город Омск |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А46-14720/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1725/2014) общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" (далее - ООО "Торговая фирма "Омь", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2014 по делу N А46-14720/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое
по заявлению Общества (ОГРН 1025500971330, ИНН 5504027931)
к Администрации г. Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо)
о признании незаконным бездействия и об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Торговая фирма "Омь" - Мишуров Д.А. по доверенности от 19.12.2013 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Администрации - Веселкова И.А. по доверенности N Исх-АГ/24-3538 от 03.09.2013 сроком действия 1 год (удостоверение);
от Департамента - Якимова Т.Ю. по доверенности N 39 от 14.08.2013 сроком действия1 год (удостоверение),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившегося в непринятии в срок до 26.12.2013 решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, необеспечении подготовки документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в необеспечении подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением решением Омского городского Совета от 26.12.2012 N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445; и о признании незаконным бездействия Администрации города Омска, выразившегося в неутверждении в срок до 26.12.2013 документации по планировке территории (проект планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия.
Кроме того, Общество просило обязать Департамент принять решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, обеспечить подготовку документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия и обеспечить подготовку проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением решением Омского городского Совета от 26.12.2012 N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, а также обязать Администрацию утвердить документацию по планировке территории (проект планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия.
Определением Арбитражного суда Омской области от 16.01.2014 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.02.2014 в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что вопросы приведения актов органа местного самоуправления в соответствие с актами, имеющими большую юридическую силу, не относятся к сфере гражданских правоотношений и применение в рассматриваемой ситуации аналогии закона является неправомерным. По мнению суда первой инстанции, у Департамента отсутствовали временные границы для совершения действий по подготовке соответствующей документации. Указывая на отсутствие факта неправомерного бездействия со стороны Администрации, суд первой инстанции сослался на то, что решение об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск не могло быть принято без соблюдения установленных статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации этапов процедуры подготовки документации по планировке территории, выполнение которых не зависело от указанного заинтересованного лица.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь при этом на следующие основания.
Так, податель жалобы указывает на то, что предметом спора являются не имущественные отношения, а нарушающее права заявителя бездействие заинтересованных лиц, противоречащее нормативным правовым актам в области градостроительства, в результате которого Общество не имеет правовой возможности осуществлять застройку принадлежащего Обществу земельного участка. По мнению заявителя, неприведение Администрацией и её структурными подразделениями проекта планировки в соответствие с Правилами землепользования и застройки муниципального образования в сроки, установленные такими Правилами, противоречит действующему законодательству и нарушает права ООО "Торговая фирма "Омь". Общество отмечает, что изначально спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для общественно-деловых целей", поэтому его последующее отнесение к территориальной зоне Р1 является неправомерным. Заявитель также ссылается на то, что приведение документов территориального планирования в соответствии с документами градостроительного зонирования должно осуществляется заинтересованными лицами самостоятельно и за их счет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Торговая фирма "Омь" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании выразил согласие с решением суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию Администрации, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Торговая фирма "Омь" на праве собственности принадлежит здание лодочной спасательной станции, расположенное по адресу: Омская область, город Омск, ЦАО, Набережная Тухачевского, д. 1, и земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089, площадью 0,1382 га, на котором расположено указанное выше здание лодочной станции. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089 поставлен на кадастровый учет 24.06.2005 с разрешенным использованием "для общественно-деловых целей" (л.д.21, 24-26).
10.12.2008 решением Омского городского Совета N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 15:0089 отнесен частично к территориальной зоне городской рекреации Р1-1999 и частично к территориям, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются.
В 2011 году ООО "Торговая фирма "Омь" неоднократно обращалась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Омский городской Совет с заявлениями о внесении изменений в утвержденные 10.12.2008 Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны, в границы которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089 с Р-1 на ОД-1.
17.10.2011 Администрацией принято постановление N 1236-п "О подготовке проекта Решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", включающего в себя соответствующие изменения территориальной зоны, в границы которой попадает земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 15:0089 (л.д.30).
02.05.2012 решением Администрации N 636-п утвержден Проект планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш в Советском и Центральном административных округах города Омска, в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 15:0089 (л.д.27).
26.12.2012 Омским городским Советом принято решение N 98 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201", которым изменены границы территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2 путем выделения территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, в которой расположен принадлежащий ООО "Торговая фирма "Омь" на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089 (л.д.31-33).
Таким образом, Омским городским Советом в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области внесены изменения, приводящие данный нормативный акт в соответствие со сложившимся до введения в действие данных Правил режимом землепользования земельного участка Общества, изначально предназначенного для общественно-деловых целей.
Вместе с тем, распоряжением Департамента от 19.02.2013 N 170-р утвержден и выдан ООО "Торговая фирма "Омь" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089, в соответствии с которым территория земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 делится красной линией, определенной Проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Френзе - правый берег реки Иртыш в Советском и Центральном административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п (л.д.34-45).
Данный проект планировки был утвержден до внесения Омским городским Советом изменений в Правила землепользования и застройки.
Полагая, что при утверждении Правил землепользования и застройки 10.12.2008 земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 15:0089 должен был войти в состав общественно-деловой зоны (ОД), а не в состав зоны городской рекреации (Р-1) и территорий, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, Общество для инициирования процесса подготовки документации по планировке территории, исключающей разделение земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 красной линией, ООО "Торговая фирма "Омь" направило в адрес Администрации соответствующее заявление.
Письмом N 06/11062 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска известил Общество о принятом решении об отказе в подготовке документации по планировке территории и в утверждении соответствующих проектов планировки территории (л.д. 46-47).
Полагая, что бездействие Администрации и Департамента, выразившееся в несвоевременном приведении в срок проекта планировки территории в соответствие с Правилами землепользования и застройки, является незаконным и нарушает права ООО "Торговая фирма "Омь", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
04.02.2014 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, требования заявителя обусловлены существующим несоответствием вида разрешенного использования и вида территориальной зоны, устанавливающих способы использования и характер разрешенной деятельности на принадлежащем Обществу земельном участке с кадастровым номером 55:36:040115:0089, определенных в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (общественно-деловая зона, вид разрешенного использования - "для общественно-деловых целей"), и вида территориальной зоны того же участка, определенной Проектом планировки территории (зона городской рекреации), на основании которого Обществу выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089.
При этом данное несоответствие возникло в связи с внесением решением Омского городского Совета от 26.12.2012 N 98 изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в соответствии с которыми вид территориальных зон, в которые включен спорный земельный участок, изменен с учетом сложившегося ранее землепользования и планировки территории, закрепленного, в том числе в государственном кадастре недвижимости при первоначальном кадастровой учете земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089, состоявшемся 24.06.2005 (см. кадастровый паспорт земельного участка от 14.11.2008 - л.д.24-26), а также в свидетельстве о государственной регистрации права от 16.02.2011 55АА 298731 (л.д.21), с зоны городской рекреации на общественно-деловую зону (л.д.31-33).
Согласно пункту 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со статьей 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008, общественно-деловые зоны (ОД) выделены для обеспечения правовых условий использования и строительства новых объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В общественно-деловых зонах могут размещаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Статьей 47 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что рекреационные зоны (Р) выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования. В состав рекреационных зон могут включаться территории города Омска, занятые городскими лесами, зонами отдыха, парками, городскими садами, скверами, бульварами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Зона городской рекреации (Р-1) включает в себя участки территории города Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади.
При этом согласно пункту 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 4 статьи 16 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области также предусмотрено, что Администрация города Омска обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Более того, пунктом 4 статьи 3 Правил землепользования и застройки установлено, что вопросы землепользования и застройки в городе Омске должны быть приведены в соответствие с Правилами землепользования и застройки в течение одного года со дня вступления в силу названных Правил.
Таким образом, системный анализ процитированных выше норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что положения Проекта планировки территории, как документа по планировке территории, в любом случае должны соответствовать нормам Правил землепользования и застройки муниципального образования.
При этом несоответствие подзаконных нормативных актов, принятых на территории города Омска, и, в том числе, документации по планировке территории (Проект планировки территории) положениям Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в силу пункта 4 статьи 16 названных Правил подлежит устранению органами, утвердившими соответствующий Проект, в течение года с момента вступления в силу таких Правил.
Как указывалось выше, выявленное в рассматриваемом случае несоответствие норм Проекта планировки территории, устанавливающих вид территориальной зоны, в которую включен земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089, нормам Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области возникло в связи с внесением 26.12.2012 в указанные Правила изменений, в соответствии с которыми территория обозначенного земельного участка отнесена к общественно-деловой зоне, в то время как на момент утверждения Проекта планировки территории его положения соответствовали нормам действующей на тот момент редакции Правил землепользования и застройки, относящим спорный участок к рекреационной зоне.
При этом норма, прямо регулирующая порядок и сроки устранения несоответствия между положениями Проекта планировки территории и положениями Правил землепользования и застройки в случае внесения изменений в такие Правила, не установлена как на уровне федерального и регионального законодательства, так и в нормативных актах органов местного самоуправления муниципального образования город Омск.
Между тем, в силу положений части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Таким образом, учитывая положения части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает возможным применение в рассматриваемой ситуации положений нормы пункта 4 статьи 3 Правил землепользования и застройки и соглашается с доводом заявителя о том, что решение о подготовке документации по планировке территории, а также непосредственные действия по подготовке такой документации и проекта соответствующего муниципального правового акта, учитывающего изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки решением от 26.12.2012 N 98, должны были быть приняты и осуществлены Департаментом (как органом, уполномоченным на подготовку документации по планировке территории) в течение года после принятия соответствующего решения о внесении изменений в Правила, то есть до 26.12.2013.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что у Департамента отсутствовали временные границы для совершения действий по подготовке документации, соответствующей нормам Правил землепользования и застройки, является ошибочным и противоречит принципу обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, установленного статьей 2 ГрК РФ.
Вместе с тем, доказательства, свидетельствующие о принятии Департаментом каких-либо мер, направленных на выполнение указанной выше возложенной на него обязанности, в материалах дела отсутствуют и заинтересованными лицами не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае Департаментом допущено противоправное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, необеспечении подготовки документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области и в необеспечении подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки), которая учитывала бы изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки решением Омского городского Совета от 26.12.2012 N 98.
По мнению суда апелляционной инстанции, описанное выше бездействие Департамента нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно создает препятствия в использовании принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с его назначением и видом разрешенного использования.
При этом довод Администрации, изложенный в письменном отзыве на апелляционную жалобу, о том, что заявитель в соответствии с нормами статьи 45 ГрК РФ не лишен возможности самостоятельно подготовить документацию по планировке территории и представить ее в орган местного самоуправления для утверждения, подлежит отклонению, поскольку пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено лишь право физических или юридических лиц подготовить документацию по планировке территории за счет своих средств, установление которого не устраняет обязанность органов местного самоуправления осуществлять подготовку документации по планировке территории при возникновении соответствующей необходимости в силу прямого указания закона.
В то же время суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с доводом Администрации, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, а также с аналогичным выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае неправомерного бездействия со стороны Администрации г. Омска, поскольку принятию решения об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области предшествует проведение предусмотренной статьей 46 ГрК РФ процедуры разработки проектов планировки территории, их рассмотрения на публичных слушаниях и подготовки заключения о результатах таких слушаний, без соблюдения которой указанное заинтересованное лицо не вправе принимать решения об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемом случае в материалах дела отсутствует соответствующий законодательству проект планировки территории, а также доказательства соблюдения всех этапов и требований процедуры, предусмотренной статьей 46 ГрК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Общества о признании незаконным бездействия Администрации города Омска, выразившегося в неутверждении документации по планировке территории (проект планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, поскольку в соответствии с частями 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя определяется судом, постольку суд апелляционной инстанции с целью восстановления нарушенного права заявителя считает необходимым возложить на Департамент обязанность принять решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, обеспечить подготовку документации по планировке территории (проекта планировки) и подготовку проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением 26.12.2012 Решением Омского городского Совета N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Таким образом, с учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции вынес решение, неправильно применив нормы процессуального права. Арбитражный суд Омской области при вынесении судебного акта не применил норму части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежащую применению, что привело к принятию неправильного решения и в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
В связи с удовлетворением заявления Общества в части оспаривания бездействия Департамента судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на названное заинтересованное лицо.
Поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче апелляционной жалобы Обществу надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 000 руб., а оно уплатило 2 000 руб., 1 000 руб. государственной пошлины подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2014 по делу N А46-14720/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, не осуществившего в срок до 26.12.2013, следующие действия:
- не принято решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением 26.12.2012 Решением Омского городского Совета N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445;
- не обеспечена подготовка документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением 26.12.2012 Решением Омского городского Совета N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445;
- не обеспечена подготовка проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением 26.12.2012 Решением Омского городского Совета N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445,
как не соответствующее Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённым Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска:
1) принять решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением 26.12.2012 Решением Омского городского Совета N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённых Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201;
2) обеспечить подготовку документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением 26.12.2012 Решением Омского городского Совета N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённых Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201;
3) обеспечить подготовку проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением 26.12.2012 года Решением Омского городского Совета N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённых Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
В удовлетворении требований, предъявленных к Администрации г. Омска, отказать полностью.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" судебные расходы, возникшие в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в суды первой и апелляционной инстанций, в размере 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной в излишнем размере при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению от 12.02.2014 N 42.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14720/2013
Истец: ООО "Торговая фирма "Омь"
Ответчик: Администрация г. Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-171/15
19.12.2014 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14203/14
15.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6787/14
10.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1725/14
04.02.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14720/13