город Ростов-на-Дону |
|
10 апреля 2014 г. |
дело N А53-18532/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие)
от ответчика: представитель Шульгин А.А., паспорт, доверенность N 118 от 19.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Ленинградское автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2013 по делу N А53-18532/2013 (судья Авдеев В.Н.)
по иску открытого акционерного общества "Ленинградское автотранспортное предприятие" (ИНН 2341013532, ОГРН 1062341002723)
к ответчику открытому акционерному обществу "Донавтовокзал" (ИНН 6164100277, ОГРН 1026103264736)
об урегулировании разногласий при заключении договора
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ленинградское автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Донавтовокзал" (далее - общество, автовокзал) об урегулировании разногласий при заключении договора N 27 от 20.05.2013 на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях.
Решением от 03.12.2013 суд обязал стороны заключить договор N 27 от 20.05.2013 на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях в редакции автовокзала, а именно:
I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1.Предметом настоящего договора является деятельность сторон, направленная на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях, а также иных услуг.
П. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АВТОВОКЗАЛА
2.1.Осуществлять деятельность в целях наиболее полного удовлетворения спроса населения в пассажирских перевозках, соблюдения требований безопасности перевозок, норм и требований действующего законодательства РФ.
2.2.Изучать пассажиропоток с целью своевременного внесения предложений по изменению расписания движения автобусов.
2.3.Согласовывать расписания и графики движения автобусов.
2.4.Вносить в установленном порядке предложения об открытии и закрытии маршрутов и количестве выполняемых рейсов с учетом изменения пассажиропотока, сезонности и т.п.
2.5.Представлять Перевозчику предложения об изменениях в действующих расписаниях движения автобуса, не позднее, чем за 15 дней до внесения изменений.
2.6.Вносить предложения по изменению в расписания движения автобусов в зависимости от пассажиропотока, сезонности и т.д.
2.7.Контролировать графики и соблюдение Перевозчиком расписания движения автобусов.
2.8.Организовывать работу касс на остановочных пунктах Автовокзала, где осуществляется посадка пассажиров, в соответствии с расписанием движения автобуса.
2.9. Осуществлять предварительную и текущую кассовую продажу билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном порядке с учетом вместимости транспортных средств.
2.10. Заключать агентские и субагентсткие договоры для осуществления он-лайн продажи билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади Перевозчика.
2.11. Осуществлять диспетчерское сопровождение на маршруте движения автобусов:
- контролировать своевременное прибытие и отправление автобусов;
-проставлять отметки о фактическом времени прибытия и отправления автобуса на всех объектах транспортной инфраструктуры, входящих в структурные подразделения Автовокзала;
-контролировать правильность заполнения путевой документации и соответствие количества транзитных и отправленных пассажиров, отраженных в путевой документации с фактическим количеством пассажиров, подтверждая отметки штампом объекта транспортной инфраструктуры и подписью работника Автовокзала.
2.12. Осуществлять контроль за соблюдением требований нормативно-правовых документов:
- по оборудованию подвижного состава;
-по транспортной безопасности;
-по санитарному состоянию и нормам вместимости транспортных средств Перевозчика;
-по наличию документации, необходимой для осуществления перевозки.
2.13. Проверять перед отправлением в рейс автобуса наличие в путевой документации отметок о прохождении технического осмотра автобусов и медицинского осмотра водителей Перевозчика.
2.14. Контролировать процесс посадки пассажиров в салон автобуса и погрузку багажа в багажные отсеки автобусов Перевозчика в соответствии с проданными билетами. Во время посадки пассажиров в автобус при наличии свободных мест обеспечить возможность дополнительной продажи перевозочных документов через кассы Автовокзала пассажирам, не успевшим приобрести билеты, но прибывшим на автовокзал до его отправления и желающим уехать данным рейсом, с составлением дополнительной посадочной ведомости.
2.15.Осуществлять проверку соответствия количества фактически находящихся в автобусе пассажиров и багажа и соблюдение норм вместимости автобуса согласно данным путевой документации в пути следования автобуса на маршрутах, обслуживаемых Автовокзалом и Перевозчиком, как в прямом, так и в обратном направлениях.
2.16. Осуществлять проверку в салоне автобуса наличия у пассажиров билетов на проезд и провоз багажа, в прямом и обратном направлениях, как на объектах транспортной инфраструктуры, гак и в пути следования автобуса. Обеспечивать полноту сбора выручки на маршрутах, обслуживаемых Автовокзалом и Перевозчиком.
2.17.Осуществлять сервисное обслуживание пассажиров и Перевозчика на объектах транспортной инфраструктуры.
2.18. Информировать пассажиров о времени прибытия и отправления автобусов, и иных услугах, предоставляемых Перевозчиком и Автовокзалом.
2.19.Предоставлять Перевозчику право пользования линейными сооружениями Автовокзала, необходимое для исполнения настоящего договора.
2.20. Оповещать водителей Перевозчика о природно-климатических и дорожных условиях на маршруте движения автобуса.
2.21. Осуществлять обработку банковской документации и инкассацию денежных средств, принадлежащих Перевозчику по настоящему договору.
2.22. Предоставлять Перевозчику информацию по учету перевезенных им пассажиров.
2.23.Отстранять от выполнения рейса водителей Перевозчика в случае грубого нарушения ими санитарного состояния автобуса, требований безопасности перевозок, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и других нормативных документов с привлечением к выполнению данного рейса других водителей того же Перевозчика.
В случае отсутствия водителей указанного Перевозчика привлекать другого Перевозчика.
2.24. При срыве рейса Перевозчиком самостоятельно привлекать автобусы другого Перевозчика
2.25. Привлекать автобусы Перевозчика для выполнения дополнительных рейсов.
2.26.Предоставлять Перевозчику дополнительные услуги, предусмотренные Приложением N 3 к настоящему договору.
2.27.Осуществлять услуги по перевозке пассажиров и багажа и реализации билетов без оплаты гражданам, относящихся к категории федеральных льготников.
2.28.Предоставлять Перевозчику информацию по учету перевезенных им пассажиров, относящихся к категории федеральных и региональных льготников (информация прилагается в виде отдельного приложения к кассовым ведомостям ф. 36.).
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
3.1. Осуществлять регулярные перевозки пассажиров, багажа и ручной клади в строгом соответствии с требованиями безопасности перевозок, норм и требований действующего законодательства.
3.2.Перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 14.06.2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика..." и предоставить копию договора обязательного страхования гражданской ответственности Автовокзалу.
3.3. Осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам, предусмотренным в Приложении N 1 к настоящему договору.
3.4.Вносить предложения об открытии и закрытии пригородных, междугородных и международных маршрутов.
3.5.Представлять Автовокзалу предложения об изменениях в действующих расписаниях движения автобусов не позднее, чем за 15 дней до введения изменений.
3.6.Информировать Автовокзал об изменении тарифов на перевозку пассажиров и багажа на внутрирайонных маршрутах не позднее, чем за 5 дней до их введения.
3.7.Иметь согласованные и утвержденные в установленном порядке паспорта маршрутов на пригородные, междугородные и международные маршруты, схемы опасных участков. Ежегодно производить ревизию паспортов маршрутов с внесением в них необходимых изменений, о чем информировать в письменном виде Автовокзал, с предоставлением копий документов.
3.8.Предоставлять Автовокзалу информацию об автобусах, осуществляющих регулярные перевозки в соответствии с Приложением N 2 к настоящему договору.
В случае внесения изменений в Приложение N 2 Перевозчик направляет письменное уведомление Автовокзалу с обязательным приложением копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на транспортные средства и наименованием маршрутов, на которых будут работать данные транспортные средства.
3.9.Направлять на маршруты автобусы (согласно Приложению N 2) в количестве, предусмотренном расписанием, технически исправные, с количеством мест для сидения, предусмотренном заводом-изготовителем и указанном в путевой документации, со свободными багажными отсеками, кроме одного, предназначенного для технических целей, надлежащим образом оборудованных и экипированных в соответствии с санитарными нормами и действующим законодательством РФ.
3.10.Обеспечить регулярность движения автобусов на обслуживаемых маршрутах в соответствии с расписанием движения.
3.11.В случае неисправности автобуса на маршруте произвести его замену.
3.12.Произвести замену водителя, в случае отстранения его Автовокзалом от выполнения рейса.
3.13.Не допускать остановок, не предусмотренных расписанием движения и превышения скоростных режимов движения автобусов.
3.14. Представлять путевую документацию на транспортное средство работникам Автовокзала при выполнении ими должностных обязанностей. Обеспечить подачу автобусов на объект транспортной инфраструктуры для посадки пассажиров до отправления в рейс в начальных пунктах маршрутов:
- за 10 минут на пригородных маршрутах;
- за 15 минут на междугородних и международных маршрутах.
3.15.При возникновении однократной невозможности выполнения рейса (подачи автобуса для выполнения рейса) сообщить Автовокзалу за 12 часов до отправления на пригородных, междугородных и международных маршрутах. Во всех остальных случаях руководствоваться пунктом 3.4. настоящего договора.
3.16.Обо всех случаях схода с линии сообщить в ЦЦС ОАО "Донавтовокзал" по телефону 8 (863) 205-41-03 в течении 30 минут после схода с линии.
3.17.Сообщать Автовокзалу о вынужденной замене предусмотренных расписанием типа и вместимости автобуса не позднее, чем за 12 часов до предусмотренного расписанием времени отправления, для последующего согласования с Автовокзалом вопроса о возможности привлечения Перевозчика для выполнения рейса.
3.18.Сообщать Автовокзалу о задержке автобуса менее 1 часа не позднее, чем за 30 минут до предусмотренного расписанием времени отправления.
3.19.Перед выездом в рейс производить технический осмотр автобуса и медицинский осмотр экипажа и иметь путевую документацию с наличием в ней соответствующих отметок.
3.20.Осуществлять перевозку пассажиров и багажа только при наличии у пассажиров билетов установленного образца, в размере, предусмотренном действующим законодательством, приобретенных на остановочных пунктах, предусмотренных расписанием движения, через кассы Автовокзала.
В случае отсутствия кассовой продажи билетов на остановочных пунктах, предусмотренных расписанием, продажа билетов установленного образца может осуществляться водителем автобуса во время посадки пассажиров до ближайшего объекта транспортной инфраструктуры.
3.21.Контролировать наличие билетов у пассажиров в автобусах, принадлежащих Перевозчику вне территории объектов транспортной инфраструктуры.
3.22.При выходе в рейс информировать водителей о погодно-климатических и дорожных условиях на маршрутах движения.
3.23.Осуществлять доставку пассажиров, багажа и ручной клади до конечного пункта следования согласно приобретенным билетам. Обеспечить посадку-высадку пассажиров на остановочных пунктах, предусмотренных расписанием движения автобуса.
3.24.В случае поломки автобуса, выполняющего рейс, произвести пересадку пассажиров на другой автобус и продолжить выполнение рейса в соответствии с маршрутом. При этом уведомить Автовокзал о состоявшейся пересадке в письменной форме с указанием марки, гос. регистрационного знака, ф.и.о. водителя продолжающего рейс.
3.25.На конечных и промежуточных пунктах объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с расписанием движения по маршруту, предъявлять работникам Автовокзала путевую документацию для осуществления ими диспетчерских отметок.
3.26.Обеспечить выполнение водителями требований работников Автовокзала при исполнении настоящего договора, в том числе останавливаться на жезл контролера ОАО "Донавтовокзал" по пути следования по маршруту.
3.27.Контролировать работу водителей при выполнении ими настоящего договора.
3.28.Имеет преимущественное право при осуществлении дополнительных рейсов на маршрутах, обслуживаемых Перевозчиком.
3.29. Обеспечить исполнение водителями Перевозчика и пассажирами законодательства об ограничении курения табака, запретив курение в салоне автобуса.
IV. РАСЧЕТЫ ПО ДОГОВОРУ
4.1 Автовокзал получает за предоставление услуг при организации и перевозке пассажиров в пригородном, междугородном и международном сообщениях (в том числе, граждан, относящихся к категории федеральных и региональных льготников (по предъявлению единого социального проездного билета)) 15,8% от номинальной стоимости билетов и 50% от стоимости провоза багажа и ручной клади, фактически перевезенных Перевозчиком пассажиров. Оставшуюся часть от суммы реализованных билетов за перевозку пассажиров, багажа и ручной клади, Автовокзал передает Перевозчику.
4.2.В случаях, предусмотренных п. 3.20., Перевозчик уплачивает Автовокзалу часть доходов, полученных водителями за билеты, проданные им до ближайшего объекта транспортной инфраструктуры, в размере, предусмотренном п. 4.1.
4.3.Автовокзал получает 100% от сумм, полученных от безбилетного провоза пассажиров и багажа, включая случаи приобретения пассажирами проездных документов в нарушение п. 3.20.
4.4.Перевозчик производит оплату за составление расписаний движения автобусов на маршрутах, за изменение порейсовых расписаний движения автобусов, действующих на момент заключения договора и снабжение его откорректированным порейсовым расписанием и таблицами стоимости проезда и провоза багажа, из расчета 0,05% от кассового сбора выручки автовокзалами и автостанциями на маршрутах, обслуживаемых Перевозчиком за предыдущий
месяц.
4.5.Оплата гостиничных услуг производится по фактическому проживанию водителей Перевозчика. Оплата брони взимается за весь период действия договора.
4.6.Перевозчик возмещает Автовокзалу затраты, понесенные в связи с обработкой банковских документов и инкассацией денежных средств, принадлежащих Перевозчику в полном объеме. Валюта платежа - рубль РФ.
4.7.В случае изменения цен на энергоресурсы, воду и другие коммунальные услуги, Автовокзал праве изменить стоимость дополнительных услуг с обязательным уведомлением Перевозчика.
4.8.3а предоставленные дополнительные услуги Перевозчик производит оплату согласно Приложению N 3 к настоящему договору.
4.9.Оплата услуг, предусмотренных п. п. 4.4. - 4.8. настоящего договора, убытков и неустойки производится в порядке взаиморасчетов.
4.10.Расчетным периодом считается 1 календарный месяц.
4.11.Расчеты по п. 4.1. настоящего договора производятся путем перечисления Автовокзалом денежных средств Перевозчику согласно оперативным данным текущего месяца по факту предоставления услуг. Валюта платежа - рубль РФ.
4.12.Окончательный расчет с Перевозчиком по п. 4.1., а также взаиморасчеты по п. п. 4.2.-4.8. производятся не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
4.13.Сверка расчетов производится по мере необходимости, но не реже 2-х раз в год с оформлением акта сверки расчетов.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего договора Перевозчиком, помимо возмещения убытков, уплачивается неустойка в размере:
5.1.1. За срыв рейса (неприбытие на начальный и промежуточные пункты) - 200 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.2. За неприбытие (при выполнении рейса) на промежуточный остановочный пункт, предусмотренный графиком движения - 1000 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.3. За опоздание подачи автобуса (при этом считается допустимым отклонение от расписания движения не более 10 мин) -100 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.4. За невыполнение требований работника Автовокзала в процессе исполнения настоящего договора: срыв контроля, не остановка на жезл контролера - 5000 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.5. За предоставление недостоверных данных о количестве мест для сидения и нарушение норм вместимости - 100 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.6. За подачу жесткого автобуса вместо мягкого - 50 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.7. За подачу автобуса меньшей вместимости - 100 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.8. За несвоевременное оповещение Автовокзала о замене, предусмотренных расписанием типа и вместимости автобусов - 100 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.9. За несвоевременное оповещение Автовокзала о задержке автобуса менее 1 часа - 100 рублей (в т.ч. НДС);
5.1.10. За не уведомление Автовокзала о замене автобуса, выполняющего рейс
маршрута, в связи с технической неисправностью автобуса (п. 3.22.) - 100 рублей (в т.ч. НДС).
5.2.Убытки по п. п. 5.1.1.; 5.1.2.; 5.1.6.; 5.1.7.; 5.1.8. определяются исходя из размера причитающегося договорного платежа, предусмотренного п. 4.1. настоящего договора, по сложившейся выручке на данном маршруте в среднем за месяц, а по п. п. 5.1.1., 5.1.2. и 5.1.7. также и суммы комиссионного сбора.
5.3.Перевозчик несет материальную ответственность за ненадлежащую доставку пассажира, багажа и ручной клади, в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.4. При систематических нарушениях договора, начиная с 6-го нарушения, к Перевозчику применяется коэффициент нарушений равный 0,005 к процентам от доли, причитающейся ему за перевозку пассажиров и багажа, предусмотренной п. 4.1. За каждое последующее нарушение, допущенное Перевозчиком, к нему применяется коэффициент равный 0,001 к процентам от доли Перевозчика по накопительной системе.
5.5.3а невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего договора по вине Автовокзала, им уплачивается неустойка в размере:
5.5.1. За срыв или задержку рейса - 100 рублей (в т.ч. НДС);
5.5.2. За задержку расчетов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
5.6. Основанием для применения неустойки являются: записи в путевой и диспетчерской документации либо отсутствие их, при неподачи автобусов, кассовые ведомости, билетно-учетные листы, рапорты на выявленные нарушения, реестры и акты.
5.7. Ни одна из сторон не несет ответственность перед другой стороной за неисполнение обязательств по настоящему Договору, обусловленное действием обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, возникших помимо воли и желания сторон и которые нельзя предвидеть или избежать, в том числе объявленная или фактическая война, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, пожары, землетрясения, наводнения и другие природные стихийные бедствия. Надлежащими доказательствами обстоятельств непреодолимой силы являются справки компетентных органов и (или) информация опубликованная в средствах массовой информации.
VI. СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ, РАСТОРЖЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
6.1.Настоящий договор может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке по инициативе любой из Сторон. О своем намерении расторгнуть настоящий договор Сторона-инициатор направляет другой Стороне письменное уведомление о расторжении за 30 дней до момента расторжения настоящего договора, указанного в уведомлении.
6.2.Автовокзал в одностороннем порядке вправе расторгнуть Договор с Перевозчиком, в случае допущения 25 нарушений условий договора, утраты права на осуществление регулярных пассажирских перевозок по автобусным маршрутам. Договор считается расторгнутым с момента получения перевозчиком соответствующего уведомления.
6.3.Договор может быть продлен, изменен или расторгнут по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения. В случае если одна из сторон не подписала дополнительное соглашение в установленные сроки, договор прекращает свое действие.
6.4.В случае расторжения договора стороны обязаны произвести расчеты по своим обязательствам, вытекающим из отношений сторон по настоящему договору и возникшим до дня его расторжения, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня расторжения.
VII. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
7.1.Изменения и дополнения в настоящий договор вносятся в порядке установленном действующим законодательством РФ.
7.2.В случае изменения реквизитов одной стороны (почтового и юридического адресов, банковских реквизитов, телефонов и др.) она обязана уведомить в письменной форме другую сторону об этих изменениях в течение 3 рабочих дней. До момента получения такого уведомления все извещения, направленные по предшествующим реквизитам, считаются действительными.
7.3.При заключении настоящего договора Автовокзал направляет Перевозчику проект договора не позднее 30-ти календарных дней до момента заключения договора. Перевозчик не позднее 30-ти календарных дней, после получения проекта договора, подписывает его и возвращает Автовокзалу.
При наличии возражений по условиям договора, Перевозчик направляет Автовокзалу в этот же срок протокол разногласий, который в 30-дневный срок Автовокзал обязан рассмотреть и уведомить Перевозчика о результатах рассмотрения.
7.4.В случае невозможности урегулирования сторонами разногласий по настоящему договору при его пролонгации, Перевозчик обращается по урегулированию спора в Арбитражный суд Ростовской области.
7.5.В случае не обращения Перевозчика в Арбитражный суд для урегулирования преддоговорного спора в течение 30-ти календарных дней, с момента получения проекта договора до момента заключения, отношения по настоящему договору считаются прекращенными.
7.6.При исполнении настоящего договора стороны руководствуются в своей деятельности единым технологическим процессом; Уставом автомобильного транспорта; ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения"; Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением правительства РФ от 14.02.2009 N 112; Указанием Минтранса N 19-ц от 05.03.81 г.; Инструкцией Минтранса N 42-ц и другим действующим законодательством.
7.7.При возникновении спора между сторонами при исполнении настоящего договора, стороны разрешают его путем переговоров. В случае если стороны не пришли к согласию в процессе переговоров, для урегулирования разногласий стороны обращаются в Арбитражный суд Ростовской области.
7.8.Приложения N 1, 2, 3 к договору являются его неотъемлемой частью.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит изменить некоторые пункты договора N 27 от 20.05.2013, а именно пункт 2.12 договора в части осуществления контроля за осуществлением пассажирских перевозок с участием представителя перевозчика или представителя контролирующего органа; пункт 2.20 договора о необходимости информирования перевозчика о мерах по обеспечению транспортной безопасности; исключить из пунктов 3.4. и 3.14. слова об осуществлении международных перевозок; пункт 4.9. договора дополнить словами о том, что взаиморасчёты по оплате услуг, убытков и неустойки производятся на основании актов, подписанных обеими сторонами; изменить пункты договора, устанавливающий ответственность для предприятия за невыполнение отдельных требований общества, дополнив их мерами ответственность со стороны автовокзала по отношению к предприятию, договор дополнить следующими мерами ответственности автовокзала: за срыв выпуска автобуса - 200 руб., за несвоевременную отправку автобуса с задержкой более чем на 10 мин. - 100 руб., за опоздание до 1 часа с отправлением дополнительно заявленных рейсов - 200 руб., за использование вместимости дополнительно заявленного автобуса в начальном пункте маршрута менее чем на 50% - 100 руб., за не уведомление, при наличии средств технологической связи, ближайшего автовокзала (автостанции) о наличии свободных мест в автобусе, отправленном в рейс - 100 руб. должны рассматриваться по месту нахождения ответчика. Предприятие не согласно с редакцией пункта 6.3 договора, а также заявитель апелляционной жалобы не согласен с предложенной истцом и утвержденной судом подсудностью спора в Арбитражном суде Ростовской области (пункт 7.7) и считает, что необходимо было указать в связи с не достижением сторонами согласия по подсудности споры рассматриваются по месту нахождения ответчика как указано в статье 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий в судебном заседании огласил доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменений.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как указано в п. 25 Постановления пленума Высшего арбитражного суда N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении ч. 5 ст. 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а обжалуемый судебный акт надлежит изменить ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом 17.06.2013 автовокзал направил предприятию проект договора N 27 от 20.05.2013 на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях.
При рассмотрении указанного проекта, предприятие направило в адрес автовокзала протокол разногласий. По мнению предприятия отдельные пункты договора не соответствуют требованиям законодательства в сфере перевозок и ущемляют права перевозчика.
23.07.2013 автовокзал направил в адрес предприятия протокол согласования разногласий к договору N 27, однако предприятие не согласилось с отдельными пунктами договора в редакции автовокзала в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с правилами, установленными пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно положениями статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из дела следует, что стороны не достигли соглашения по пунктам 2.12, 2.20, 2.26, 3.27, 4.9, 5.1, 5.4, 5.5, 6.3, 7.7 договора, которые истец передал на разрешение арбитражного суда.
Принимая пункты 2.12, 2.20, 2.26, 3.27, 4.9, 6.3 договора N 27 от 20.05.2013 в редакции автовокзала суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Суд первой инстанции указал, что пункт 2.12 договора N 27 от 20.05.2013 полностью соответствует п.2.11 действующего между сторонами договора N 27 от 25.05.2009 и является сложившимся и применяемым с перевозчиком правилом поведения (ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец указывает на то, что данный пункт необходимо дополнить словами о том, что перевозчик обязан для проведения проверки выполнения требований по оформлению и оборудованию транспортных средств допускать с транспортное средство должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление такой проверки.
По мнению апелляционного суда, оснований для дублирования в тексте договора в пункте 2.12 текста нормативного акта (пункта 41 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.1992 N 112) не имеется, так как правила, установленные данным нормативным актом действуют независимо от того включены ли его обязательные требования в условия договора сторонами или нет.
В пункте 2.20 договора предприятие просило кроме обязанности перевозчика оповещать водителей перевозчика о природно-климатических и дорожных условиях на маршруте движения автобуса информировать по вопросам транспортной безопасности.
По мнению апелляционной коллегии, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для дополнения указанного пункта договора, так как обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в силу закона возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
На основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 2 статьи 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
С учетом изложенного, поскольку обязанность по обеспечению транспортной безопасности и соответствующего информирования возлагается как на объекты транспортной инфраструктуры, так и на перевозчиков, основания для дополнительного дублирования указанной нормы в договоре отсутствуют.
Принимая пункт 4.9 договора в редакции автовокзала суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оплата услуг по договору, убытков и неустойки может производится в порядке взаиморасчетов и это положение не противоречит нормам гражданского законодательства.
Необходимость обязательного включения в указанный пункт договора условия о том, что указанные взаиморасчеты осуществляются с составлением актов и проставления отметок в документах истцом не доказана.
Указание истца о том, что в данном пункте необходимо отразить порядок составления коммерческих актов, составление которых установлено "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 (пункты 130-138), не может быть принято, так как данный порядок составления коммерческих актов и актов общей формы утвержден указанным нормативным актом и не требует его копирования в тексте договора.
Пункт 6.3 договора истец просит дополнить текстом о том, что договор может быть продлен, изменен или расторгнут по соглашению сторон досрочно в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон. О своем намерении расторгнуть настоящий договор сторона-инициатор направляет другой стороне письменное уведомление о расторжении договора за 30 дней до момента расторжения настоящего договора, указанного в уведомлении.
Данный довод судом апелляционной инстанции не принимается, так как в пункте 6.1 договора имеется аналогичное условие о порядке расторжения и прекращении договора.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с утвержденными судом первой инстанции условиями договора, в которых указаны штрафные санкции, по которым ни предприятием ни автовокзалом не достигнуто взаимное согласие.
Так, в пунктах 5.1, 5.2, 5.4, 5.5.1, 5.6 закреплены различные штрафные санкции, такие как за срыв рейса, за опоздание подачи автобуса, его неприбытие, за не выполнение требований работника автовокзала, не остановка на жезл контролера, за подачу автобуса меньшей вместительности и др.
По мнению апелляционной инстанции, данные пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.5.1, 5.6 нормативно не обоснованы и, следовательно, могут быть включены в договор только по обоюдному согласию сторон. Поскольку обоюдное согласие сторон по штрафным санкциям не достигнуто, указанные пункты договора подлежат исключению из договора.
Подлежит изменению, по мнению апелляционной инстанции, и пункт 7.7 договора, устанавливающий договорную подсудность.
Из материалов дела следует, что ответчик представил редакцию данного пункта договора, по которому споры из данного договора рассматриваются в Арбитражном суде Ростовской области, в то время как истец возражал против данной редакции и просил указать в тексте договора условие о том, что споры из договора рассматриваются по месту нахождения ответчика.
Таким образом, между сторонами имеются разногласия в определении подсудности спора из договора N 27 от 20.05.2013, соглашение сторон о согласовании подсудности спора не достигнуто.
При отсутствии соглашения об изменении подсудности действует общее правило, установленное в статье 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика и в данной редакции подлежит утверждению судом пункт 7.7 договора N 27.
В связи с частичным удовлетворением доводов жалобы истца, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе с учетом неимущественных требований подлежат отнесению по 1000 рублей на каждую из сторон настоящего спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2013 по делу N А53-18532/2013 в обжалуемой части изменить.
Исключить из резолютивной части решения и договора N 27 от 20.05.2013 на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.5.1, 5.6.
Изложить пункт 7.7 договора N 27 от 20.05.2013 в редакции суда:
"При возникновении спора между сторонами при исполнении договора, стороны разрешают его путем переговоров. В случае, если стороны не пришли к согласию в процессе переговоров, стороны обращаются с иском в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика".
В остальной части решение суда оставить без изменений.
Взыскать с открытого акционерного общества "Донавтовокзал" (ИНН 6164100277, ОГРН 1026103264736) в пользу открытого акционерного общества "Ленинградское автотранспортное предприятие" (ИНН 2341013532, ОГРН 1062341002723) 1000 рублей в возмещение уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18532/2013
Истец: ОАО "Ленинградское автотранспортное предприятие"
Ответчик: ОАО "Донавтовокзал"