г. Ессентуки |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А61-3208/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.12.2013 по делу N А61-3208/2013 (судья Сидакова З.К.)
по заявлению государственного учреждения - управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1051500500754, ИНН 1516608108)
к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1061515005166, ИНН 1515909328)
о взыскании 244 803, 27 рублей
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России по г.Владикавказ РСО-Алания обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания о взыскании задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2012 г., направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 100547,65 руб.; направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 85871,44 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 25537,98 руб. пеню, начисленную за период с 16.05.2012 г. по 14.03.2013 г. на страховую часть трудовой пенсии в размере 21374,72 руб.; пеню, начисленную за период с 16.05.2012 г. по 14.03.2013 г. на накопительную часть трудовой пенсии в размере 5728,21 руб.; пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 16.11.2012 г. по 14.03.2013 г. в размере 4970,5 руб.; пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 16.11.2010 г. по 14.03.2013 г. в размере 772,77 руб.; всего 244803,27 руб.
Решением от 06.12.2013 заявленные требования удовлетворены. С Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания взыскано в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в г.Владикавказ: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2012 г., направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 100547,65 руб.; направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 85871,44 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 25537,98 руб. пеню, начисленную за период с 16.05.2012 г. по 14.03.2013 г. на страховую часть трудовой пенсии в размере 21374,72 руб.; пеню, начисленную за период с 16.05.2012 г. по 14.03.2013 г. на накопительную часть трудовой пенсии в размере 5728,21 руб.; пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 16.11.2012 г. по 14.03.2013 г. в размере 4970,5 руб.; пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 16.11.2010 г. по 14.03.2013 г. в размере 772,77 руб.; всего 244803,27 руб. С Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания взыскана государственная пошлина в бюджет Российской Федерации в размере 7896,70 руб.
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.12.2013 в части взыскания с Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания пени в размере 11 471 рублей 48 копеек, а также уменьшить размер государственной пошлины до 2000 рублей.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 27.02.2014 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Федеральный закон N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее ФЗ N 212-ФЗ), которым органам ПФР переданы полномочия по контролю за уплатой пенсионных взносов (статья 5, пункт 1 статьи 13 Закона N167-ФЗ, подпункт "а" пункта 12 статьи 27 Закона N213-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2010года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ N 212-ФЗ ответчик является плательщиком страховых взносов в Пенсионный Фонд России.
В соответствии со статьей 10 ФЗ N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно статье 15 данного Закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (статья 16 ФЗ N 212-ФЗ).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность, в том числе до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное пенсионное страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 5 статьи 16 ФЗ N 212-ФЗ).
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета федерального казначейства.
Согласно статье 18 ФЗ N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом.
Исполнение обязанности по своевременной уплате страховых взносов в соответствии со статьей 25 ФЗ N 212-ФЗ обеспечивается пеней. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Законом сроком уплаты страховых взносов. Пени взыскиваются в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки с организаций, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке. При этом согласно статье 19 названного Закона заявление в суд может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
До подачи заявления в суд плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) ответчик является бюджетным учреждением, которое использует бюджетные средства через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.
Согласно статье 239 БК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Согласно пунктам 2 и 3 данной нормы обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 БК РФ.
Из смысла статьи 65 АПК РФ следует, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2012 г. подтвердилась материалами дела. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Пенсионным фондом в адрес ответчика направлено требование от 14.03.2013 N 01200140015492 об уплате добровольно задолженности, которое до настоящего времени не исполнено.
Направление требования в адрес ответчика подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 15.03.2013 с отметкой органа почтовой связи.
Региональная служба по тарифам согласна с решением суда о взыскании задолженности по страховым взносам.
Довод апелляционной жалобы о необходимости уменьшения санкции в виде пени - отклоняется по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Из приведенных норм следует, что пеня является обеспечительной мерой, призванной компенсировать потери бюджета в случае несвоевременного исполнения обязанностей по уплате страховых взносах.
Закон не предусматривает сокращения пени по заявлению плательщика.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования ГУ УПФР по г.Владикавказ подлежат удовлетворению.
Относительно взыскания государственной пошлины установлено следующее.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации на ответчика должны быть отнесены расходы по уплате государственной пошлины.
Настоящее дело возбуждено по заявлению Пенсионного фонда о взыскании с Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Из обстоятельств дела следует, что Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания выступает в арбитражном процессе как лицо, являющееся страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
Таким образом, Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания выступает в арбитражном процессе, не связанном с защитой им государственных и (или) общественных, то есть публичных, интересов в сфере возложенных на него функций, и, соответственно, не может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Указанный вывод судебных инстанций подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.05.2010 по делу N 1400/10.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно взыскана с Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания в доход бюджета Российской Федерации государственная пошлина в размере 7896,70 руб.
Доводы Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.12.2013 по делу N А61-3208/2013.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.12.2013 по делу N А61-3208/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3208/2013
Истец: ГУ УПФР по Республика Северная Осетия-Алания, УПФР по г. Владикавказ
Ответчик: Региональная служба по тарифам РСО-Алания
Третье лицо: Региональная служба по тарифам РСО-Алания