Финансирование санаторных путевок
на оздоровление и лечение детей в 2010 году
С 2010 года оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей не является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (утратил силу пп. 14 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ*(1)). В связи с этим в бюджете Фонда социального страхования (ФСС) на 2010 год средства на осуществление указанных видов расходов не планировались. Как же теперь финансируются расходы на оздоровление детей? Куда обращаться работникам бюджетных учреждений с просьбой о предоставлении санаторных путевок? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Изменения, согласно которым оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей исключена из перечня видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, внесены п. 7 ст. 21 Федерального закона N 213-ФЗ*(2). В связи с этим вы не найдете соответствующие статьи расходов в Бюджете ФСС РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, утвержденном Федеральным законом от 28.11.2009 N 292-ФЗ (далее - Федеральный закон N 292-ФЗ).
Особенности использования бюджетных ассигнований ФСС в сфере социальной политики определены в ст. 6 Федерального закона N 292-ФЗ. В соответствии с нормами этой статьи ФСС в 2010 году вправе:
- осуществлять финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом N 178-ФЗ*(3) (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 292-ФЗ). В частности, к ним относятся инвалиды, дети-инвалиды, участники ВОВ и др. Их полный перечень приведен в ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ. Причем средства на оплату таких путевок перечисляются ФСС в форме дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- разрешать финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в пределах до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных работодателем за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году (пп. 7 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 292-ФЗ).
В свете указанных выше изменений следует также отметить, что Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 N 150 признано утратившим силу Положение N 309*(4), которое определяло порядок приобретения, распределения и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей до 2010 года.
Учитывая перечисленные выше изменения, а также отмену Положения N 309, следует сказать, что в 2010 году работодатели не вправе за счет средств обязательного социального страхования приобретать путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление своих работников и членов их семей. О том, как теперь осуществляется финансирование расходов по оздоровлению детей работающих граждан, расскажем далее.
Финансирование расходов на приобретение путевок
Относительно организации работы по оздоровлению детей в 2010 году разъяснения дает Минздравсоцразвития в Письме от 29.09.2009 N 18-1/10/2-7642 (далее - Письмо N 18-1/10/2-7642). В нем сказано, что, поскольку с 2010 года в бюджете ФСС денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей планироваться не будут, полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей закрепляются:
- за субъектами РФ, за исключением обеспечения отдыха и оздоровления детей в каникулярное время (пп. 24.3 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");
- за органами местного самоуправления в отношении отдыха детей в каникулярное время (пп. 11 п. 1 ст. 15, пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Также в целях сохранения гарантий обеспечения оздоровления и отдыха детей в 2010 году, осуществляемых за счет средств субъекта РФ, Минздравсоцразвития в Письме N 18-1/10/2-7642 рекомендует следующее:
а) предусмотреть на 2010 год объем ассигнований на оздоровление детей на уровне не ниже объемов, предусмотренных на эти цели ФСС в 2009 году по соответствующему субъекту РФ;
б) разработать необходимую нормативную правовую базу, включающую:
- определение категорий получателей путевок (в том числе с установлением возраста детей и критериев адресности);
- механизм финансирования оплаты путевок с учетом возможного софинансирования работодателями, благотворительными организациями, иными спонсорами;
- установление норматива оплаты стоимости путевок в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, загородные лагеря и др.;
- порядок приобретения и выдачи путевок, оплаты путевок или предоставления компенсации за самостоятельно приобретенную путевку;
- определение типов детских оздоровительных учреждений, в которые приобретаются путевки за счет средств субъекта РФ;
- определение уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ, реализующего проведение оздоровительной детской кампании в регионе;
в) организовать информационную работу с населением по проведению детской оздоровительной кампании (организация приема заявлений; рассмотрение, приобретение путевок, выдача путевок или предоставление компенсации за самостоятельно приобретенную путевку; возможное участие средств родителей, работодателей и иных источников).
Региональная практика
Учитывая вышеприведенные рекомендации Минздравсоцразвития, субъекты РФ разрабатывают свои правила приобретения и выдачи путевок, их оплаты (предоставления компенсации за приобретенные путевки), утверждая их местными нормативными актами. Предлагаем рассмотреть некоторые из них.
1. Постановлением Губернатора Московской области от 20.04.2010 N 42-ПГ утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки на осуществление частичной компенсации или частичной оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения и загородные оздоровительные лагеря для детей работников бюджетных организаций, расположенных на территории города Москвы и Московской области и финансируемых из бюджета (далее - Постановление Губернатора МО).
Согласно данному порядку частичная компенсация или частичная оплата стоимости путевок для детей в санаторно-курортные учреждения и загородные оздоровительные лагеря, расположенные на территории РФ, осуществляется за счет средств бюджета Московской области. При этом получателями таких средств являются орган государственной власти Московской области, государственный орган Московской области и бюджетная организация, расположенные на территории города Москвы и Московской области и финансируемые из бюджета Московской области.
Частичная компенсация или частичная оплата стоимости путевок для детей в санаторно-курортные учреждения и загородные оздоровительные лагеря, расположенные на территории РФ, осуществляется за счет средств бюджета Московской области. Причем размер ее составляет 90% стоимости путевки.
Постановлением Губернатора МО установлено: в случае если стоимость путевки превышает 27 000 руб. (из расчета 1 125 руб. в сутки за пребывание одного ребенка в санаторно-курортном учреждении или загородном оздоровительном лагере в течение 24 календарных дней), размер частичной компенсации или частичной оплаты рассчитывается исходя из указанной суммы.
Санаторно-курортное учреждение или загородный оздоровительный лагерь для отдыха и оздоровления своего ребенка родитель выбирает самостоятельно. Затем получатель средств, организация, предоставляющая путевку (путевки), и родитель заключают трехсторонний договор, предусматривающий обязательства получателя средств и родителя по частичной оплате стоимости приобретаемой (приобретаемых) родителем путевки (путевок).
Для получения компенсации стоимости путевки родитель представляет получателю средств следующие документы:
1) свое заявление о частичной компенсации расходов на оплату стоимости путевки (путевок) с указанием способов осуществления выплаты (номер счета в кредитной организации для перечисления соответствующих средств либо просьба о выплате наличных денежных средств);
2) договор на приобретение путевки (путевок), заключенный между родителем и организацией, предоставляющей путевку (путевки);
3) копии платежных документов, заверенные уполномоченным лицом кредитной или иной организации, подтверждающих оплату родителем стоимости путевки (путевок).
Эти документы, а также расчет сумм, подлежащих компенсации за счет средств бюджета Московской области, предоставляются получателем средств в Минфин Московской области.
2. Для детей, проживающих на территории Архангельской области, установлен несколько иной Порядок организации санаторного лечения и оздоровления, который утвержден Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 186-пп.
Согласно этому порядку путевки на санаторное лечение и оздоровление детей приобретаются в соответствии с государственными контрактами на оказание услуг по оздоровлению детей, заключенными Департаментом здравоохранения Архангельской области с санаториями или оздоровительными лагерями. Финансовое обеспечение оплаты путевок осуществляется за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели уполномоченному исполнительному органу государственной власти по Архангельской области по организации отдыха и оздоровления детей в детских санаториях и детских санаторных оздоровительных лагерях круглосуточного действия.
3. Постановлением Правительства Вологодской области утвержден Порядок приобретения и выдачи путевок в организации, осуществляющие санаторное оздоровление детей, проживающих на территории Вологодской области, на 2010 год (проект).
Согласно данному порядку приобретение путевок обеспечивает Департамент труда и социального развития, при этом другой департамент области (Департамент здравоохранения) предоставляет ему расчет потребности в санаторно-оздоровительных путевках для детей, проживающих на территории области.
Департамент труда и социального развития осуществляет:
- приобретение путевок с учетом заявленной потребности и требований, установленных Законом о госзакупках*(5), в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Оплата путевок производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете;
- распределение путевок муниципальным районам области на основании ежегодно заявляемой потребности в санаторно-оздоровительных путевках;
- направление путевок уполномоченным органам либо учреждениям. Уполномоченные органы (учреждения), в свою очередь, регистрируют полученные путевки, обеспечивают их хранение и учет, оформляют и выдают их родителям, представляют ежеквартальный отчет о выдаче путевок.
Из вышесказанного следует, что в каждом субъекте РФ порядок обеспечения путевками в санаторные и оздоровительные учреждения детей, проживающих на территории данного субъекта, различен. Вместе с тем можно выделить следующие варианты финансирования расходов на санаторное лечение и оздоровление детей за счет средств субъектов РФ.
1. Приобретением и распределением путевок занимаются уполномоченные органы субъектов РФ, которым и выделяются на эти цели бюджетные средства. Такими уполномоченными органами могут выступать Минздравсоцразвития субъектов, органы соцзащиты и другие. По месту работы родителей такие путевки не предоставляются.
2. Путевки приобретаются организацией-работодателем по месту работы родителей. При этом часть стоимости детской путевки компенсируется за счет средств бюджета субъекта РФ, а часть - за счет средств родителей.
3. Путевки приобретаются родителями за счет собственных средств, а затем часть из них компенсируется из бюджета субъекта РФ. Сумма компенсации выделяется не самому родителю непосредственно, а через бюджетное учреждение, в котором он работает.
Нормативы оплаты стоимости путевок в детские лечебно-оздоровительные организации
В связи с тем что на 2010 год нормативы оплаты стоимости детских санаторных путевок не установлены, Минздравсоцразвития в Письме N 18-1/10/2-7642 рекомендует использовать нормативы, действовавшие до 2010 года.
Учитывая эти нормативы (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 N 148), субъекты РФ разрабатывают и устанавливают своими нормативными актами стоимость путевок, подлежащих оплате, по своему региону. Так, к примеру, в Московской области нормативы оплаты стоимости путевок следующие (п. 2 Постановления Правительства МО от 31.12.2009 N 1207/55):
- в детских санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия за 21 день пребывания - 12 600 руб., то есть 600 руб. в сутки;
- в загородных стационарных оздоровительных лагерях за 21 день пребывания - 11 445 руб., то есть 545 руб. в сутки.
В Нижегородской области в целях обеспечения отдыха и здоровья детей в 2010 году для оплаты за счет средств областного бюджета установлена средняя стоимость одного дня пребывания (Распоряжение Правительства Нижегородской области N 3182-р*(6)):
- в детских санаториях и санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) круглогодичного действия - 654 руб.;
- в загородных детских оздоровительно-образовательных центрах (лагерях) - 523 руб.
Бухгалтерский учет
Рассмотрим несколько вариантов приобретения санаторно-курортных и оздоровительных путевок для детей и компенсации их стоимости.
Расходы на приобретение санаторных путевок частично оплачиваются за счет средств бюджетов. Рассмотрим, как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению путевок бюджетными учреждениями, когда частичная оплата их стоимости поступает из бюджета субъекта РФ, а также операции по возмещению из бюджета частичной компенсации стоимости путевки, приобретенной родителем.
Пример 1
Уполномоченный орган субъекта РФ с учетом заявленной потребности и требований, установленных Законом о госзакупках, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели, приобретает санаторные путевки. Их оплата производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете. Далее путевки распределяются между детьми на основании ежегодно заявляемой потребности в санаторно-оздоровительных путевках. Оплата детской путевки производится частично за счет средств бюджета субъекта РФ (90% стоимости путевки), а частично за счет средств родителей (10% стоимости путевки). Родитель приходит за путевкой в уполномоченный орган субъекта РФ. Рассмотрим движение финансовых потоков по оплате одной путевки стоимостью 10 000 руб.
Операции по приобретению путевок будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Произведена оплата путевки уполномоченным органом субъекта РФ по выставленному организацией счету | 1 302 09 830 | 1 304 05 226 | 10 000 |
Получена путевка | 1 201 05 510 | 1 302 09 730 | 10 000 |
Поступили в кассу денежные средства от родителя в качестве частичной оплаты стоимости путевки (10 000 руб. x 10%) | 1 201 04 510 | 1 208 09 660 | 1 000 |
Зачислены средства на лицевой счет | 1 210 03 560 | 1 201 04 610 | 1 000 |
Восстановлены средства бюджета | 1 304 05 226 | 1 210 03 660 | 1 000 |
Выданы путевки | 1 208 09 560 | 2 201 05 610 | 10 000 |
Представлены отрывные талоны к санаторным путевкам | 1 401 01 226 | 2 208 09 660 | 10 000 |
Пример 2
Оплата детской санаторной путевки производится родителем. На основании представленных им документов и в соответствии с нормами законодательства родителю возмещается часть стоимости путевки (70%) за счет средств бюджета субъекта РФ. Выплата компенсации родителю производится наличными денежными средствами через кассу учреждения. При этом указанную компенсацию выплачивает бюджетное учреждение - работодатель, которому соответствующие средства выделяются из бюджета. Полная стоимость путевки равна 13 000 руб.
Операции по выплате компенсации будут отражены в бюджетном учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены обязательства учреждения по выплате работнику-родителю компенсации стоимости путевки, выделенной из бюджета (13 000 руб. x 70%) | 1 401 01 212 | 1 302 02 730 | 9 100 |
Выплачена компенсация работнику | 1 302 02 830 | 1 201 04 610 | 9 100 |
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации*(7) и рекомендациям по их применению, приведенным в Письме Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383, возмещение (компенсация) стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством случаях отражается по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.
Расходы на приобретение путевок оплачиваются за счет средств учреждения. Рассмотрим случаи, когда путевки работникам или их детям приобретаются учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Не стоит забывать, что учреждение может осуществлять такие расходы только в том случае, если соответствующая возможность прописана во внутреннем локальном документе (например, в коллективном договоре), а расходы предусмотрены в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
При этом дополнительно учреждению стоит разработать и утвердить порядок предоставления санаторных путевок, а именно:
- правила приема от работников заявок на получение путевок;
- количество путевок в год, которыми учреждение может обеспечить своих работников;
- порядок оплаты таких путевок. Могут быть несколько вариантов их оплаты:
а) учреждение вначале оплачивает путевку полностью, а затем работники компенсируют какую-то часть оплаты путем внесения наличных денег в кассу учреждения;
б) работники оплачивают полную стоимость путевок, а затем учреждение компенсирует им часть произведенных затрат.
Размеры компенсаций, выплачиваемых сотрудникам за путевки, либо средств, вносимых работниками для их приобретения, также устанавливаются учреждением внутренними локальными актами.
В бюджетном учете оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы учитываются на счете 2 201 05 000 "Денежные документы". Оплаченные путевки хранятся в кассе учреждения (п. 107 Инструкции N 148н*(8)).
Прием в кассу и выдача из кассы путевок оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с записью "Фондовый" на них. Учет операций с такими документами ведется на отдельных листах Кассовой книги (ф. 0504514). Приходные и расходные кассовые ордера с записью "Фондовый" регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций по денежным средствам (п. 108 Инструкции N 148н).
Аналитический учет оплаченных путевок ведется в карточке учета средств и расчетов.
Учет операций с денежными документами ведется в журнале по прочим операциям.
Обратите внимание! В случае если путевки получены безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций, учитывать их следует на забалансовом счете 08 "Путевки неоплаченные". При этом храниться они должны в кассе учреждения наравне с денежными документами (п. 263 Инструкции N 148н).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации и рекомендациями по их применению, приведенными в Письме Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383, расходы на приобретение неименных путевок для сотрудников учреждения на санаторно-курортное лечение следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Пример 3
Бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело 10 санаторных путевок для детей своих работников. Стоимость каждой из них составила 7 000 руб. Часть стоимости путевки (30%) работники компенсируют за счет своих личных средств путем внесения их в кассу учреждения.
Данные операции отразятся в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Произведена оплата путевок авансом* | 2 206 09 560 | 2 201 01 610 | 70 000 |
Получены путевки | 2 201 05 510 | 2 302 09 730 | 70 000 |
Зачтен перечисленный аванс | 2 302 09 830 | 2 206 09 660 | 70 000 |
Поступили в кассу денежные средства от родителей в возмещение части стоимости путевок (70 000 руб. x 30%) | 2 201 04 510 | 1 208 09 660 | 21 000 |
Выданы путевки | 2 208 09 560 | 2 201 05 610 | 70 000 |
Работниками представлены отрывные талоны к санаторным путевкам | 2 106 04 340 (226) | 2 208 09 660 | 49 000 |
* В соответствии с пп. "а" п. 8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в размере 100%. |
Отчетность по расходам на приобретение путевок в 2010 году
Напомним, что до 2010 года бюджетные учреждения, которые приобретали за счет средств ФСС санаторные путевки на оздоровление детей, обязаны были представлять по таким расходам отчетность в территориальный орган ФСС по форме-4 ФСС РФ, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111.
Информация по расходам на оздоровление детей указывалась в данной форме в разд. 1 "Для страхователей-налогоплательщиков, уплачивающих единый социальный налог", таблице 3 "Расходы на цели обязательного социального страхования с начала года", подзаголовок "Оздоровление детей".
С 2010 года отчетность в ФСС представляется по новой форме-4 ФСС РФ, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н. В ней отсутствуют показатели, раскрывающие величину расходов на приобретение санаторных путевок. Как мы говорили выше, это связано с тем, что в 2010 году за счет средств ФСС указанные расходы не финансируются.
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
*(4) Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309.
*(5) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(6) Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 N 3182-р "Об установлении средней стоимости одного дня пребывания детей в учреждениях, организующих отдых и оздоровление детей, набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием детей в 2010 году".
*(7) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.
*(8) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 148н (с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"