г. Челябинск |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А47-9406/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-9406/2013 (судья Кофанова Н.А.).
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "СеликатСтройСвязьРеконструкция" (далее - ООО СК "СеликатСтройСвязьРеконструкция", строительная компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФКП Росреестра, кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306005:12 площадью 17 121 кв.м., адрес (местоположение): Оренбургская область, г. Оренбург, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:44:0306005, в размере 22 786 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований, т. 2 л.д. 95).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Оренбурга, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 (резолютивная часть от 20.01.2014) исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 56:44:0306005:12 площадью 17 121 кв.м. в г. Оренбурге, расположенного в западной части кадастрового квартала 56:44:0306005, равной его рыночной в размере 22 786 000 руб. на дату 01.01.2013.
С указанным решением не согласилась Администрация города Оренбурга (далее - Администрация, податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований строительной компании отказать.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом не учтено, что установленная отчетом о рыночной стоимости земельного участка, представленным истцом, рыночная стоимость земельного участка занижена в три раза по сравнению с кадастровой стоимостью. Суд указал, что права истца нарушены несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, однако не указал, каким нормативным актом предусмотрено обязательное наличие такого соответствия. Суд необоснованно принял в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка отчет, представленный истцом, поскольку установленная оценщиком цена не является сопоставимой и пригодной для сравнения.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены. В приобщении представленного Министерством отзыва отказано в силу отсутствия доказательств его направления лицам, участвующим в деле (ч. 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 8/п-22юр от 25.06.2008 (т. 1 л.д. 14-15) и дополнительного соглашения к нему от 24.11.2008 (т. 1 л.д. 16) строительной компании на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:44:0306005:12 площадью 17 121 кв.м., адрес (местоположение): Оренбургская область, г. Оренбург, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:44:0306005, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки для строительства многоэтажных жилых домов.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 06.03.2013 N 56/13-73492 указанный земельный участок находится в государственной собственности, кадастровая стоимость составляет 75 984 881,31 руб. (т. 1 л.д. 17-18).
Согласно отчету N 36-13 об определении рыночной стоимости земельного участка от 15.04.2013 по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306005:12 площадью 17 121 кв.м. составила 27 154 400 руб. (т. 1 л.д. 21-53).
Согласно отчету N 74-13 об определении рыночной стоимости земельного участка от 10.10.2013 по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость указанного земельного участка составила 22 786 000 руб. (т. 2 л.д. 31-64).
Заключением эксперта N 1000/74-13 от 12.12.2013, подготовленным на основании определения Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2013 (т. 1 л.д. 124-125), отчет N 74-13 от 10.10.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306005:12 площадью 17 121 кв.м., выполненный ООО "Дом оценки "Фин-Эксперт", признан соответствующим законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2012 в размере 22 786 000 руб. признана соответствующей действительности (т. 2 л.д. 3-30).
Руководствуясь нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определённая по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка превышает его рыночную стоимость, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании указанной статьи ЗК РФ определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере 22 786 000 руб.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд приходит к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно части 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого истцом для целей эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих истцу, определена на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" и по состоянию на 01.01.2012 составляет 40 387 158 руб. 90 коп. (т. 1 л.д. 17, 20).
Между тем согласно представленному истцом в дело отчету N 74-13 об определении рыночной стоимости земельного участка от 10.10.2013 по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306005:12 площадью 17 121 кв.м., адрес (местоположение): Оренбургская область, г. Оренбург, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:44:0306005, составила 22 786 000 руб. (т. 2 л.д. 31-64).
По правилам арбитражного судопроизводства каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ).
Ответчиком или иными лицами, участвующими в деле, не представлено суду доказательств, опровергающих указанные обстоятельства.
Соответствие отчета N 74-13 об определении рыночной стоимости земельного участка от 10.10.2013 требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также обоснованность установленной указанным отчетом рыночной стоимости земельного участка подтверждены заключением эксперта N 1000/74-13 от 12.12.2013, выполненным на основании определения Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2013 (т. 1 л.д. 124-125).
Из материалов дела усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости спорного земельного участка и определенной его рыночной стоимостью на основании отчета, предоставленного истцом.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Принимая во внимание представленный истцом отчёт о рыночной стоимости земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, суд первой инстанции в силу ст. 66 ЗК РФ пришел к обоснованному выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом подателя апелляционной жалобы о том, что решение суда является незаконным, поскольку судом не учтено, что рыночная стоимость спорного земельного участка занижена по сравнению с его кадастровой стоимостью в несколько раз.
Апеллянтом не приведено конкретных обстоятельств и подтверждающих их доказательств, имеющихся в материалах дела, свидетельствующих о недостоверности представленного истцом отчёта, ввиду чего указанный довод с учётом определённого нормами статьи 9 и части 1 статьи 65 АПК РФ бремени доказывания суд находит неподтверждённым.
При этом соответствие отчёта требованиям законодательства об оценке следует из результатов судебной экспертизы, отраженных в заключении эксперта N 1000/74-13 от 12.12.2013, которые также не опровергнуты подателем апелляционной жалобы.
В силу изложенного апелляционный суд не находит оснований для критической оценки отчёта об определении рыночной стоимости земельного участка.
Само по себе расхождение между установленной отчетом о рыночной стоимости земельного участка, представленным истцом, рыночной стоимостью земельного участка и его кадастровой стоимостью, не может свидетельствовать о неправильности (недостоверности) определенной рыночной стоимости такого земельного участка, поскольку по смыслу правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10760/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Рыночная стоимость спорного земельного участка обоснованно определена на дату определения его кадастровой стоимости, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10760/11.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что установленная оценщиком цена не является сопоставимой и пригодной для сравнения, являются необоснованными и подлежат отклонению.
То обстоятельство, что судом в резолютивной части решения указано на то, что кадастровая стоимость установлена в размере рыночной стоимости земельного участка на дату 01.01.2013, не является основанием для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что размер рыночной стоимости земельного участка для целей установления кадастровой стоимости определён судом в размере 22 786 000 руб., что соответствует рыночной стоимости, определённой оценщиком в отчете N 74-13 от 10.10.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка, которым рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2012 (т. 2 л.д. 31-64), и соответствует уточненным исковым требованиям истца (т. 2 л.д. 95).
Таким образом, в части указания в резолютивной части решения даты, по состоянию на которую судом определена кадастровая стоимость земельного участка, судом допущена опечатка, что, учитывая возможность её исправления в порядке ст. 179 АПК РФ, не может являться основанием для отмены (изменения) судебного акта.
Довод апеллянта об отсутствии в действующем законодательстве норм, устанавливающих обязательное соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости, и его рыночной стоимостью, является несостоятельным.
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Истец не может быть лишен права на определение рыночной стоимости земельного участка и установление соответствующей кадастровой стоимости, если полагает, что его права и законные интересы нарушаются или ограничиваются высокой ставкой кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-9406/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9406/2013
Истец: ООО "СеликатСтройСвязьРеконструкция", ООО "СиликатСвязьРеконструкция"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Третье лицо: Администрация города Оренбурга, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, ООО "СиликатСвязьРеконструкция" (пред-ль Карабанова Г. Н.), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР), ФГБУ "ФКП Росреестра", ООО "Независимая Экспертная Оценка"