г. Томск |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А45-6713/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Усенко Н.А.,
судей: Логачёва К.Д., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровым В.А.,
при участии:
от истца: Семерневой Н.В. по доверенности N НЮ-16/323 от 28.12.2011,
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" (рег. N 07АП-571/14) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 ноября 2013 года (судья Апарин Ю.М.) по делу N А45-6713/2013 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (ИНН 5406015374, ОГРН 1025402457123) о взыскании 306 213,03 рублей,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - ОАО "Сибпромжелдортранс") с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании платы за пользование вагонами в размере 306 213 руб. 03 коп. (т.1, л.д.4-7, т.2, л.д.91)
Исковое заявление обосновано ссылкой на статью 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статью 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами участниками СНГ и их дальнейшем совместным использованием (Минск, 22.01.1993) и мотивировано тем, что в августе 2012 года в соответствии с договором N 10/Н от 16.03.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Ленинского участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги были произведены операции по подаче и уборке вагонов, приходящих в адрес ОАО "Сибпромжелдортранс" и его контрагентов, о чем составлены ведомости подачи и уборки вагонов, которые подписаны уполномоченными лицами без разногласий. Плату за пользование вагонами за время ожидания их подачи или приема ответчик истцу не уплатил.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 ноября 2013 года с ОАО "Сибпромжелдортранс" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 306 213 руб. 03 коп. платы за пользование вагонами.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 ноября 2013 года, ОАО "Сибпромжелдортранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, доказательства того, что вагоны, принадлежащие странам СНГ находятся у РЖД на законном основании, в материалах дела отсутствуют; тарифное руководство, на основании которого произведен расчет, определяет порядок начисления платы, её размер, но не наделяет истца правом взыскания этой платы. Суд первой инстанции неверно истолковал закон и не учел, что исковые требования, заявленные ОАО "РЖД" связаны с осуществлением перевозок грузов, поэтому к ним должен применяться специальный, то есть годичный срок исковой давности, установленный ст. 797 ГК РФ и ст. 126 УЖТ РФ. Требование истца о взыскании платы за пользование вагонами за август 2012 года заявлено в ходатайстве об увеличении размера иска 18.09.2013, то есть с пропуском годичного срока исковой давности для заявления требования по взысканию денежных средств.
ОАО "РЖД" представило в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции от 25.11.2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; считает, что право истца на спорные вагоны установлено Соглашением о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами - участниками содружества_; данное Соглашение является общедоступным, в связи с чем не было представлено в материалы дела; факт принадлежности вагонов государствам СНГ ответчик в суде первой инстанции не оспаривал; в памятках приемосдатчика, подписанных представителем ответчика, в графе "принадлежность" указана принадлежность вагонов странам СНГ; отношения между ОАО "РЖД" и странами СНГ по использованию инвентарного парка регулируется Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении (заключено в Миске 20.10.1992). Факт нахождения вагонов, собственником которых являются страны СНГ, в возмездном пользовании истца, не исключает право последнего требовать от ответчика платы за пользование этими вагонами за их задержку. Довод ответчика о нарушении истцом срока исковой давности является необоснованным, поскольку исковое заявление подано в суд 26.04.2013, а срок исковой давности по требованию о взыскании платы за август 2012 года истек в августе 2013 года.
ОАО "Сибпромжелдортранс", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 25 ноября 2013 года, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.03.2009 между ОАО "РЖД" и ОАО "Сибпромжелдортранс" (владельцем) заключен договор N 10/Н на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования Ленинского участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Сторонами договора достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в частности об обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца, определены пути N N 6-12 станции Новосибирск-Западный, на которых осуществляется передача вагонов перевозчиком, а также предусмотрено неоплачиваемое технологическое время.
В соответствии с пунктом 22 договора N 10/Н от 16.03.2009 владелец пути необщего пользования уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами, прибывающими в адрес ответчика и его контрагентов - по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации и повышающих коэффициентов, согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за все время нахождения на пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов, до момента наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 62 Устава по взысканию штрафа.
В августе 2012 года в адрес контрагентов ОАО "Сибпромжелдортранс" по договору N 10/Н на станцию назначения - Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги прибыли вагоны, подлежащие подаче на подъездные пути N N 6-12 ОАО "Сибпромжелдортранс" для осуществления погрузки/выгрузки. Передача вагонов, прибывших в адрес грузополучателей - контрагентов ответчика, производилась на указанные пути локомотивом перевозчика.
На основании памяток приемосдатчика, подписанных представителями сторон, в целях учета времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути ответчика сторонами составлены ведомости подачи и уборки вагонов N N 495, 512, 518, 525, 529, 539, 551, 552, 556, 568, 582, 583, 591, 571, которые подписаны ответчиком с возражениями со ссылкой на нарушение статей 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в связи с начислением платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
На основании указанных ведомостей и статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации истцом начислена плата за пользование вагонами за август 2012 года с учетом неоплачиваемого технологического времени в размере 306213,03 рублей, которая ответчиком не оплачена.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из доказанности факта владения истцом указанными в памятках приемосдатчика вагонами на основании Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами участниками СНГ и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993) и размера платы за их пользование. Суд пришел к выводу, что правоотношения сторон регулируются нормами статьи 39 Устава, а размер платы за пользование вагонами, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве владения, указанными в составленных ведомостях подачи и уборки вагонов за август 2012 года, определяется Федеральной службой по тарифам и сторонами в пункте 22 договора от 16.03.2009 N 10/Н.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции соответствующими действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей не общего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности истцом права, на котором ему принадлежат спорные вагоны, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
В подтверждение наличия титульного права на спорные вагоны истец сослался на Соглашение о разделении инвентарного парка грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР.
Согласно статье 1 Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств - участников Содружества, ст. 3 Соглашения о разделении инвентарного парка грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР, п. 3.0, 3.7, 4.1, 21 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств в период использования вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, Российской железной дорогой, эти вагоны принадлежат российскому перевозчику на праве возмездного пользования и за их использование применяются ставки оплаты с коэффициентом 1,3.
Указанное Соглашение вступило в силу в день его подписания, опубликовано в официальных источниках ("Бюллетене международных договоров", N 7, 1993, Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", N 1, 1993) и с этого момента является общедоступным.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что тарифное руководство, на основании которого истцом произведен расчет платы, определяет порядок начисления платы, её размер, но не наделяет истца правом взыскания этой платы, суд апелляционной инстанции также считает несостоятельной.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Пунктом 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Проанализировав и истолковав с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора N 10/Н, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что пункт 22 договора содержит условия о начислении платы за пользование вагонами, которые находятся у общества "РЖД" на праве возмездного пользования. Размер этой платы рассчитан по ставкам Тарифного руководства N2 в соответствии с Порядком расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правил их применения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2011 N 444-т/4, в связи с чем довод заявителя жалобы об отсутствии у истца права взыскания платы за пользование вагонами отклоняется как необоснованный.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом первой инстанции норм права, не соответствует действительности.
Согласно пункту 3 статьи 797 Гражданского кодекса срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, груза, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков (статья 126 Устава).
Поскольку по настоящему делу требование о взыскании платы за пользование вагонами за август 2012 года предъявлено в арбитражный суд 26.04.2013, то есть в пределах годичного срока исковой давности, установленного статьей 26 Устава и статьей 797 Гражданского кодекса, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований применять исковую давность по заявлению ответчика.
Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей относятся на подателя апелляционной жалобы - ОАО "Сибпромжелдортранс".
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 ноября 2013 года по делу N А45-6713/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усенко |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6713/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Сибпромжелдортранс"