г. Москва |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А40-147670/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Е.А, Солоповой, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2014 г. по делу N А40-147670/13 вынесенное судьей М.В. Лариным
по заявлению ОАО "Холсим (Рус) Строительные Материалы"
к ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решение от 07.08.2013 N 087 121 13 РК 0051347
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Дробовская Е.А. по дов. б/н от 11.07.2013
от заинтересованного лица- Пономарев А.А. по дов. N 210-Н-8/24701 от 16.12.2013
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Холсим (Рус) Строительные Материалы" (далее также - ОАО "Холсим (Рус) СМ", заявитель, плательщик-страховых взносов) обратилось н Арбитражный суд г. Москвы с требованием к ГУ - Главному управлению ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (далее также - орган 11ФР, ответчик) признать недействительным решение от 07 августа 2013 г. N 087 121 13 РК 0051347 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 244 892,16 руб. (Двести сорок четыре тысячи восемьсот девяносто два рубля 16 копеек).
Решением Арбитражного суда г, Москвы от 29 января 2014 г. по делу N А40-147670/13 исковые требования ОАО "Холсим (Рус) СМ" удовлетворены полностью.
С решением суда не согласился ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
ОАО "Холсим (Рус) СМ" представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд при проведении на основании статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) камеральной проверки представленного Обществом 26.06.2013 по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде (далее - ТКС) расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2 квартал 2013 года по форме РСВ-1 (далее - расчет РСВ-1) в порядке пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ за деятельность присоединенного к страхователю в связи с реорганизацией правопредшественника (ОАО "Холсим "Рус") в период с 01.01.2013 по 17.05.2013 (дата прекращения деятельности в результате реорганизации согласно свидетельству), установил нарушение установленных статьями 10 и 15 Закона N 212-ФЗ сроков представления отчетности (по мнению Пенсионного фонда, отчетность должна быть сдана правопредшественником до окончания реорганизации - то есть до 17.05.2013).
После окончания камеральной проверки, в процессе которой было установлено нарушение срока представления правопреемником отчетности за 2 квартал 2013 года за правопредшественника, Пенсионный фонд составил акт камеральной проверки от 28.06.2013 N 08712130042813, рассмотрел возражения и материалы проверки, вынес решение от 07.08.2013 N 087 121 13 РК 0051347 о привлечении к ответственности, которым привлек Общество к ответственности предусмотренной статьей 46 Закона N 212-ФЗ за нарушение сроков представления отчетности в виду штрафа в размере 224 892 руб. 16 коп.
В соответствии с пунктами 3-5 статьи 15 Закона плательщики страховых взносов (страхователи) в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца обязаны производить исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного период (1 января) по окончании календарного месяца и тарифа, за вычетом сумм ежемесячных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно, с уплатой ежемесячного платежа в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Пунктом 9 статьи 15 Закона на плательщиков страховых взносов возложена обязанность по представлению ежеквартальной отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования в срок не позднее 15 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
При этом, пунктом 6 данной статьи установлено, что правила о последнем расчетном периоде для реорганизованной организации (пункт 3) не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
Пунктом 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрены специальные правила исчисления и уплаты страховых взносов, представление отчетности при реорганизации юридического лица, в соответствии с которыми: "в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов".
При этом, ни данным пунктом, ни иными положениями Закона N 212-ФЗ не предусмотрено изменение сроков представления отчетности, установленных в пункте 9 статьи 15 Закона, в отношении организаций - правопреемников реорганизованных юридических лиц за период деятельности правопредшественников с начала расчетного периода (1 января текущего года) до реорганизации.
Ссылка Пенсионного фонда на пункт 15 статьи 15 Закона N 212-ФЗ судом не принимается, поскольку данным пунктом предусмотрена обязанность организации -страхователя, который принял решение о ликвидации, предоставить до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно, по следующим основаниям.
Процедура, порядок и последствия реорганизации и ликвидации юридического лица, прописанные в статьях 58 и 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются различными:
-при реорганизации права и обязанности реорганизованного лица (в том числе обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, страховых взносов) переходят к правопреемнику, который после завершение процедуры реорганизации и прекращения деятельности реорганизованного лица обязан исполнить все его обязанности, в том числе сдать отчетность в Пенсионный фонд за реорганизованное лицо и уплатить страховые взносы (при отсутствии их уплаты реорганизованным лицом),
-при ликвидации деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и обязанностей правопреемнику, в связи с чем, ликвидация возможно исключительно только после окончательного расчета со всеми кредиторами, а также исполнение всех предусмотренных законом обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей (страховых взносов), в связи с чем, пунктом 15 статьи 15 Закона предусмотрено, что ликвидируемая организация обязана предоставить последний расчет за период деятельности с начала периода по дату ликвидации до подачи заявления об окончании ликвидации в регистрационный орган.
Никакой обязанности по представлению страхователем, находящимся в стадии реорганизации, расчета за период его деятельности с даты начала расчетного периода по дату реорганизации в Пенсионный фонд по аналогии с пунктом 15 статьи 15 Закона у него не возникает. Наоборот именно пункт 16 статьи 15 Закона прямо предусматривает, что обязанность по представлению отчетности за правопредшественника (страхователя, который был реорганизован) исполняет правопреемник в порядке и сроки установленный пунктом 9 статьи 15 Закона.
Судом установлено, что ОАО "Холсим "Рус" 17.05.2013 прекратил свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к Обществу, в связи с чем, страхователь, являясь правопреемником ОАО "Холсим "Рус" после окончания его реорганизации 26.06.2013 представил в Пенсионный фонд расчет РСВ-1 за период деятельность правопредшественника с даты начала расчетного период (01.01.2013) по дату окончания реорганизации (17.05.2013), то есть фактически за полугодие 2013 года, что полностью соответствует требованиям пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Поскольку общий срок представления отчетности за полугодие 2013 года согласно пункту 9 статьи 15 Закона - 15.08.2013 - Общество при представлении отчетности за правопредшественника не нарушило, то основания для привлечения к ответственности по статье 46 Закона у Пенсионного фонда не имелось.
Таким образом, судом установлено, что страхователь законно и в установленный срок представил в Пенсионный фонд расчет РСВ-1 за полугодие 2013 года в отношении результатов деятельности присоединившегося к нему правопредшественника ОАО "Холсим "Рус", 17.05.2013 прекратившего свою деятельность в связи с реорганизацией, никаких сроков и порядка представления данного расчета предусмотренных пунктами 9 и 16 Закона N 212-ФЗ Общество не нарушало, в связи с чем, оспариваемое решение Пенсионного фонда от 07.08.2013 N 087 121 13 РК 0051347 о привлечении к ответственности плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов в части привлечения к ответственности и уплаты штрафа за несвоевременное представление отчетности за 2 квартал 2013 года в размере 224 892 руб. 16 коп. является незаконным и противоречит статьям 10, 15, 46 Закона N 212-ФЗ.
В своей апелляционной жалобе орган ПФР просит отменить принятое судом первой инстанции решение и принять новое решение по делу, при этом основывая свою позицию о незаконности решения суда первой инстанции на следующих доводах:
пп. 15-16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрена обязанность организации до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с прекращением деятельности, представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно;
Министерство здравоохранения и социального развитая Российской Федерации своим письмом от 28 мая 2010 года N 1375-19 устраняет имеющийся по мнению органа ПФР пробел в Законе N 212-ФЗ, разъясняя, что действующим, законодательством о страховых взносах не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов и что вновь созданная организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание в силу следующих обстоятельств.
Закон N 212-ФЗ не устанавливает специальных сроков представления расчета по страховым взносам организациями, реорганизуемыми в форме присоединения.
Пунктом 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрены специальные правила исчисления и уплаты страховых взносов, представление отчетности при реорганизации юридического лица, в соответствии с которыми: "в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов". При этом в данном пункте никаких специальных сроков для представления отчетности правопреемником (правопреемниками) реорганизованного лица не установлено. Наоборот, именно этот пункт прямо предусматривает, что обязанность по представлению отчетности за правопредшественника (страхователя, который был реорганизован) исполняет правопреемник в порядке и сроки, установленные пунктом 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 15 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность организации - страхователя, который принял решение о ликвидации, предоставить до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Реорганизованное ОАО "Холсим (Рус)" принимало решение не о ликвидации, а о реорганизации в форме присоединения к ОАО "Холсим (Рус) СМ".
Процедура, порядок и последствия реорганизации и ликвидации юридического лица, прописанные в статьях 58 и 61 Гражданского кодекса Российской Федерации являются различными, вследствие чего п. 15 статьи 15 Закона N 212-ФЗ неприменим к ситуации с ОАО "Холсим (Рус) СМ".
Этот же довод органа ПФР со ссылкой на пп. 15-16 статьи 1 5 Закона N 212-ФЗ полно и всесторонне исследован судом первой инстанции, который пришел к объективным и правомерным выводам о том что изменение сроков предоставления отчетности в ПФР для организаций - правопреемников Законом N 212-ФЗ не предусмотрено и (б) п, 15 статьи 15 Закона N 212-ФЗ неприменим к реорганизуемым обществам,
Письмо от 28 мая 2010 года N 1375-19 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации никакого отношения к предмету спора между ОАО "Холсим (Рус) СМ" и ПФР не имеет.
ОАО "Холсим (Рус) СМ" оспаривается решение органа ПФР от 07 августа 2013 г. N 087 121 13 РК 0051347 о привлечении к ответственности за "непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам" (лист 2 решения органа ПФР).
Указанное же письмо разъясняет позицию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в отношении порядка определения базы для начисления страховых взносов организациями -правопреемниками при реорганизации в форме преобразования и не содержит никакой информации о позиции указанного Министерства в отношении сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам реорганизованных организаций.
На основании вышеизложенного, учитывая, что суд нерпой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства и пришел в своем решении к правильному выводу относительно признания недействительным вынесенного органом ПФР решения от 07 августа 2013 г. N 087 121 13 РК 0051347 о привлечении ОАО "Холсим (Рус) СМ" к ответственности, а также принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы не являются основанными на законе и противоречат обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2014 г. по делу N А40-147670/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Е.А.Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147670/2013
Истец: ОАО "Холсим (Рус) Строительные Материалы", ОАО Холсим(РУС) Строительные материалы
Ответчик: ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N10 по г. Москве и Московской области, ГУ ГУ