г. Ессентуки |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А63-10753/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.02.2014 года по делу N А63-10753/2013 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройСпецБетон" (ОГРН 1022601945244),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601989508),
об оспаривании ненормативного правового акта,
третье лицо ФГБУ санаторий "Горный воздух" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1022603427032),
при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Неботова И.Ю. по доверенности; от общества с ограниченной ответственностью "СтройСпецБетон" - Калинин В.Г. (генеральный директор).
УСТАНОВИЛ:
решением суда от 04.02.2014 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "СтройСпецБетон" (далее - заявитель, общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 23.07.2013 N РНП.13126-13 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, суд обязал управление исключить из реестра недобросовестных поставщиков сведения об обществе, суд указал, что в действиях общества признаков недобросовестности, вины в предоставлении недействующей банковской гарантии, а также цели уклониться от заключения гражданско-правового договора не имелось. Суд также взыскал с управления в пользу общества 2 000 руб. в возмещение расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное исследование судом всех обстоятельств по делу и несоответствие им выводов суда. Податель жалобы считает, что суд неправильно истолковал Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Виновные действия общества правомерно квалифицированы как уклонение от заключения контракта, поэтому сведения об обществе правомерно включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральное государственное бюджетное учреждение санаторий "Горный воздух" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ санаторий "Горный воздух"), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Дело пересматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по итогам открытого аукциона N 0321100020013000039, объявленного ФГБУ санаторий "Горный воздух", размещенного на торговой площадке www.sberbank-ast.ru, общество было признано победителем, что оформлено протоколом от 19.04.2013 N 32/2.
30 апреля 2013 года обществом через оператора электронной площадки закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" был направлен проект контракта на выполнение работ по капитальному ремонту ограды ФГБУ санатория "Горный воздух", а также обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии N БГ50093111-15/И от 22.04.2013, выданной открытым акционерным обществом "Тихоокеанский Внешторгбанк".
В целях проверки достоверности представленных заявителем банковских гарантий в ОАО "Тихоокеанский Внешторгбанк" ФГБУ санаторий "Горный воздух" были направлены запросы, в ответ на которые ОАО "Тихоокеанский Внешторгбанк" сообщил, что банковская гарантия от 22.04.2013 N БГ50093111-15/И им не выдавалась.
30.04.2013 составлен протокол отказа от заключения гражданско-правового договора N 32/3 на выполнение работ по капитальному ремонту ограды ФГБУ санатория "Горный воздух".
15.05.2013 ФГБУ санаторий "Горный воздух" направило сведения в адрес управления для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Оспариваемым решением от 29.05.2013 N 06/5343 управление включило общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 19 Закона N 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 19 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с нормами действующего законодательства включение участников размещения заказов в реестр недобросовестных поставщиков входит в компетенцию управления.
В силу части 8 статьи 19 Закона N 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 данной статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 94-ФЗ постановлением от 15.05.2007 N 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Положение N 292).
В подпункте "д" пункта 7 Положения N 292 указано, что в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения государственного контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных, в том числе, подпунктом "д" пункта 7 указанного Положения, уполномоченный орган в течение десяти дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя конкурса (пункт 12 Положения N 292).
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 данной статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта.
Из материалов, представленных управлением, установлено, что заявитель своевременно обеспечил передачу и проектов контрактов, и банковских гарантий.
Признание участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта является в соответствии со статьей 19 Закона N 94-ФЗ одним из двух оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Данная санкция носит для участника размещения заказа тяжелый, в первую очередь, экономический характер, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в конкурсах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Поэтому, учитывая серьезность санкции, суд в каждом конкретном случае всесторонне рассматривает требования о расторжении контракта в связи с существенным нарушением стороной его условий и, исходя из анализа всех имеющихся в деле фактических обстоятельств, решает вопрос о существенности нарушения. При этом, поскольку в соответствии со 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), суд также устанавливает и степень вины стороны, чьи действия предположительно существенно нарушают условия государственного контракта.
Аналогичным образом, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальной констатацией факта нарушения Закона, но обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона N 94-ФЗ.
Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, нельзя сделать вывод о том, что общество умышленными недобросовестными действиями нарушило положения Закона N 94-ФЗ, что привело к значительному ущербу, нанесенному ФГБУ санаторий "Горный воздух".
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом у общества объективно отсутствовали причины усомниться в подлинности предоставленной банковской гарантии, поскольку, начиная с 18.06.2012 общество с ограниченной ответственностью "ТрансЛогистика" уже оказывало заявителю услуги по договору поручительства N ДП-17/06/2012, 25.06.2012 по договору поручительства N ДП-26/06/2012, 27.06.2012 по договору поручительства N ДП-27/06/2012.
Обществом услуги по содействию в получении от ОАО "Тихоокеанский Внешторгбанк" банковских гарантий также использовались для муниципальных заказчиков в качестве обеспечения исполнения контрактов.
При этом муниципальные заказчики признавали банковские гарантии надлежащим обеспечением исполнения контракта и заключали с обществом государственные контракты.
Продолжая работу с агентом ООО "ТрансЛогистика" по оказанию услуг в содействии предоставления банковской гарантии, общество повторно обратилось к данному агенту в целях получения банковской гарантии от 22.04.2013 N БГ50093111-15/И.
То обстоятельство, что банковская гарантия N БГ50093111-15/И, выданная ЗАО "Тихоокеанский Внешторбанк", предоставленная ООО "ТрансЛогистика" обществу в действительности первым не выдавалась, выяснилось 06.05. 2012, то есть уже после того, когда ранее на основании других банковских гарантий муниципальные заказчики заключали с обществом государственные контракты.
При этом банковской гарантией ЗАО "Тихоокеанский Внешторбанк" N БГ50093111-15/И было обеспечено исполнение гражданско-правового договора N 0321100020013000039-0017298-01 заключенного обществом с ФГБУ санаторий "Горный воздух".
В связи с этим ФГБУ санаторием "Горный воздух" 06.05.2013, в последний день без размещения протокола разногласий был сформирован протокол N 32/3 отказа от заключения договора, при том, что ответ от ЗАО "Тихоокеанский Внешторбанк", в котором указано, что банковскую гарантию N БГ50093111-15/И от 22.04.2013 оно не предоставляло, ФГБУ санаторий "Горный воздух" получил 30.04.2013.
Как установлено судом, общество незамедлительно связалось с ФГБУ санаторий "Горный воздух" и предложило применить другой вид обеспечения в виде денежного обеспечения, так как в данной ситуации это был самый быстрый вид обеспечения договора, и наличие денежных средств на счету общество позволяло произвести данную операцию незамедлительно.
ФГБУ санаторий "Горный воздух" пояснил, что 06.05.2013 - это последний день подписания гражданско-правового договора, что не может повлиять на данную ситуацию.
Также общество обратилось в управление с письмом от 08.05.2013 N 23 с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и разрешить заключить договор с ФГБУ санаторий "Горный воздух", так как оно не уклоняется от подписания гражданско-правового договора и ему было не известно до последнего дня о том, что банковская гарантия не выдавалась.
То есть, в день извещения ФГБУ санаторий "Горный воздух" о ненадлежащем предоставлении банковской гарантии, общество незамедлительно произвело попытки без привлечения организаций-агентов и посреднических структур направить заказчику денежное обеспечение напрямую.
Однако, 07.05.2013 ФГБУ санаторий "Горный воздух" отказало обществу в данном вопросе.
При этом 26.03.2013 общество уже выполняло работы для ФГБУ санаторий "Горный воздух" по гражданско-правовому договору N 0321100020013000017-0017298-01 от 26.03.2013.
Претензий со стороны заказчика в адрес исполнителя не поступало. Данное обстоятельство говорит о том, что общество является добросовестным поставщиком и не уклоняется от заключения контрактов.
13 мая 2013 года управление письмом N 06/4763 отказало обществу в рассмотрении вопроса по заключению гражданско-правового договора с ФГБУ санаторий "Горный воздух".
28 мая 2013 управление вынесло решение N 065343 по делу N РНП-26-52 о включении в реестр недобросовестных поставщиков общества, нарушив пункт 13 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 292 "Об утверждении положения о ведение реестра недобросовестных поставщиков и о требовании к технологическим программным лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков" в части трехдневного срока, сведения были включены в реестр через 51 календарный день, после выявления факта уклонения общества от заключения государственного контракта.
При этом судом установлено, что при выборе ООО "ТрансЛогистика" в качестве агента, общество проявило должную степень заботливости и осмотрительности и, следовательно, не может нести ответственность за недобросовестные действия ООО "ТрансЛогистика".
Узнав о недобросовестности ООО "ТрансЛогистика" заявитель предпринял действия по исправлению сложившейся ситуации, предлагая альтернативные способы обеспечения исполнения обязательств по договору.
Таким образом, в действиях общества признаков недобросовестности, вины в предоставлении недействующей банковской гарантии, а также цели уклониться от заключения гражданско-правового договора не имелось.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований общества об обязании управления исключить из реестра недобросовестных поставщиков сведения в отношении общества, включенные в реестр решением управления от 23.07.2013 N РНП.13126-13.
Довод жалобы о том, что у управления отсутствовали законные основания для исключения общества из реестра недобросовестных поставщиков, опровергается материалами дела.
Таким образом, апелляционный суд считает, что существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
Примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.02.2014 года по делу N А63-10753/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10753/2013
Истец: ООО "СтройСпецБетон"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ФГБУ санаторий "Горный воздух" Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4874/14
07.04.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-729/14
04.02.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10753/13
03.02.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10753/13