республике Башкортостан, ГУ РО ФСС РФ по РБ Белорецкий филиал N 6
Третье лицо: ГУ РО ФСС РФ по РБ Белорецкий филиал N6
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15291/14
31.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3748/14
04.04.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2385/14
30.01.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20196/13