г. Владивосток |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А51-19768/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании по правилам первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "Филток-2"
апелляционное производство N 05АП-15288/2013
на решение от 07.11.2013
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-19768/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Филток-2" (ИНН 2538034868, ОГРН 1022501907207, зарегистрировано в качестве юридического лица 29.11.2002)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, зарегистрирован в качестве юридического лица 21.06.2007), департаменту дорожного хозяйства Приморского края (ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438, зарегистрирован в качестве юридического лица 09.12.1992)
третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия по предоставлению земельных участков,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель Л.А. Юрченко (удостоверение N 1459, доверенность от 17.02.2014);
от департамента земельных отношений: представитель Е.А. Бутенко (удостоверение N 3564, доверенность от 23.12.2013 N 20/36109);
от департамента дорожного хозяйства: представитель А.В. Дмитрук (паспорт, доверенность от 11.01.2012 N 47/11);
от УГА г.Владивостока: не явились, уведомлены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Филток-2" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - департамент земельных отношений) в предоставлении в собственность общества равноценного земельного участка взамен земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 площадью 2171 кв.м, изъятого для государственных нужд и об обязании департамент земельных отношений взамен изъятого для государственных нужд земельного участка предоставить в собственность общества испрашиваемые им два земельных участка общей площадью 2171 кв.м, из которых:
- первый земельный участок имеет площадь ориентировочно 1407 кв.м, местоположение: 190 м на северо-восток относительно ориентира, расположенного за границами участка, ориентир - строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Космонавтов, д.8, участок с юго-западной стороны граничит с земельными участками, имеющими кадастровые номера 25:28:030018:12815 и 25:28:030018:103, с северной стороны частично граничит с земельным участком, имеющим кадастровый номер 25:28:030018:509;
- второй земельный участок имеет площадь ориентировочно 764 кв.м, местоположение: 35 м на юго-запад относительно ориентира, расположенного за границами участка, ориентир - строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Космонавтов, д.8, участок с северо-восточной стороны граничит с земельным участком, имеющим кадастровый номер 25:28:030018:108, с восточной стороны граничит с земельным участком, имеющим кадастровый номер 25:28:030018:008.
В целях предоставления указанных земельных участков взамен изъятого заявитель просит обязать департамент земельных отношений в двухнедельный срок со дня вступления в силу судебного решения обратиться в Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (далее по тексту - "УГА г.Владивостока") за утверждением и выдачей схем расположения спорных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории; и в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов земельных участков принять решение об их предоставлении в собственность заявителя.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены УГА г.Владивостока и департамент дорожного хозяйства Приморского края (далее по тексту - департамент дорожного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.11.2013 бездействие департамента земельных отношений, выраженное в уклонении от рассмотрения по существу заявления общества от 16.05.2012 N 29 о предоставлении в собственность земельных участков взамен земельного участка площадью 2 171 кв.м с кадастровым номером 25:28:030018:12816, изъятого для государственных нужд в собственность Приморского края, признано незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обязал департамент земельных отношений рассмотреть заявление общества по существу. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя решение от 07.11.2013 в апелляционном порядке, общество указало, что требования, удовлетворенные судом первой инстанции, им не заявлялись. Пояснило, что оспаривает бездействие департамента земельных отношений, связанное с непредоставлением земельного участка, равноценного изъятому для государственных нужд, а не бездействие по нерассмотрению его заявления, в связи с чем обязание департамента рассмотреть его обращение от 16.05.2012 N 29 не только не повлечет восстановления его нарушенных прав, но и лишено всякого правового смысла.
Обосновывая заявленные требования, общество настаивает на нарушении его права на компенсацию убытков, понесенных в связи с изъятием имущества для государственных нужд. Пояснило, что в ходе строительства автомобильной дороги часть принадлежащего ему земельного участка была занята, однако до настоящего времени соглашение о выкупе земельного участка с ним не заключено. Полагает возможным выкуп земельного участка путем предоставления ему двух земельных участков, расположенных в том же районе и равноценных изъятому.
Департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства по тексту представленных в материалы дела отзывов, поддержанных представителями в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
УГА г.Владивостока в письменном отзыве на заявление по доводам апелляционной жалобы также возразило, однако считает необходимым изменить мотивировочную часть обжалуемого решения, исключив выводы о том, что равноценные земельные участки предоставляются по желанию лиц, у которых они изымаются.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации право выбора способа защиты гражданских прав принадлежит истцу.
По правилам статьи 49 АПК РФ именно истец определяет основание и предмет иска. При этом истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В силу части 5 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 27 постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснил, что если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований, и суд рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения, и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 Кодекса о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 Кодекса переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
При рассмотрении апелляционной жалобы коллегией установлено, что первоначально при обращении в арбитражный суд обществом заявлялось требование об обязании департамент земельных отношений рассмотреть заявку общества и предоставить в установленном порядке в собственность общества испрашиваемые им два земельных участка общей площадью 2171 кв.м взамен земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816, изымаемого для государственных нужд Приморского края.
Письмом от 04.09.2013 общество ходатайствовало об уточнении заявленных требований, просило признать незаконным бездействие департамента земельных отношений в предоставлении в собственность равноценного земельного участка взамен земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 площадью 2171 кв.м, изъятого для государственных нужд и обязать департамент земельных отношений взамен изъятого для государственных нужд земельного участка предоставить в собственность общества два земельных участка с указанным им местоположением общей площадью 2171 кв.м. В целях предоставления указанных земельных участков общество просило обязать департамент земельных отношений в двухнедельный срок со дня вступления в силу судебного решения обратиться в УГА г.Владивостока за утверждением и выдачей схем расположения спорных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории и в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов земельных участков принять решение об их предоставлении в собственность заявителя.
Согласно протоколу судебного заседания от 12.09.2013 ходатайство общества об уточнении заявленных требований рассмотрено судом первой инстанции и удовлетворено.
Вместе с тем из решения от 07.11.2013 не следует, что уточненные заявителем требования рассматривались судом первой инстанции. Указанным решением признано незаконным бездействие департамента земельных отношений, выраженное в уклонении от рассмотрения по существу заявления общества от 16.05.2012 N 29, однако таких требований обществом не заявлялось. Какие-либо выводы относительно правомерности требований заявителя о бездействии департамента земельных отношений в предоставлении в собственность равноценного земельного участка взамен изъятого для государственных нужд в тексте решения отсутствуют.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции рассмотрел заявление общества без учета заявленных им требований.
Поскольку возможность принятия дополнительного решения по настоящему делу утрачена, суд апелляционной инстанции в судебном заседании 20.02.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования: просит признать незаконными действия (бездействие) департамента земельных отношений и департамента дорожного хозяйства по непредоставлению в собственность земельных участков площадью 1407 кв.м и 764 кв.м с указанным обществом местоположением и координатами взамен изъятого для государственных нужд земельного участка площадью 2 171 кв.м с кадастровым номером 25:28:030018:12816. В рамках восстановления нарушенного права общество просит обязать департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства предоставить указанные им земельные участки в собственность общества, обязать департамент дорожного хозяйства заключить соглашение о выкупе объекта недвижимого имущества - земельного участка площадью 2 171 кв.м с кадастровым номером 25:28:030018:12186 путем предоставления данных земельных участков, а также обязать департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства в месячный срок со дня вступления в законную силу решения совершить все необходимые действия по формированию земельных участков и предоставлению их в собственность взамен изъятого.
Уточнения заявленных требований приняты коллегией в порядке статьи 49 АПК РФ.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013, в порядке ч.6 ст. 46 АПК РФ, департамент дорожного хозяйства привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
В связи с уходом судьи С.В. Гуцалюк в отпуск на основании распоряжения председателя 3 судебного состава административной коллегии Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи С.В. Гуцалюк на судью О.Ю. Еремееву.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.
На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании общество поддержало заявленные требования в полном объеме. Кроме того общество ходатайствовало о восстановлении срока на обжалование бездействия департамента земельных отношений, пояснив, что о наличии бездействия узнало только 25.06.2013, получив проект соглашения о выкупе земельного участка и установив из его текста, что выкуп будет осуществлен путем компенсации выкупной стоимости, а не путем предоставления равноценных земельных участков.
Департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства по требованиям общества возразили. Полагают, что бездействие отсутствовало, поскольку земельное законодательство не содержит обязанности по предоставлению равноценных земельных участков взамен изымаемых.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 25.03.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объявлялся перерыв до 01.04.2014 до 11 часов 15 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителя Общества.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество является собственником земельного участка общей площадью 12 566,1 кв.м, разрешенное использование: в целях дальнейшей эксплуатации двухэтажного здания со стадионом, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание (лит.А), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Космонавтов, д.8, кадастровый номер земельного участка 25:28:030018:433.
Часть указанного земельного участка расположена в границах земельного участка, на котором департаменту дорожного хозяйства было согласовано строительство объекта "Строительство автомобильной дороги пос.Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл".
16.05.2012 общество обратилось в департамент земельных отношений с заявлением N 29, в котором просило взамен части земельного участка, попадающей в зону строительства автомобильной дороги и подлежащей изъятию для государственных нужд Приморского края, предоставить в собственность равноценные земельные участки площадью 1410,5 кв.м и 764 кв.м, место расположения и координаты поворотных точек которых определены в приложенной к заявлению топосъемке. Заявление общества получено департаментом земельных отношений 21.05.2012, о чем имеется почтовое уведомление N 02007.
Распоряжением департамента земельных отношений от 12.10.2012 N 2182 земельный участок общества изъят для государственных нужд в собственность Приморского края путем выкупа в связи со строительством объекта "Строительство автомобильной дороги пос.Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл".
Письмом от 19.10.2012 N 29/05/02-14/22516 департамент земельных отношений уведомил общество о принятии решения об изъятии принадлежащего ему земельного участка, и разъяснил, что по всем вопросам, связанным с изъятием, в том числе для ознакомления с соответствующими проектами соглашений, необходимо обращаться в департамент дорожного хозяйства.
Информация об изъятии земельного участка опубликована в издании "Приморская газета" N 91 (707) за 19.10.2012.
Распоряжением департамента земельных отношений от 30.01.2013 N 52-рз в распоряжение от 12.10.2012 N 2182 внесены изменения, согласно которым изъятию у общества подлежал земельный участок площадью 2171 кв.м с кадастровым номером 25:28:030018:12816, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:433.
О принятии указанного распоряжения департамент земельных отношений уведомил общество письмом от 01.02.2013 N 20/06/02-14/1501.
После проведения оценки выкупаемой стоимости земельного участка департаментом дорожного хозяйства в адрес заявителя направлен проект соглашения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816, согласно которому выкуп земельного участка осуществлялся путем компенсации его выкупной стоимости в размере 7 842 000 руб.
Письмом от 09.07.2013 обществом в адрес департамента направлен протокол разногласий к соглашению о выкупе, в котором общество предлагало компенсировать ему изъятие земельного участка путем предоставления двух земельных участков площадью 1407 кв.м и 764 кв.м с указанным им местоположением.
Одновременно общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, коллегия считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Согласно статье 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации краевой целевой программы "Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ, принято решение о работе над объектом "Строительство автомобильной дороги пос.Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл".
Указанный объект подпадает под перечень случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, и включен в перечень объектов, возводимых в рамках подготовки к проведению встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество".
Согласно статье 16 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в г.Владивостоке регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 93-ФЗ").
Статьей 6 Федерального закона N 93-ФЗ определены особенности изъятия земельных участков для размещения необходимых для проведения саммита объектов.
Так, в силу части 5 данной статьи изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд в собственность Приморского края осуществляется при изъятии для размещения необходимых для проведении саммита объектов, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджета Приморского края, за исключением необходимых для проведения саммита объектов федерального значения.
Частями 6-26 статьи 6 Федерального закона N 93-ФЗ установлена последовательность действий по изъятию земельных участков, которая включает в себя:
1) подготовку и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для государственных нужд;
3) подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд;
4) обращение в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд;
5) обращение в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности Приморского края на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в простой письменной форме в течение семи дней со дня принятия указанных решений. Копии указанных решений направляются также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов до истечения трех месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия указанных в настоящей части правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (часть 16 статьи 6).
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Приморского края и нормативных правовых актов Владивостокского городского округа, и размещены на официальном сайте в сети "Интернет" соответственно Приморского края и Владивостокского городского округа (часть 17 статьи 6).
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения необходимых для проведения саммита объектов, и убытков, причиненных таким изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (часть 19 статьи 6).
Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов, должно содержать:
1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в случае нахождения их в собственности граждан и юридических лиц;
2) размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в связи с их изъятием;
3) рыночную стоимость предоставляемых взамен земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (если такое предоставление предусмотрено данным соглашением);
4) иные существенные условия (часть 20 статьи 6).
Проект указанного соглашения должен быть предоставлен уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края, органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней с момента получения отчета об указанной в части 19 настоящей статьи оценке (пункт 22 статьи 6).
Как следует из материалов дела, часть принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:433 наложилась на границы земельного участка, предназначенного для строительства объекта "Строительство автомобильной дороги пос.Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл". В этой связи земельный участок общества был разделен, часть земельного участка площадью 2171 кв.м, подлежащая изъятию, поставлена на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:030018:12816.
Распоряжением департамента земельных отношений от 12.10.2012 N 2182 (в редакции распоряжения от 30.01.2013 N 52-рз) земельный участок площадью 2171 кв.м с кадастровым номером 25:28:030018:12816 изъят для государственных нужд в собственность Приморского края путем выкупа. Способ выкупа земельного участка указанным распоряжением определен не был. О принятом решении об изъятии земельного участка общество уведомлено департаментом земельных отношений в установленном порядке.
В целях выкупа земельного участка департаментом дорожного хозяйства в адрес заявителя направлен проект трехстороннего соглашения, в котором определен способ выкупа земельного участка - компенсация выкупной стоимости. Указанный проект подписан заявителем с протоколом разногласий, в котором заявитель предлагает компенсировать стоимость выкупаемого у него земельного участка путем предоставления в собственность двух равноценных земельных участков.
Коллегией установлено, что, получив протокол разногласий, ни департамент дорожного хозяйства, ни департамент земельных отношений не предприняли никаких мер по урегулированию указанных разногласий и не рассмотрели возможность предоставления заявителю испрашиваемых им земельных участков. При этом о предпочтительном для заявителя способе выкупа земельного участка департамент земельных отношений знал еще в мае 2012 года из обращения общества N 29, то есть до изъятия земельного участка. Указанный факт подтверждается материалами дела и лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
Таким образом, бездействие ответчиков имело место.
Тот факт, что в ноябре 2013 г. департамент дорожного хозяйства обратился в Арбитражный суд Приморского края со встречным исковым заявлением к обществу об изъятии земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 (дело N А51-30782/2013) путем выкупа с компенсацией выкупной стоимости, об обратном не свидетельствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется только после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Установленные статьей 63 ЗК РФ гарантии, в том числе в части выбора способа выкупа направлены на защиту прав лиц, у которых изымается принадлежащее им имущество. В этой связи реализация данных гарантий имеет приоритетное значение, и невозможность предоставления по желанию лица земельных участков, равноценных изымаемому, должна быть объективно обоснована.
С заявлением об изъятии земельного участка департамент дорожного хозяйства обратился в арбитражный суд только в ноябре 2013 г., и до настоящего времени выкуп земельного участка у общества не произведен, в то время как фактически земельный участок изъят для строительства. По данным департамента дорожного хозяйства объект "Строительство автомобильной дороги пос.Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл", работы на котором были начаты в 2008 году, введен в эксплуатацию. То есть собственник земельного участка лишен своего права собственности без какой-либо компенсации со стороны государства.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о наличии бездействия департамента земельных отношений и департамента дорожного хозяйства, выразившегося в непринятии мер по выкупу у общества земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816, изъятого для государственных нужд в собственность Приморского края, и о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов общества, а также гарантий, предусмотренных статьей 63 ЗК РФ.
Доводы департамента земельных отношений о пропуске заявителем срока на обжалование бездействия указанного департамента, коллегией рассмотрены и отклоняются.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании действий государственного органа незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, проект соглашения о выкупе изъятого земельного участка, был направлен в адрес заявителя в июне 2013 года, и именно из этого соглашения заявитель мог узнать о выкупе земельного участка путем компенсации выкупной стоимости, а не путем предоставления земельных участков, равноценных изымаемому. Доказательства того, что о способе выкупа земельного участка заявителю стало известно в более ранние сроки, в материалы дела не представлены.
Тот факт, что обращение общества от 16.05.2012 N 29 было оставлено департаментом без ответа, об обратном не свидетельствует. В рамках настоящего дела коллегией оценивается бездействие департамента земельных отношений, связанное с непредоставлением взамен изъятого земельного участка равноценных земельных участков, а не бездействие по ненаправлению ответа на указанное письмо.
Учитывая изложенное, коллегия считает срок на обжалование бездействия департамента земельных отношений не пропущенным, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, коллегия признает бездействие департамента земельных отношений и департамента дорожного хозяйства незаконным и удовлетворяет требования заявителя в указанной части.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Выбирая способ восстановления нарушенного права заявителя, коллегия исходит из того, что возможность применения такого способа выкупа как предоставление земельных участков, равноценных изымаемым, предусмотрена как статьей 66 ЗК РФ, так и статьей 6 Федерального закона N 93-ФЗ.
Из представленного в материалы дела топографического плана земельного участка по ул.Космонавтов, 8в г.Владивостоке коллегией усматривается наличие свободных земельных участков в указанных обществом координатах, которые могут быть сформированы и предоставлены обществу взамен изъятого. Указанные земельные участки отвечают признакам равноценности с изымаемым земельным участком по месту их расположения и площади. Каких-либо препятствий в формировании указанных земельных участков и их последующем предоставлении ни департаментом земельных отношений, ни департаментом дорожного хозяйства не указано, и коллегией не установлено.
Определяя лицо, ответственное за формирование и постановку на кадастровый учет земельных участков, предоставляемых взамен изымаемого, коллегия исходит из того, что государственным заказчиком строительства объекта "Строительство автомобильной дороги пос.Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл" является департамент дорожного хозяйства и именно на него Положением о департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 13.08.2007 N 221-па, возложено проведение работ по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков, необходимых для строительства автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Кроме того, в соответствии с разграничением полномочий органов исполнительной власти, уполномоченных на реализацию Федерального закона N 93-ФЗ, установленным постановлением Администрации Приморского края от 23.10.2009 N 291-па, на департамент дорожного хозяйства возложено обеспечение проведения оценки предоставляемых земельных участков и (или) иных объектов) недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также организация проведения кадастровых работ в отношении соответствующих земельных участков.
В этой связи коллегия возлагает на департамент обязанность по проведению мероприятий по формированию и постановке на кадастровый учет следующих земельных участков, подлежащих предоставлению взамен изъятого:
- ориентировочной площадью 1407 кв.м, местоположение: примерно в 190 м на северо-восток относительно ориентира, расположенного за границами участка, ориентир - строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Космонавтов, д.8, участок с юго-западной стороны граничит с земельными участками с кадастровыми номерами 25:28:030018:12815 и 25:28:030018:103;
- ориентировочной площадью 764 кв.м, местоположение: примерно в 35 м на юго-запад относительно ориентира, расположенного за границами участка, ориентир - строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Космонавтов, д.8, участок с северо-восточной стороны граничит с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030018:108, с восточной стороны частично граничит с земельным участком, имеющим кадастровый номер 25:28:030018:008.
Поскольку местоположение и координаты земельных участков фактически определены, коллегия считает достаточным установить месячный срок для исполнения указанной обязанности.
Пунктом 1.2 постановлением Администрации Приморского края от 23.10.2009 N 291-па подготовка проектов соглашений, предусмотренных пунктом 20 статьи 6 Федерального закона N 93, и заключение указанных соглашений отнесены к полномочиям департамента дорожного хозяйства.
В этой связи коллегия обязывает департамент дорожного хозяйства в месячный срок с момента постановки земельных участков на кадастровый учет подготовить и направить обществу соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816, изъятого для государственных нужд в собственность Приморского края, путем предоставления взамен выкупаемого земельного участка равноценных земельных участков.
На основании пункта 1.1 постановления Администрации Приморского края от 23.10.2009 N 291-па на департамент земельных отношений возлагается обязанность в месячный срок с момента заключения соглашения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 принять решение о предоставлении обществу в собственность равноценных земельных участков.
Коллегия считает, что возложение на департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства указанных выше обязанностей соразмерно допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за необходимые пределы.
В связи с отменой решения суда первой инстанции коллегией распределяются судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Поскольку требования заявителя удовлетворены коллегией в полном объеме по правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 3000 руб. относятся коллегией на департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства солидарно.
В соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист подлежит выдаче Арбитражным судом Приморского края.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб., в том числе 2000 руб. за подачу заявления и 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.11.2013 по делу N А51-19768/2013 отменить.
Признать незаконным бездействие департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и департамента дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в непринятии мер по выкупу у общества с ограниченной ответственностью "Филток-2" земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816, изъятого для государственных нужд в собственность Приморского края распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 30.01.2013 N 52-рз, как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязать департамент дорожного хозяйства Приморского края в месячный срок с момента принятия настоящего постановления провести мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учет следующих земельных участков:
- ориентировочной площадью 1407 кв.м, местоположение: примерно в 190 м на северо-восток относительно ориентира, расположенного за границами участка, ориентир - строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Космонавтов, д.8, участок с юго-западной стороны граничит с земельными участками с кадастровыми номерами 25:28:030018:12815 и 25:28:030018:103;
- ориентировочной площадью 764 кв.м, местоположение: примерно в 35 м на юго-запад относительно ориентира, расположенного за границами участка, ориентир - строение, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Космонавтов, д.8, участок с северо-восточной стороны граничит с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030018:108, с восточной стороны частично граничит с земельным участком, имеющим кадастровый номер 25:28:030018:008.
Обязать департамент дорожного хозяйства Приморского края в месячный срок с момента постановки земельных участков на кадастровый учет подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Филток-2" соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816, изъятого для государственных нужд в собственность Приморского края распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 30.01.2013 N 52-рз, путем предоставления взамен выкупаемого земельного участка земельных участков, образованных в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления.
Обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок с момента заключения соглашения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Филток-2" в собственность земельных участков, образованных в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления.
Взыскать с департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Филток-2" 1500 (одну тысячу пятьсот) руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с департамента дорожного хозяйства Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Филток-2" 1500 (одну тысячу пятьсот) руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Филток-2" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей, в том числе 2000 руб. излишне уплаченных за подачу заявления по платежному поручению от 02.07.2013 N 436 и 1000 руб. излишне уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 02.12.2013 N 745.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19768/2013
Истец: ООО "Филток-2"
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Третье лицо: Департамент дорожного хозяйства Приморского края, Управление Градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока