г. Тула |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А23-2776/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Федина К.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Верулидзе Н.Д., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Реклама Сервис Групп" (г. Калуга, ОГРН 1104028001329, ИНН 4028001604), заинтересованного лица - Городской управы (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской управы (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.12.2013 по делу N А23-2776/2013 (судья Ефимова Г.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Реклама Сервис Групп" (далее - ООО "Реклама Сервис Групп", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным постановление Городской Управы городского округа "Город Калуга" (далее - управа) от 16.05.2013 N 5274-пи и взыскать расходы на оплату юридических услуг в сумме 7 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управа, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просила его отменить, принять по делу новый судебный акт -отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что письмо УМВД России по Калужской области от 25.02.2013 N 6/582 "О нарушении ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", не является актом проверки или иным подобным документом, поскольку действующее законодательство не предусматривает перечень документов, на основании которых устанавливается факт несоответствия установленной рекламной конструкции требованиям "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003).
Кроме того, заинтересованное лицо отмечает, что постановление от 14.05.2013 N 5094-пи "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ООО "Реклама Сервис Групп" по адресу: г. Калуга, ул. Заречная, д. 15" выдано на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2012 N А23-285/2012 в порядке части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также, заинтересованное лицо указывает, что статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относится к нормам прямого действия, а следовательно, положения подпункта 5 пункта 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), устанавливающие порядок и основания для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в судебном порядке, не могут отменять действие указанной нормы Закона N 131-ФЗ.
Кроме того, городская управа отмечает, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку установленная рекламная конструкция не соответствует пункту 6.1 ГОСТ Р 52044-2003.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Стороны в суд апелляционной инстанции представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей сторон.
Поскольку решение не обжалуется в части распределения судебных расходов, то суд апелляционной инстанции не проверяет решение в указанной части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании заявки ООО "Реклама Сервис Групп" от 16.09.2011 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2012 по делу N А23-285/2012 Городской Управой города Калуги 14.05.2013 было принято постановление от 14.05.2013 N 5126-пи "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ООО "Реклама Сервис Групп" по адресу: г. Калуга, ул. Заокская 12" (далее - Постановление N 5126-пи), а через день, то есть 16.05.2013 Городской Управой было вынесено оспариваемое заявителем постановление N 5274-пи об отмене постановления N5126-пи.
Основанием для отмены постановления по правилам статьи 48 Закона N 131-ФЗ, как это следует из текста постановления, явилось письмо Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калужской области от 25.02.2013 N 6/582.
Не согласившись с указанным постановлением от 16.05.2013, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, а их действий незаконными является одновременная совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта или действий закону и нарушение этим актом или действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламных конструкций допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа.
В силу пункта 4 статьи 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003.
В пункте 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к размещению рекламных конструкций.
Положениями подпункта 5 пункта 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Из текста оспариваемого постановления следует, что в обоснование правомерности принятия ненормативного правового акта управа ссылается на статью 48 Закона N 131-ФЗ и полученные сведения, изложенные в письме от 25.02.2013 N 6-582, составленным должностными лицами УГИБДД УМВД России по г. Калужской области (л. д. 9).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26.05.2011 N 739-0-0, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В силу положений пункта 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В свою очередь, право на отмену в порядке самоконтроля ранее принятого ненормативного акта и в данном случае оспариваемого заявителем постановления предполагает доказывание наличия в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции нарушений тех или иных норм, определявших порядок размещения рекламной конструкции.
Из буквального толкования статей 13 - 15 Закона N 38-ФЗ следует, что орган выдает разрешение о размещении рекламной конструкции по результатам согласования с уполномоченными органами при отсутствии причин, перечисленных в статье 15 этого закона.
Как следует из материалов дела, основанием для отмены постановления явилось письмо Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калужской области от 25.02.2013 N 6/582, о том, что по адресу: г. Калуга, ул. Заокская, 12 рекламная конструкция размещена на участке дороги с радиусом кривой в плане менее 600 м. (л. д. 19).
В обоснование своей позиции управа ссылается на то, что согласно указанному письму предложенные места для размещений рекламных конструкций не удовлетворяют требованиям ГОСТ Р 52044-2003.
Вместе с тем доказательства нарушения требований данного ГОСТа на момент принятия отмененного ненормативного правового акта органа местного самоуправления не представлены.
Письмо УМВД России по Калужской области от 25.02.2013 N 6/582 по своему содержанию является ответом на поставленные заместителем Городского Головы вопросы и мнение по вопросам об установке рекламной конструкции по указанным в нем адресам, в том числе по адресу: г. Калуга, ул. Заокская, 12.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данное письмо не является актом проверки или иным подобным документом, которым в соответствии с действующим законодательством органы, отвечающие за безопасность дорожного движения, могут устанавливать факты несоответствия установленной рекламной конструкции требованиям актов по безопасности движения транспорта.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения надзора и проведения проверок предполагает применение правил Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 196-ФЗ. Указанные обстоятельства подлежат исследованию, в частности, при подаче компетентными органами иска в арбитражный суд, в случае, указанном в подпункте 5 пункта 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Однако в рассматриваемом случае данный порядок не соблюден.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Используя право на самоконтроль в части принятия ею правовых актов управа обязана в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать законность принятого ею постановления с учетом всех правил определяющих порядок проведения проверок, доведения результатов этих проверок до лиц нарушивших определенные нормы в области безопасности дорожного движения.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, наличие у управы информации, (которая имелась у нее еще до принятия постановления о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции) предполагает проверку этой информации, составление документов подтверждающих эту информацию (или опровергающих ее) и принятие обоснованного решения. В то же время подобная проверка не проводилась.
Получение 04.03.2013 письма Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калужской области от 25.02.2013 управа подтверждает в своей апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что городская Управа города Калуги постановлением от 16.05.2013 N 5274-пи, отменив постановление от 14.05.2013 N 5126-пи, не представила доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для принятия оспариваемого постановления, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов общества, противоречит материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого ненормативного акта положениям Закона N 38-ФЗ и нарушении оспариваемым постановлением от 16.05.2013 прав и законных интересов ООО "Реклама Сервис Групп", в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана верная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.12.2013 по делу N А23-2776/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
К.А. Федин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2776/2013
Истец: ООО "Реклама Сервис Групп"
Ответчик: Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга"