г. Пермь |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А60-32409/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черпаковой К.С.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" (ОГРН 1056604948685, ИНН 6673135980): не явились,
от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6686000010): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2013 года
по делу N А60-32409/2012,
принятое судьей Ивановой С.О.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш"
к Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" (далее - ООО "УК "РЭМП-Эльмаш", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным пунктов 2, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 25.05.2012 N 20124 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ему отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 1 069 094 руб.
Решением Арбитражного суда свердловской области от 22.10.2012 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными п. 2, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области от 25.05.2012 N 20124 в части отказа в возмещении ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в размере 1 069 094 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2013 решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2013 в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 2, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области от 25.05.2012 N 20124 в части отказа в возмещении ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в размере 1 069 094 руб. отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что выводы суда первой инстанции сформированы без учета положений действующего законодательства и основаны на неправильном их толковании. Указывает, что бюджетные средства, выделяемые в качестве финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-капитального хозяйства" являются субсидиями в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Полагает, что осуществлял реализацию работ по капитальному ремонту населению по государственным регулируемым ценам с учетом льгот для отдельных категорий потребителей, в связи с чем вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ.
Межрайонная ИФНС России N 32 по Свердловской области по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "УК "РЭМП-"Эльмаш" уточненной налоговой декларации N 9 по НДС за 4 квартал 2009 года составлен акт от 16.04.2012 N 37976 и вынесено решение от 25.05.2012 N 20124, пунктом 2 которого уменьшен предъявленный к возмещению НДС в сумме 1 069 094 руб., пунктом 3 налогоплательщику предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о том, что денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, предоставлялись на условиях долевого финансирования, а не в качестве субсидий (субвенций), предоставляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с предоставлением отдельным потребителям льгот в силу законодательства. НК РФ не содержит оснований для освобождения от обложения НДС выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, следовательно, стоимость этих работ подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании актов о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 06.07.2012 N 616/12 решение налогового органа оставлено без изменения.
Полагая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ООО "УК "РЭМП-"Эльмаш обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя, рассчитав сумму НДС, подлежащую уплате и возмещению, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа 19.03.2013 по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "РЭМП-"Эльмаш" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в его управлении. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за выполненные ремонтные работы выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту в общей сумме 7 337 373 руб. производилась за счет средств населения (5 процентов) и бюджетных средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (95 процентов).
На расчетный счет налогоплательщика в 4 квартале 2009 года поступили денежные средства в общей сумме 7 008 869 руб. за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств городского округа Екатеринбург в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, региональной адресной программой Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2009.
В рамках п. 8 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ в порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов заявителем заключены договоры на выполнение подрядных работ по комплексному капитальному ремонту многоквартирного дома с подрядчиками; в соответствии с актами приемки-передачи выполненных работ в 4 квартале 2009 года выполнены ремонтные работы на сумму 7 377 373 руб.
ООО "УК "РЭМП-"Эльмаш" включило в налоговую базу по НДС в 4 квартале 2009 года стоимость ремонтных работ, оплаченную собственниками жилых помещений (5 процентов), заявив налоговые вычеты на суммы налога, предъявленные подрядными организациями, в полном объеме.
По мнению налогового органа, оказание услуг по текущему и капитальному ремонту, содержанию общего имущества многоквартирных домов влечет у управляющей компании обязанность определить налоговую базу по НДС на основании ст. 153 НК РФ, с включением в налоговую базу стоимости выполненных подрядчиками работ (5% + 95%).
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством управляющая компания (в данном случае - ООО "УК "РЭМП-"Эльмаш") является исполнителем работ (услуг) по капитальному ремонту в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153-162 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
По смыслу указанной нормы в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляется налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Между тем рассматриваемая финансовая поддержка не может быть квалифицирована ни как выделяемая в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, ни как предоставление льгот отдельным потребителям.
Цена капитального ремонта домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к регулируемой государством; стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то есть в каждом случае индивидуально.
Нельзя признать финансовую поддержку и как выделяемую в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими; в данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Все дома, включенные в Перечень в соответствии с региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преференций для отдельных потребителей, а от конкретных смет на ремонт.
Более того, правом на преференцию, установленную п. 2 ст. 154 НК РФ, обладают именно те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно реализуют товары (работы, услуги) по регулируемым или льготным ценам.
Управляющая компания таковым субъектом не является.
В силу положений Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ финансовая поддержка на проведение капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и направлена на помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, а не управляющим компаниям.
Так, изначально получателями средств соответствующего фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (указанные средства поступают в соответствующие бюджеты) и лишь впоследствии данные средства распределяются между муниципальными образованиями и далее - между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Фактически дальнейшее перечисление денежных средств управляющим компаниям производится для целей расчетов ими с подрядными организациями (ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ), а не в связи с несением ими тех или иных убытков.
Таким образом, рассматриваемая финансовая помощь, выделяемая в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, носит адресный характер и не имеет целью финансовой поддержки непосредственно управляющих компаний. Последние принимают на свои счета соответствующие денежные средства не в свою собственность, а исключительно для целей расчетов с подрядными организациями при осуществлении деятельности управления многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах у управляющей организации не имеется оснований для применения п. 2 ст. 154 НК РФ и, соответственно, исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
В силу ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Следовательно, налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт жилого дома как средства, полученные от собственников, так и средства бюджетного финансирования, полученные на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, с соответствующим применением налоговых вычетов по расходам, связанным с таким ремонтом, в полной сумме.
Включение в налоговую базу по НДС только сумм, оплаченных собственниками помещений (5%), и при этом получение в качестве финансовой поддержки сумм, включающих НДС, и необложение НДС этих средств (95%), а также дальнейшее предъявление к вычетам НДС со 100% сумм, уплаченных поставщикам, не соответствует природе косвенного налога (НДС).
Возмещение НДС из бюджета в данном случае без создания источника возмещения однозначно влечет получение управляющей компанией неосновательного обогащения за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции, установив, что при проведении камеральной проверки налоговым органом исчислена доля и сумма выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, оплаченных за счет денежных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетом субъекта и бюджетом муниципального образования в размере 95%, пришел к обоснованному выводу, что при налоговой базе в размере 5 939 410 руб. (95% стоимости выполненных работ по капитальному ремонту, оплаченных за счет бюджетных средств) сумма подлежащего уплате в бюджет налога составит 1 069 094 руб.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно отказал налогоплательщику в возмещении НДС за 4 квартал 2009 года в размере 1 069 094 руб.
Судом первой инстанции надлежащим образом исследованы все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам сторон.
В связи с этим доводы ООО "УК "РЭМП-Эльмаш", выражающие несогласие с данной судом оценкой установленных обстоятельств, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2013 года по делу N А60-32409/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" (ОГРН 1056604948685, ИНН 6673135980) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 12.02.2014 N 532 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32409/2012
Истец: ООО "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 32 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1451/13
02.04.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13696/12
16.12.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-32409/12
19.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1451/13
19.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13696/12
22.10.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-32409/12