г. Челябинск |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А07-18420/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2013 по делу N А07-18420/2013 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилкомсервис" Галяутдинов А.З. (доверенность N 16 от 09.01.2014), от Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору Шибаева О.Н. (доверенность N 354 от 31.12.2013)
17.10.2013 общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилкомсервис" (далее - заявитель, ООО УО "Жилкомсервис", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным предписания N ЦО-13-174-024 от 11.09.2013, где заявителю предлагается произвести возврат до начисленной оплаты за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за периоды - 2010 год, январь - август 2012 года, ранее предъявленной собственникам жилых помещений дома N11/1 по ул. Комарова г. Благовещенска.
Арбитражным судом Республики Башкорстан 22.06.2011 удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "БашРТС" о взыскании с ООО УО "Жилкомсервис" задолженности за поставленный коммунальный ресурс "Горячяя вода" в 2010 году в размере 5 808 394,96 руб., который был распределен между жильцами дома. Взысканная с заявителя задолженность включена в квитанции за горячее водоснабжения за вышеуказанные периоды.
Свои действия заявитель считает законными, а предписание Комитета неосновательным, поскольку заявитель действовал от своего имени, но в интересах жильцов, следовательно, исполнив обязательство по оплате коммунальной услуги, он приобрел право регрессного требования к ее потребителям (т.1, л.д.4-5).
Комитет с заявленными требования не согласился, в отзыве указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах" и утвержденными данным постановлением Правилами (далее - Правила) не предусмотрена корректировка размера платы за предшествующие расчетные периоды, в связи с этим, переадресовка платежей незаконна (т.1, л.д.87-89).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что управляющая организация произвела начисление по лицевым счетам жилых помещений д. N 11/1 по ул. Комарова г. Благовещенск за фактически потребленный жильцами коммунальный ресурс "горячая вода". Но обжалуемое предписании не содержит необходимых сведений, необходимых для его исполнения: не указано на основании какого пункта Правил должен быть произведен возврат до начисленной платы за фактический потребленный коммунальный ресурс "горячая вода" (т.1, л.д.69-74).
10.02.2014 от комитета поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Корректировка размера платы за коммунальные услуги за предшествующие периоды Правилами N 354 не предусмотрена, поэтому, предъявление убытков жильцам путем начисления им дополнительных платежей незаконно и нарушает права граждан. Предписание вынесено в пределах полномочий контролирующего органа, проверка проведена в связи с жалобами жильцов.
Кроме того, в решении суда не указано какие права и законные интересы ООО УО "Жилкомсервис" нарушаются выданным предписанием.
Управляющая компания возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) - в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО УО "Жилкомсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 12.02.2008, является управляющей компанией жилого дома, расположенного по адресу ул. Комарова д. 11/1 г. Благовещенска (т.1, л.д.33-53, 70-73). Заявитель приобретает горячую воду от снабжающей организации и распределяет ее между жильцов дома, предъявляет им квитанции за оказанные услуги.
02.09.2013 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт N 13-4303-174-01 от 03.09.2013 (т.1,л.д. 90, 97-99), установлено, что общество в апреле 2013 произвело корректировку размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" в сторону увеличения за 2010 год на сумму 1711663,67 руб., с января по август 2012 на 86 955, 55 руб.
В связи с этим 11.09.2013 в отношении ООО УО "Жилкомсервис" вынесено предписание N ЦО-13-174-024, согласно которого обществу было предписано произвести возврат доначисленной платы за коммунальную услугу "Горячее водоснабжение" за 2010 год, с января по август 2012 года, отраженных в платежных документах за апрель 2013 года по лицевым счетам жилых помещений д. 11/1 по ул. Комарова г. Благовещенска в полном объеме (т.1, л.д.9-10).
По утверждению подателя жалобы - комитета, корректировка размера платы за коммунальные услуги, оказанные в предшествующем периоде, не предусмотрена законодательством, следовательно, предписание о возврате вынесено законно.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности выданного предписания, которое не содержит сведения, необходимые для его исполнения.
По п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По ст. 40 Федерального закона "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1 Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей вправе применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Получив данное предписание, лицо, допустившее нарушение, обязано выполнить содержащее в нем указание в установленный срок, нарушение этой обязанности может повлечь применение ответственности.
Выданные органом надзора предписания обладают признаками ненормативного правого акта, могут быть признаны незаконными, в том числе, ввиду невозможности их исполнения, неясности содержащихся в них указаний.
Оспариваемое предписание содержит требование "возврата доначисленной платы за коммунальную услугу "Горячее водоснабжение" за 2010 год, с января по август 2012 года, отраженных в платежных документах за апрель 2013 года по лицевым счетам жилых помещений д. 11/1 по ул. Комарова г. Благовещенск в полном объеме", устанавливает месячный срок для исполнения.
Вместе с тем предписание не содержит указаний, кому и в каком размере следует возвратить переплаченные суммы. В материалах дела отсутствуют сведения о том, была ли дополнительная оплата перечислена жильцами, в предписании указывается о возврате "начисленных", но не "перечисленных" сумм, представитель Комитета не смог дать пояснений по поводу этих вопросов.
Отсутствие необходимой информации, сведений о фактически уплаченных жильцами сумм делают невозможным исполнение предписания в установленный срок.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что дополнительное начисление жильцам произведено за фактический потребленный коммунальный ресурс "горячая вода", что не является нарушением закона. По мнению суда апелляционной инстанции, суд в решении неосновательно вышел за пределы заявленных требований, рассматривая вопрос о законности ненормативного акта - предписания, он сделал вывод в части спора о праве - о возможности возложения на потребителей коммунальных услуг убытков, понесенных управляющей организацией.
Данный вопрос должен рассматриваться в судебном порядке между управляющей организацией и собственником помещения. Данные выводы суда не повлекли принятия незаконного судебного решения. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2013 по делу N А07-18420/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18420/2013
Истец: ООО Управляющая организация "Жилкомсервис"
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному надзору