г.Самара |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А49-8553/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от открытого акционерного общества "РосАгроЛизинг" - представителя Коршиковой К.И. (доверенность от 27 декабря 2013 года),
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2014 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РосАгроЛизинг"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 декабря 2013 года по делу N А49-8553/2013 (судья Петрова Н.Н.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "РосАгроЛизинг" (ИНН 7704221591, ОГРН 1027700103210), г.Москва,
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы, г.Пенза,
об оспаривании действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ОАО "Пензаагротехника" и об обязании аннулировать эту запись,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "РосАгроЛизинг" (далее - ОАО "РосАгроЛизинг", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, в котором просило признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы (далее - инспекция, регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации открытого акционерного общества "Пензаагротехника" (далее - ОАО "Пензаагротехника") от 10.09.2013 N 2135834025127 и обязать регистрирующий орган аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 10.09.2013 N 2135834025127 о прекращении деятельности ОАО "Пензаагротехника" в связи с ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18 декабря 2013 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконное исключение регистрирующим органом ОАО "Пензаагротехника" из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведении о подаче апелляционной жалобы на определение о завершении конкурсного производства в отношении должника (ОАО "Пензаагротехника").
В отзыве на апелляционную жалобу регистрирующий орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя регистрирующего органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований заявитель сослался на нарушения инспекцией при внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ положений части 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ). Заявитель полагает, что в связи с внесением записи о ликвидации ОАО "Пензаагротехника" были нарушены его права и законные интересы на судебную защиту, в том числе на обжалование судебного акта о завершении конкурсного производства в отношении должника, что влечет убытки для заявителя.
Установлено, что определением арбитражного суда Пензенской области от 18 июля 2013 года по делу N А49-5208/2010 завершено конкурсное производство в отношении открытого акционерного общества "Пензаагротехника".
Конкурсным кредитором должника по указанному делу являлось ОАО "РосАгроЛизинг", которое обжаловало указанное определение суда в апелляционном порядке.
Апелляционная жалоба ОАО "РосАгроЛизинг" на определение суда о завершении конкурсного производства от 18 июля 2013 года принята к производству определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2013 года.
Вместе с тем регистрирующий орган, получив от Арбитражного суда Пензенской области 03 сентября 2013 года определение о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Пензаагротехника", 10 сентября 2013 года внес запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.
В силу положений части 1 статьи 149 Федерального закона N 127-ФЗ после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении (часть 2 статьи 149).
В силу части 3 статьи 149 Федерального закона N 127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Часть 3 статьи 149 Федерального закона N 127-ФЗ закрепляет норму о том, что обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.
В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.
С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным (часть 4 статьи 149).
В силу пункта 42 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" обжалование определения суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. Приостановление происходит непосредственно в силу прямого указания Закона и не требует заявления ходатайства об этом. На такое приостановление суд указывает в определении о принятии жалобы на определение о завершении конкурсного производства, которое он также направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. В случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что определение арбитражного суда Пензенской области от 18 июля 2013 года по делу N А49-5208/2010 о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Пензаагротехника" поступило в регистрирующий орган 03 сентября 2013 года (т.е. после истечения тридцатидневного срока, предусмотренного для его обжалования заинтересованными лицами). Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОАО "Пензаагротехника" в связи с ликвидацией сделана регистрирующим органом в предусмотренный законодательством срок (не более пяти рабочих дней) - 10 сентября 2013 года. При этом суд первой инстанции указал, что сведения о принятии апелляционной жалобы на определение суда о завершении конкурсного производства к производству суда апелляционной инстанции в регистрирующий орган не поступали. Доказательства обратного суду не представлены.
Между тем данный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
На основании данных, содержащихся в ИПС "Кодекс", судом апелляционной инстанции установлено, что определение от 22 августа 2013 года о принятии к производству апелляционной жалобы ОАО "РосАгроЛизинг" на определение суда о завершении конкурсного производства от 18 июля 2013 года Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом было направлено в адрес УФНС России по Пензенской области 26 августа 2013 года. Согласно данным, полученным с сайта Почты России, указанное почтовое отправление вручено адресату 05 сентября 2013 года.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Следовательно, вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими, а также их взаимодействие. В этой связи представление сведений о подаче апелляционной жалобы в УФНС России по Пензенской области предполагает извещение вышестоящим налоговым органом нижестоящего, непосредственно осуществляющей действия по государственной регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Вывод суда первой инстанции о том, что действия инспекции не нарушают прав и законных интересов заявителя противоречит статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 194 Федерального закона N 127-ФЗ.
Право на обжалование определения о завершении конкурсного производства в установленный Федеральным законом N 127-ФЗ срок, приостановление действий регистрирующего органа на период проверки законности вынесенного определения, является гарантией соблюдения прав кредиторов на реализацию права на судебную защиту.
Как указано выше, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2013 года принята к производству апелляционная жалоба заявителя, исполнение определения арбитражного суда от 18 июля 2013 года приостанавливалось до рассмотрения апелляционной жалобы.
В результате несоблюдения инспекцией закона, производство по названной апелляционной жалобе банка прекращено в связи с исключением ОАО "Пензаагротехника" из ЕГРЮЛ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что внесение записи о ликвидации ОАО "Пензаагротехника" лишает возможности апелляционного обжалования определения о завершении конкурсного производства и соответственно права на судебную защиту, защиту прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, действия инспекции по внесению записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ОАО "Пензаагротехника", не соответствуют требованиям Федерального закона N 127-ФЗ, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что свидетельствует о наличии оснований для признания их незаконными.
С учетом вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что заявленные ОАО "РосАгроЛизинг" требования подлежат удовлетворению.
На основании п.3 ч.1, п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 18 декабря 2013 года следует отменить. Принять новый судебный акт. Заявление ОАО "РосАгроЛизинг" удовлетворить. Признать незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ОАО "Пензаагротехника", ОГРН 1025801106154. Обязать инспекцию в ЕГРЮЛ запись N 2135834025127 о ликвидации открытого акционерного общества "Пензаагротехника", ОГРН 1025801106154.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на регистрирующий орган. В этой связи надлежит взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы в пользу ОАО "РосАгроЛизинг" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей, в том числе 2000 рублей - за подачу заявления в арбитражный суд, 1000 рублей - за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 декабря 2013 года по делу N А49-8553/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "РосАгроЛизинг" удовлетворить. Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации открытого акционерного общества "Пензаагротехника", ОГРН 1025801106154. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись N 2135834025127 о ликвидации открытого акционерного общества "Пензаагротехника", ОГРН 1025801106154.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Пензы в пользу открытого акционерного общества "РосАгроЛизинг" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8553/2013
Истец: ОАО "Росагролизинг"
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы