Зачем диверсифицировать банковский холдинг?
О серьезном изменении позиции Центрального Банка России к так называемым банковским холдингам достаточно определенно высказал Председатель Банка России С.М. Игнатьева еще в апреле на ХХI съезде АРБ (Ассоциация Российских банков).
Определяя свое отношение к анализу причин возникновения проблем у крупных и средних банков, которые в течение последних полутора лет попали под процедуру санации, Игнатьев отметил, что проблемы возникли у банков, которые кредитуют бизнес своих собственников. Причем видимых юридических связей между заемщиками и собственниками банка, по его мнению, зачастую, нет или их трудно найти. Действительная картина выясняется только, когда в банк приходят сотрудники Агентства по страхованию вкладов. Еще более конкретно по этому поводу высказался первый заместитель председателя ЦБ Геннадий Меликьян, который заявил, что более 80 процентов банков, лишившихся лицензий во время кризиса, кредитовали своих собственников.
В результате, столь мощной "артподготовки" Министерство Финансов России подготовил поправки к законам "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке".
Самым кардинальным образом в этих законах подвержена правке статья, касающаяся непосредственно предмета спора - Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг, что по нашему мнению, серьезно расширяет полномочия главного регулятора банковской системы страны по надзору за банковскими группами и холдингами.
Впервые информация о необходимости установления более жесткого контроля над банковскими холдингами появилась еще 5 апреля 2005 года в совместном заявлении Правительства России и Центрального банка под названием "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года". Заявление было подписано тогдашним Председателем Правительства Михаилом Фрадковым.
Под видом "развития содержательных (риск-ориентированных) подходов" все новации касались усиления позиций банковского надзора. Тогда же фактически было введено понятие "надзор на консолидированной основе". Суть его сводится к формированию у ЦБ "надлежащей осведомленности" об организационной структуре банковской группы (банковского холдинга). В связи с этим было предложено расширить полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также их владельцев, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, исчерпывающей информации, позволяющей составить полное представление об организации банковских групп и банковских холдингов. Что называется, новое - хорошо забытое (или на время забытое) старое.
В новом проекте Закона, как и в не заставившем себя ждать циркулярном письме ЦБ, датированным все тем же 5 апреля, но 2010 года, под названием "Об оценке рисков банков на собственников" законодатель и регулятор определили свою стратегию "борьбы" с холдингами.
Элементами стратегии можно считать рекомендации об источниках информации, подходящей для изучения уровня концентрации рисков банков на собственников.
"В настоящее время готовятся поправки в законодательство, расширяющие понятие "связанность", - заявил все в той же выше упомянутой речи глава Центробанка. Здесь, видимо, не обойтись без такого понятия, как мотивированное или профессиональное суждение. "Оценка уровня рисков должна производиться не только по критерию правовых связей или связей по капиталу, но и на основании любой информации о фактическом владении физическими лицами банком и соответствующим бизнесом".
В настоящее время Банком России осуществляется сбор информации об аффилированных лицах кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 20.07.2007 года N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций". Положением N 307-П в соответствии с действующим законодательством установлены признаки аффилированности физических и юридических лиц по отношению к кредитной организации, одним из которых является принадлежность физического или юридического лица к той группе лиц, к которой принадлежит кредитная организация. Условия отнесения лиц к группе лиц, к которой принадлежит кредитная организация, установлены Положением N 307-П в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Список аффилированных лиц кредитной организации ведется и представляется кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью данной кредитной организации, по формам отчетности. Но, видимо, этой информации недостаточно.
Это суждение будет формироваться, как мы теперь понимаем, из полученных разъяснений, не только из официальных сведений, но и материалов деловых бесед, данных СМИ и других доступных источников информации. Кто же намерен проверять достоверность полученной информации и правомерность сделанных выводов? Об этом законодатель умалчивает.
Но при этом указывает на пять видов операций банка с компаниями, в которых содержатся признаки принятия рисков на собственников:
1. С компаниями, имеющими большую долю операций, проводимых без очевидного экономического смысла, либо операций, смысл которых состоит в обеспечении номинального соблюдения (обхода) установленных пруденциальных требований по предельному уровню рисков (в том числе кредитному, ликвидности), по уровню доходности.
2. С компаниями, не ведущими реальной деятельности в сфере материального производства и услуг. При этом, как правило, деятельность ведется в сфере финансового бизнеса, суть которого сводится к "транзиту", то есть к передаче средств разными способами третьим лицам с конечным назначением финансирование различных проектов.
3. С предприятиями, имеющими заведомо усложненную структуру собственности, в том числе, когда владение компаниями осуществляется через оффшоры.
4. С компаниями, имеющими в качестве учредителей и/или в составе органов управления лиц, являющихся сотрудниками банка (их родственниками), и/или руководителями/сотрудниками в других компаниях, принадлежащих собственникам банка.
5. С предприятиями, зарегистрированными по адресам массовой регистрации или по адресам структурных подразделений банка, или по адресам компаний, принадлежащих собственникам банка, либо аффилированным с ними лицам.
Иными признаками концентрации рисков являются: ссуды, предоставленные заемщикам на "общие" цели, особенно если указанные заемщики не занимаются материальным производством и услугами; операции с векселями (в том числе собственными векселями банка), облигациями, паями паевых инвестиционных фондов, долями участия или акциями не известных на рынке компаний; доверительные сделки осуществляемые через размещение денежных средств на корреспондентских счетах в банках-корреспондентах или в виде межбанковских кредитов.
Признаком связанности здесь может выступать "обездвиженность" средств и нехарактерная для межбанковских кредитов длительность кредитования.
Схемы, используемые банками в целях сокрытия реального содержания операций, связанных с обслуживанием бизнеса собственников, с течением времени меняются и усложняются, отмечает ЦБ... "В этой связи приведенный в настоящем письме перечень признаков не может рассматриваться как исчерпывающий".
В пояснительной записке Министерство Финансов разъясняет, что целью законопроекта является уже проверенный тезис. "... Приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности перед заинтересованными пользователями в соответствие с современной международной практикой в данной области". В частности, предполагается уточнить понятие банковского холдинга, ориентировав его на преобладание доли банковской деятельности в общем спектре направлений бизнеса его участников, а также включить в состав банковской группы юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, деятельность которых прямо или косвенно контролирует кредитная организация.
Проект предусматривает введение понятий "контроль", "связанные с кредитной организацией лица" и уточнение понятия "существенное влияние", в том числе через введение критерия влияния юридических лиц, входящих в состав банковских групп и (или) банковских холдингов, на деятельность иных участников банковских групп и (или) банковских холдингов через физических лиц, являющихся акционерами (участниками), служащими указанных организаций либо их близкими родственниками. Проектом определяются также критерии влияния кредитной организации, входящей в состав банковской группы и (или) банковского холдинга, на решения, принимаемые органами управления юридического лица, акциями (долями) которого владеет кредитная организация.
Заканчивается пояснительная записка тезисом, из которого понятно зачем все это было затеяно... "Принятие законопроекта соответствует требованиям проводимой административной реформы в части установления действующим законодательством норм прямого действия и позволит приблизить правовое регулирование отношений в банковской сфере к международно признанным подходам, что будет иметь положительный международный резонанс".
В свою очередь ЦБ, конкретизируя свою позицию, предписал своим территориальным управлениям в случаях, когда риск на каждого собственника банка (группу связанных собственников) превышает 20% капитала, проводить с соответствующими банками и их собственниками "надзорные мероприятия в рамках предупредительных мер надзорного реагирования". "В ходе этих мероприятий целесообразно предложить банкам и собственникам определить перспективы снижения концентрации рисков на собственников и диверсификации банковского бизнеса с разработкой соответствующих графиков, ориентированных на достижение результата в разумное время".
Как известно, диверсификация в банковской деятельности означает поиск альтернативных вариантов извлечения прибыли: от широкого спектра кредитных операций, непосредственно не связанных друг с другом. Какой в таком случае экономический смысл вкладывал регулятор, используя термин "диверсификация". А может, речь идет о банальном контроле с последующем ограничением прав собственника?
В отличии от диверсификации банковского бизнеса, с надзорными мероприятиями все предельно ясно. В рамках существующей практики меры воздействия, применяемые к кредитным организациям, обычно двух типов: предупредительные (рекомендательные) и принудительные.
Полномочия по определению конкретного состава мер воздействия предоставлены надзорным органам (Банку России и его территориальным учреждениям). При выборе вида мер воздействия надзорный орган должен учитывать:
- характер допущенных кредитной организацией нарушений;
- причины, обусловившие возникновение выявленных нарушений;
- общее финансовое состояние кредитной организации;
- положение кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг. Как указано в действующих инструкциях, предупредительные меры воздействия применяются в качестве первичных, корректирующих деятельность кредитных организаций, при условии ответственного, конструктивного подхода руководящих органов и участников (акционеров) кредитной организации.
К предупредительным мерам относятся:
- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа стоянием дел в кредитной организации;
- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее акционерами (участниками);
- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
В реальности мало кто осмеливается спорить с "регулятором" и в этом случае предупредительные меры превращаются в принудительные.
Г.А. Папунашвили,
генеральный директор ООО "Внешген аудит",
председатель отраслевого отделения по аудиту консалтингу,
бухгалтерскому учету и оценке Общероссийской
Общественной Организации "Деловая Россия"
"Клуб главных бухгалтеров", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Клуб главных бухгалтеров"
ООО "Журнал "Управление персоналом"
Свидетельство о государственной регистрации ПИ N ФС77-36804 от 1 июля 2009 г.
Редакции:
Тел. 542-16-14
E-mail: klub-gb@bk.ru