город Омск |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А46-12519/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 10 апреля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (регистрационный номер 08АП-1414/2014) и общества с ограниченной ответственностью "Гео-Вектор" (регистрационный номер 08АП-1418/2014) на решение Арбитражного суда Омской области от 13.01.2014 по делу N А46-12519/2013 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гео-Вектор" (ИНН 7205017576, ОГРН 1077205000399)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании недействительным решения от 23.07.2013 N 55/13-59357 и обязании совершить действия,
при участии в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Трусь С.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 18-12 от 20.01.2012 сроком действия до 01.11.2014);
от общества с ограниченной ответственностью "Гео-Вектор" - Шарипов Р.Г. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 4 от 15.11.2013 сроком действия один год);
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Дрофа А.С. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 55/2013-06 от 18.02.2013 сроком действия три года).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гео-Вектор" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Гео-Вектор") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения от 23.07.2013 N 55/13-59357, вынесенного заместителем начальника отдела кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области Харламовым А.М., об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, расположенных по адресу: Омская область, Омский район, Покровское сельское поселение, рабочие участки полей N 55-п. Кроме того, заявитель просил возложить на Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра") обязанность поставить на кадастровый учет два образованных земельных участка: 55:20:180601:260:ЗУ1, общей площадью 486442 кв.м.; 55:20:180601:260:260:ЗУ2, общей площадью 139 кв.м., расположенных: Омская область, 2200 м. на юго-запад от села Покровка.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее по тексту - третье лицо, ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", акционерное общество), которое просило суд признать недействительным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 23.07.2013 N 55/13-59357 об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельных участков, расположенных по адресу: Омская область, Омский район, 2200 м. на юго-запад от села Покровка; и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" поставить на кадастровый учет два образованных земельного участка: 55:20:180601:260:ЗУ1, общей площадью 486442 кв.м.; 55:20:180601:260:260:ЗУ2, общей площадью 139 кв.м., расположенных: Омская область, 2200 м. на юго-запад от села Покровка.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных ООО "Геб-Вектор" и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" требований в полном объёме.
При этом суд первой инстанции пришёл к выводу о законности и обоснованности оспариваемого Обществом и третьи лицом решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 23.07.2013 N 55/13-59357 об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельных участков, расположенных: Омская область, Омский район, 2200 м. на юго-запад от села Покровка.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Геб-Вектор" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неприменение арбитражным судом норм материального права, подлежащих применению.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что судом первой инстанции был сделан неверный вывод о том, что кадастровый инженер не образовывал многоконтурный земельный участок, состоящий из двух контуров, а объединял данные контуры в один земельный участок, что, по мнению суда, является нарушением требований, предусмотренных статьёй 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре). Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что в состав приложения межевого плана должны включаться документы (их копии), подтверждающие оформленное право собственности на соответствующее сооружение (линию электропередачи), состав такого сооружения (например, копия технического паспорта, подтверждающего количество опор).
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" также не согласилась с принятым арбитражным судом решением и в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права, просит отменить указанное выше решение и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" аналогичны доводам апелляционной жалобы ООО "Гео-Вектор".
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил письменный отзыв на апелляционные жалобы без доказательств направления указанного отзыва лицам, участвующим в деле, в связи с чем апелляционный суд протокольным определением отказал в приобщении указанного отзыва к материалам дела.
В представленном до начала судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу акционерное общество просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Гео-Вектор" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" также поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционной жалобе ООО "Гео-Вектор", отзыве на апелляционную жалобу заявителя, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на апелляционную жалобу ООО "Гео-Вектор", выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
30.10.2012 между открытым акционерным обществом "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее по тексту также - Заказчик) и ООО "Гео-Вектор" (далее по тексту также - Подрядчик) заключён договор N 342 на выполнение работ по оформлению земельно-правовых отношений под эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства по титулу: "ВЛ 500 кВ "Восход-Витязь (Ишим)" (далее по тексту - объект), условиями которого предусмотрена обязанность Подрядчика выполнить комплекс работ по формированию земельных (лесных) участков, получению исходно-разрешительной документации и приобретению Заказчиком правомочий владения и пользования, распоряжения земельными участками путем заключения между Заказчиком и правообладателями земельных участков договоров аренды, купли-продажи, включая, но не ограничиваясь, соглашений об установлении сервитута, безвозмездного пользования, с одновременной государственной регистрацией прав и сделок в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, необходимых для подготовки проектно-сметной документации и строительства Объекта.
Результатом исполнения обязательств Подрядчика по договору N 342 от 30.10.2012, является оформление Заказчиком прав на земельные участки, комплекс мероприятий по приобретению в установленном законодательством Российской Федерации порядке правомочий владения, пользования и распоряжения земельными участками для целей эксплуатации объекта.
ООО "Гео-Вектор" в рамках договора N 342 от 30.10.2012 на выполнение работ по оформлению земельно-правовых отношений под эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства по титулу: "ВЛ 500 кВ Восход-Витязь (Ишим)", заключенного с ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", заказаны кадастровые работы по оформлению земельных участков под эксплуатацию линии электропередачи ВЛ 500 кВ "Восход-Витязь (Ишим)". Кадастровым инженером Скоробогатовым Д.С. (номер квалификационного аттестата 72-11-251) был изготовлен межевой план по образованию двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:20:180601:260, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, Покровское сельское поселение, рабочие участки полей N 55-п.
Заказчиком кадастровых работ является ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы". Собственником земельного участка является Самохина Людмила Болеславовна.
09.07.2013 заявление о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости N 11-9652615 и подготовленный межевой план от 09.07.2013 года были сданы в отдел кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области.
23.07.2013 решением N 55/13-59357 заместителем начальника отдела кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области Харламовым A.M. отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта двух образованных земельных участков: 55:20:180601:260:ЗУ1, общей площадью 486442 кв.м.; 55:20:180601:260:ЗУ2, общей площадью 139 кв.м., расположенных: Омская область, Омский район, 2200 м. на юго-запад от села Покровка, на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре недвижимости).
Полагая, что данное решение отдела кадастрового учёта филиала Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области от 23.07.2013 N 55/13-59357 незаконно и нарушает права и законные интересы ООО "Гео-Вектор", а также ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", последние обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
13.01.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ООО "Геб-Вектор" и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае Обществом и третьим лицом заявлены требования о признании недействительным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта земельных участков.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре недвижимости.
Из пункта 2 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета определен частью 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости.
Как следует из содержания оспариваемого отказа, Обществу 23.07.2013 решением N 55/13-59357 заместителя начальника отдела кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области Харламовым A.M. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета двух образованных земельных участков: 55:20:180601:260:ЗУ1, общей площадью 486442 кв.м.; 55:20:180601:260:ЗУ2, общей площадью 139 кв.м., расположенных: Омская область, Омский район, 2200 м. на юго-запад от села Покровка, со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
По мнению заинтересованного лица, размер одного из образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного назначения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы лиц, участвующих в деле, по существу спорного вопроса, доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает принятое судом первой инстанции решение подлежащим отмене в ввиду неправильного применения норм материального права.
Так, Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяются на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В частности, Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее по тексту - Правила N 486) предусматривают порядок определения минимального размера земельного участка (одного контура границы многоконтурного земельного участка) для установки одной опоры воздушной линии электропередачи в зависимости от типа опоры и напряжения линии электропередачи.
Суд первой инстанции, при отказе в удовлетворении заявленных заявителем и третьим лицом требований, руководствовался пунктом 6 указанных Правил, согласно которому, по мнению суда первой инстанции, размеры земельных участков (частей земельных участков), которые используются хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи (линий связи, обслуживающий электрические сети), определяются проектной документацией на проведение указанных работ.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что межевой план от 09.07.2013, представленный заявителями в орган кадастрового учёта, не содержал ни одного документа, подтверждающего заключение кадастрового инженера о предоставлении земельного участка для нужд ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", связанного со строительством опор линии электропередачи ВЛ 500 кВ.
Данная позиция суда первой инстанции признается судом апелляционной инстанции ошибочной в силу неправильного применения норм материального права, исходя из следующего.
Так, согласно пункту 2 Правил воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Пункт 6 указанных Правил определяет, что размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в пункте 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 5 настоящих Правил.
В силу пункта 3 Правил N 486 минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.
Пунктом 4 устанавливается, что минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как:
площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках - включая оттяжки), - для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель, кроме предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения;
площадь контура, отстоящего на 1,5 метра от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках - включая оттяжки), - для предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), допускается определять как площади контуров, отстоящих на 1 метр от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли - для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 метра - для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Как следует из пункта 5 Правил N 486 конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
Согласно позиции, изложенной в Письме Минэкономразвития Российской Федерации от 17.10.2011 N 22780-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учёте земельных участков, занятых опорами линий электропередач" в связи с отсутствием в Правилах конкретных минимальных размеров земельных участков, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет изменений, необходимые расчеты должны быть приведены в заключении кадастрового инженера, входящем в состав межевого плана.
При этом, согласно письму Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы). Следовательно, проверка соблюдения требований, связанных с соответствием предельным минимальным размерам таких земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.
Как следует из материалов дела, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:180601:260 с разрешенным использованием "для ведения сельскохозяйственного производства" были произведены работы по его фактическому разделу на два земельных участка, в результате которых образовался многоконтурный земельный участок 55:20:180601:260:ЗУ2 площадью 139 кв.м., состоящий из двух контуров, которые не имеют общих характерных точек границ, и земельный участок 55:20:180601:260:ЗУ1 общей площадью 486442 кв.м. При этом, как следует из представленного в материалы дела межевого плана, расчёт площади земельного участка под опорами ВЛ 500 кВ произведён согласно пункту 4 Правил N 486. Указанные работы, согласно заключению кадастрового инженера проводились с целью предоставления земельного участка площадью 139 кв.м. для нужд ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", связанных со строительством опор линии электропередачи ВЛ 500 кВ "Восход-Витязь (Ишим)" (т. 1 л.д. 81).
Из кадастровой выписки следует, что у земельного участка с кадастровым номером 55:20:180601:260 имеется обременение, согласно которому 11484 кв.м. указанного земельного участка предоставлено под строительство ВЛ 500 кВ "Восход-Витязь (Ишим)" (т. 2 л.д. 62). Данное обстоятельство подтверждает наличие у ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" права использовать спорный земельный участок для строительства опор линий электропередачи ВЛ 500 кВ "Восход-Витязь (Ишим)", а также подтверждает возможность при определении размера формируемого земельного участка руководствоваться пунктом 6 Правил N 486.
Данное обстоятельство ФГБУ "ФКП Росреестра" при вынесении оспариваемого решения во внимание принято не было, какие-либо основания для непринятия его во внимание заинтересованным лицом не приведены также и в ходе судебного разбирательства по делу в суде первой инстанции.
Равно как и ФГБУ "ФКП Росреестра", суд первой инстанции не указал в принятом судебном акте по каким причинам он не принял во внимание данное обстоятельство и в силу чего, при принятии обжалуемого решения, по факту, руководствовался абзацем 3 пункта 8 Правил N 486, который в рассматриваемом случае применению не подлежит.
Апелляционный суд отмечает, что именно абзац 3 пункта 8 Правил N 486 предусматривает, что размеры земельных участков (частей земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи (линий связи, обслуживающей электрические сети) определяются в соответствии с проектной документацией с учётом принятой технологии производства монтажных работ, условий и методов строительства, а не пункт 6 указанных Правил, как указано в обжалуемом решении суда первой инстанции. При этом, требований предоставления проектной документации для осуществления кадастрового учёта земельных участков, хозяйствующим субъектам которых предоставлено право использовать эти земельные участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети), Правила N 486 не содержат.
При данных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у ФГБУ "ФКП Росреестра" правовых оснований для отказа заявителю в кадастровом учете земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка, местоположение которого определено: Омская область, Омский район, Покровское сельское поселение, рабочие участки полей N 55-п, а потому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ООО "Гео-Вектор" и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Обращаясь в суд первой инстанции с соответствующими заявлениями, Общество и акционерное общество в качестве способа восстановления нарушенного права просили суд обязать заинтересованное лицо осуществить кадастровый учет двух образованных земельных участков: 55:20:180601:260:ЗУ1, общей площадью 486442 кв.м.; 55:20:180601:260:260:ЗУ2, общей площадью 139 кв.м., расположенных: Омская область, 2200 м. на юго-запад от села Покровка.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения названного способа восстановления нарушенного права, в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из буквального содержания изложенной нормы, положения пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделяют арбитражный суд полномочиями по определению порядка восстановления нарушенного права заявителя.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции согласуются с судебно-арбитражной практикой, формируемой вышестоящими судами (см., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.04.2012 по делу N А46-7744/2011).
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также то, как заявителем и третьим лицом заявлен способ восстановления нарушенного права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его указания в редакции данных лиц.
Между тем суд апелляционной инстанции считает возможным обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, частью 2 статьи 271, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.01.2014 по делу N А46-12519/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 23.07.2013 N 55/13-59357 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка, местоположение которого определено: Омская область, Омский район, Покровское сельское поселение, рабочие участки полей N 55-п.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гео-Вектор" и открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гео-Вектор" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12519/2013
Истец: ООО "Гео-Вектор"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеарльной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области"
Третье лицо: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы