Комментарий к Распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. N 120р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерация о страховых взносах"
Опубликованный документ содержит Методические рекомендации об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда РФ по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - Рекомендации).
В текущем номере журнала "НЛ" на странице 42 мы опубликовали разъяснение ПФР (письмо ПФР от 07.05.2010 N КА-30-24/4871), касающееся привлечения к ответственности страховщиков за несвоевременную регистрацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ. Состав правонарушения в виде несвоевременной регистрации в ПФР закреплен в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В комментируемом документе речь идет о нарушениях законодательства о страховых взносах, то есть предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон).
Законом предусмотрены следующие санкции (см. Таблицу):
Это не полный перечень нарушений, за которые предусмотрены санкции согласно Закону о страховых взносах. Но опубликованный документ применяется только к указанным выше видам нарушений. Далее рассмотрим их более подробно.
Таблица
Вид нарушения | Привлекаются к ответственности по результатам проверки | Санкции | |
камеральной | выездной | ||
Нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (по форме РСВ-1 или РСВ-2). | + | - | - за нарушение срока до 180 календарных дней включительно - 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей - (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ); - за нарушение срока в течение периода более 180 календарных дней - 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате по этому расчету, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей - (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). |
Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (по форме РСВ-1 ПФР и РСВ-2 ПФР). | - | + | |
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления взносов (неправильного исчисления взносов, других неправомерных действий плательщиков или их бездействия). | + | + | - 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ); - при совершении умышленного действия - 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). |
Отказ или непредставление в установленный срок документов (их копий), необходимых для осуществления контроля. | + | + | - 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). |
Непредставление расчета в срок
Обязанность представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам установлена:
- для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - пункт 1 части 9, часть 15 статьи 15 Закона;
- для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - части 5, 6 статьи 16 Закона.
Обратите внимание: непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным правонарушением (абз. 5 п. 2.1 Рекомендаций). Поэтому, если выездной проверкой будет охвачен, к примеру, период за два предыдущих года, и за каждый отчетный период этих лет расчеты не сдавались, то общая сумма штрафа за непредставление расчетов по результатам выездной проверки сложится из соответствующих сумм штрафа за каждый отчетный период.
Внесем свои уточнения по вопросу размера минимального штрафа. В опубликованном документе указывается на применение штрафа в размере 100 рублей в случае, если сумма начисленных взносов отсутствует, то есть расчет нулевой (абз. 8 п. 2.1 Рекомендаций). Но при этом, упускается, что плательщик может привлекаться к ответственности в соответствии с частью 2 статьи 46 Закона - при нарушении срока представления расчета в течение более чем 180 календарных дней, минимальная сумма штрафа составит 1000 рублей.
Отметим еще одно немаловажное обстоятельство. Законодательство о страховых взносах не связывает размер санкции за непредставление расчетов в срок с имеющимися у страхователя переплатами. Как указано в опубликованном документе, наличие на дату привлечения к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не влияет на применение санкции (не освобождает от ответственности) и не влечет за собой уменьшение размера налагаемого штрафа (не является смягчающим обстоятельством) (абз. 10 п. 2.1 Рекомендаций).
Интересно и то, что санкция за нарушение срока в период до 180 дней (включительно) не может превышать 30 процентов от суммы страховых взносов по расчету. Тогда как при нарушении срока в течение более чем 180 дней максимальных размеров штрафа не установлено. Приведем пример расчета суммы штрафа.
Пример
Расчет компании ООО "Плакат" по форме РСВ-1 ПФР за I квартал 2010 года представлен в территориальный орган пенсионного фонда 15 октября 2010 года (фрагмент расчета см. на Рисунке 1).
Нарушение составило 169 календарных дней (с 30.04.2010 по 15.10.2010). Так как срок представления расчета за I квартал 2010 года приходится на 30 апреля 2010, и штраф исчисляется за каждый полный или неполный месяц, то фактически срок нарушен в течение 7 месяцев (неполные - апрель и октябрь, и полные - май, июнь, июль, август, сентябрь). Таким образом, штраф мог составить 35 процентов (5% х 7 мес.). Но в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при нарушении срока до 181 дня штраф не может быть больше 30 процентов от суммы, заявленной в расчете. Значит, в данном примере штраф должен быть исчислен из расчета 30 процентов.
Рисунок 1
Раздел I. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
(в рублях)
Переплаты не влияют на размер санкции (не уменьшают сумму взносов, исходя из которой рассчитывается штраф), поэтому штраф исчисляем из сумм взносов, начисленных по расчету за данный отчетный квартал, указанных в строке 114 Раздела I расчета РСВ-1 ПФР, а не по остатку взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода из строки 150 этого же раздела. Учитывая то, что данный штраф подлежит зачислению по нормативу 100 процентов в бюджет ПФР, расчет производим из общей суммы взносов, подлежащих уплате в ПФР:
(28 200 + 8460 ) х 30% = 10 998 рублей.
Неуплата или неполная уплата взносов
Обязанность правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения и начисленных страховых взносов установлена пунктами 1, 2 части 2 статьи 28 Закона.
В опубликованном письме говорится, что штраф за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления взносов (иных аналогичных действий) распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве работодателей (абз. 2 п. 2.2 Разъяснений). То есть, на тех плательщиков, которые производят выплаты физическим лицам и представляют расчет по форме РСВ-1 ПФР.
А как же предприниматели, которые исчисляют взносы за себя, исходя из стоимости страхового года? Например, ИП занизит размер страхового года или допустит арифметическую ошибку при заполнении расчета по форме РСВ-2 ПФР. Привлекут ли его к ответственности по статье 47 Закона? Думаем, что да. Статья 47 Закона применяется не только в случаях занижения базы для исчисления взносов, но и за иное неправильное исчисление страховых взносов, в результате которых были не уплачены (уплачены не в полном объеме) страховые взносы.
Тем более сами сотрудники ПФР отмечают, что плательщик не может быть наказан по статье 47 Закона за неуплату или неполную уплату правильно исчисленных страховых взносов. А это значит что, если исчислено все верно, но уплачена не вся сумма взносов (не уплачена совсем), то наказанием плательщику будут только пени. Штрафовать в таком случае его не будут.
Не будет состава правонарушения и в том случае, если у плательщика в предыдущем периоде образовалась переплата, которая может покрыть недоимку (абз. 7 п. 2.2 Разъяснений). Переплата должна быть фактической, то есть не быть зачтенной в счет иных задолженностей (к примеру, в счет пеней). Работники фонда обращают внимание, что в этом случае занижение суммы страховых взносов не приводит к возникновению задолженности перед внебюджетным фондом.
Правда, возникает вопрос, будет ли начислен штраф, если между видами страховых взносов (взносы на страховую и взносы на накопительную часть пенсии) переплата неравномерная, и скажем, по одному КБК переплата больше, а по другому меньше, чем соответствующие неуплаченные суммы взносов? Вероятнее всего, штрафовать не станут, так как перед конкретным внебюджетным фондом задолженности действительно нет, а по пересортице между КБК можно произвести взаимный зачет в соответствии со статьей 26 Закона.
Плательщик может быть освобожден от ответственности по статье 47 Закона и в том случае, если переплата возникла в более поздние периоды, чем тот, по которому образовалась неуплата (неполная уплата) взносов. Но только тогда, когда он сам обнаружит ошибку с занижением базы или искажением отчетности и предоставит уточненный расчет за соответствующий период с одновременной уплатой взносов и пеней до того, как узнает, что ошибка обнаружена сотрудниками контрольного органа, либо ему назначена выездная проверка. А также если он обнаружит и сдаст уточненный расчет после проведения у него выездной проверки, в ходе которой за данный период у него не было выявлено данное правонарушение.
Отказ или непредставление в срок документов
В ходе проведения контрольных действий территориальный пенсионный орган может запросить у плательщика необходимые для осуществления контроля документы (о застрахованных лицах, их льготах и пр.). И плательщик обязан их предоставить, такая обязанность закреплена в пункте 4 части 2 статьи 28 Закона.
Непредставление запрошенных документов (копий документов) или представление их после срока, указанного в соответствующем требовании территориального органа фонда, наказывается штрафом в размере 50 рублей за каждый такой документ.
Отметим, что сумма штрафа одинакова и при несвоевременном представлении документов и при непредставлении документов вообще. Для сравнения, статьей 126 Налогового кодекса РФ предусмотрены разные размеры штрафов. За несвоевременное представление - также 50 рублей за документ. А вот при отказе или уклонении в предоставлении - штраф 5000 рублей (без учета количества запрашиваемых документов).
Обратите внимание: работники фонда обязаны достаточно ясно указать, какие документы истребуются. Поэтому требование о представлении документов должно содержать перечень запрашиваемых документов (наименования, реквизиты, период) и их количество.
В заключение отметим, что все выше рассмотренное справедливо не только в отношении страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, но и взносов в фонды обязательного медицинского страхования. А также страховых взносов, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ.
И.М. Акиньшина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 12, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.