Институт временных судей в международных судах
Статья посвящена статусу временных судей в Международном суде ООН, Европейском Суде по правам человека, Межамериканском суде по правам человека, международных трибуналах по бывшей Югославии и Руанде.
Характерная особенность современных международных судов заключается в том, что учредительные документы некоторых из них помимо постоянных членов суда предусматривают назначение временных судей. К таковым относятся судьи ad hoc (в Международном суде ООН, Межамериканском и Европейском судах по правам человека) и судьи ad litem (в международных трибуналах по бывшей Югославии и Руанде).
В соответствии с Регламентом Европейского Суда по правам человека судья ad hoc - лицо, не являющееся избранным судьей, предложенное высокой договаривающейся стороной согласно п. 2 ст. 27 Конвенции в качестве члена Большой палаты и Палаты*(1). Регламент Международного суда ООН не дает дефиниции временного судьи, однако указывает, что судьи ad hoc выполняют свои функции наряду с постоянными судьями, не приобретая при этом статуса члена Международного суда ООН*(2). И.С. Марусин обращает внимание на то, что "временных судей необходимо отличать от судей, избранных или назначенных на вакантное место в случае отставки или досрочного освобождения от исполнения своих обязанностей одного из судей на период до истечения срока полномочий данного судьи. Эти судьи пользуются такими же правами, что и другие судьи, и разница между ними состоит лишь в сроке их полномочий"*(3).
Судьи ad hoc не входят в постоянный состав судов и участвуют в разбирательстве только тех дел, для рассмотрения которых непосредственно назначены. С точки зрения некоторых авторов, институт судей ad hoc привносит в организацию международных судов некоторые черты арбитража, поскольку порядок назначения временных судей отчасти совпадает с порядком назначения арбитров*(4). Так, судьи ad hoc назначаются в Международный суд ООН, Межамериканский и Европейский суды по правам человека, если в составе суда нет судьи, являющегося гражданином государства, выступающего стороной в споре. В таком случае заинтересованное государство имеет право назначить своего представителя в качестве временного судьи ad hoc. Интересно, что судья ad hoc необязательно должен быть гражданином государства, которое его назначает*(5). Для Европейского Суда по правам человека, в отношении которого действует правило "одно государство - один судья", необходимость назначения временного представителя может возникнуть, если избранный от того или иного государства судья по каким-то обстоятельствам не может принимать участие в работе суда. Назначение временного судьи - это не обязанность, а право государства, ограниченное сроком. Нарушение срока считается основанием для лишения заинтересованного государства возможности назначить своего судью.
Требования к судьям ad hoc аналогичны требованиям, предъявляемым к постоянным судьям при их избрании. Причем Регламентом Европейского Суда по правам человека предусмотрено лишение заинтересованного государства права назначить судью ad hoc, если оно дважды предлагало в этом качестве лиц, не соответствующих указанным требованиям*(6).
Правовой статус временного судьи в целом идентичен статусу постоянного судьи. Так, судья ad hoc при вступлении в должность делает то же торжественное заявление, что и другие члены суда, участвует в принятии решения по делу на основе равенства, имеет право голоса, получает вознаграждение за работу, пользуется теми же привилегиями и иммунитетами*(7). Как и постоянные члены, судьи ad hoc должны находиться в распоряжении суда и присутствовать на заседаниях по делу, для рассмотрения которого они назначены.
Вместе с тем полномочия временных судей в отличие от постоянных членов суда функционально ограничены. Они пользуются правами и исполняют обязанности судьи только в рамках рассмотрения конкретного дела. В частности, судьи ad hoc, привлекаемые к делу по процедуре Европейского Суда по правам человека, не участвуют в выборах председателя суда и его заместителей, а также председателей секций, секретаря-канцлера и его заместителей.
В институте судей ad hoc находит отражение один из основополагающих принципов международной судебной системы - принцип равенства сторон, гарантированный Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и учредительными документами самих судебных учреждений. Участие в разбирательстве дела члена суда, обладающего гражданством одной из сторон в споре, по всей видимости, несколько ущемляло бы права другой стороны, не имеющей среди судей "своего" представителя. В таком случае гражданство судьи могло бы вызвать у другой стороны обоснованные сомнения в его беспристрастности и независимости, особенно если принимать во внимание классическое для юриспруденции определение гражданства как юридической связи лица с государством. Восстановить статус-кво в отношениях между сторонами спора и обеспечить реализацию принципа равенства призван институт судей ad hoc. Заинтересованное государство, у которого в постоянном составе суда нет своего представителя, имеет право выбрать то или иное лицо в качестве судьи ad hoc, что позволяет уравнять шансы оппонентов в судебном разбирательстве.
Временные судьи вошли в состав международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 30 ноября 2000 г. N 1329*(8). Если первоначально в трибунале по бывшей Югославии было 11 постоянных судей, а в трибунале по Руанде - 6, то сейчас составы трибуналов расширены за счет увеличения количества постоянных судей и включения в них временных судей. Число временных представителей в трибуналах существенно превышает количество постоянных. Так, согласно резолюциям Совета Безопасности ООН от 30 ноября 2000 г. N 1329 и от 17 мая 2002 г. N 1411 в состав трибунала по бывшей Югославии входят 16 постоянных и 27 временных судей; трибунала по Руанде - 16 постоянных и 18 временных судей, при этом 7 из них - судьи Апелляционной палаты, общей для обоих трибуналов. Увеличение числа судей ad litem способствовало претворению в жизнь стратегии трибуналов, касающейся завершения их деятельности в 2008-2010 гг., как определено в Резолюции Совета Безопасности ООН N 1503.
В отличие от категории ad hoc судьи ad litem не назначаются сторонами спора, а выбираются Генеральной Ассамблеей ООН*(9). Требования, предъявляемые к кандидатам на пост временного судьи, аналогичны требованиям, предъявляемым к постоянным судьям: в качестве постоянных судей и судей ad litem избираются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. Предложить кандидатов на пост временного судьи вправе все государства-члены ООН и государства, не являющиеся членами ООН, которые имеют постоянные миссии наблюдателей в центральных учреждениях ООН, в течение 60 дней после соответствующего приглашения Генерального секретаря ООН. Полномочия судей ad litem по общему правилу функционально ограничены, однако судьи ad litem обладают правом выносить судебные решения в ходе досудебного разбирательства как по делам, для рассмотрения которых они были назначены, так и по другим делам, а также имеют некоторые полномочия по внутренним вопросам деятельности трибуналов (в частности, до принятия Правил процедуры и доказывания с временными судьями уголовных трибуналов проводятся консультации)*(10). Такие исключения, вероятно, обусловлены стремлением руководства трибуналов максимально использовать имеющийся в их распоряжении резерв временных судей. Временные и постоянные судьи югославского и руандийского трибуналов выбираются на четырехлетний срок, причем мандаты временных судей в отличие от мандатов постоянных судей невозобновляемы. В течение этого четырехлетнего срока Генеральный секретарь ООН привлекает по просьбе председателя трибунала того или иного временного судью для участия в слушании одного или нескольких дел. Общая продолжительность участия данного судьи в работе трибунала не может превышать трех лет.
Судьи ad litem пользуются теми же условиями службы, что и постоянные судьи, включая привилегии, иммунитеты и льготы постоянных судей, обладают схожими полномочиями, за исключением права участвовать в пересмотре обвинительного заключения, в консультациях с председателем трибунала относительно распределения судей по палатам или помилования либо смягчения приговора, в голосовании на пленарных заседаниях трибунала или судебной палаты при внесении изменений и принятии новых Правил процедуры и доказывания; быть избранными на должность председателя трибунала или председательствующего судьи Судебной камеры и голосовать при их выборах*(11).
Таким образом, несмотря на то что и судьи ad hoc, и судьи ad litem определены как судьи временные, правовая природа этих институтов различна. Разница между ними состоит в порядке наделения судебными полномочиями (судьи ad hoc назначаются сторонами спора, а судьи ad litem выбираются Генеральной Ассамблеей ООН); объеме полномочий (компетенция судей ad litem шире, чем судей ad hoc); сроке полномочий (судьи ad litem могут назначаться для участия в слушании нескольких дел, срок их полномочий ограничен не периодом рассмотрения конкретного дела, как это предусмотрено в отношении судей ad hoc, а конкретным четырехлетним сроком). Судьи ad hoc в Международном суде ООН, Межамериканском и Европейском судах по правам человека призваны обеспечить равенство сторон. Это принципиально отличает их от категории ad litem, учреждение которой в международных трибуналах было обусловлено преимущественно практическими целями: необходимостью преодолеть такие недостатки в работе, как низкая производительность и медлительность при высоких финансовых издержках.
А.С. Худынцева,
аспирант УрГЮА (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", N 3, май-июнь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правило 1 Регламента Европейского Суда по правам человека // URL: http://www.echr.coe.int.
*(2) Пункт 3 ст. 1 Регламента Международного суда ООН.
*(3) Марусин И.С. Физические лица в международных судах: новые тенденции в развитии международных судебных учреждений. СПб., 2007. С. 133.
*(4) Кожевников Ф.И. Сессии Международного суда ООН в 1960 г. // Сов. государство и право. 1961. N 5. С. 88-97.
*(5) URL:http://www.un.org/russian/icj.
*(6) Правило 29 Регламента Европейского Суда по правам человека // URL: http://www.echr.coe.int.
*(7) Статьи 6, 8 Регламента Международного суда ООН.
*(8) Резолюция 1329, принятая Советом Безопасности ООН 30 ноября 2000 г.
*(9) Статья 13 (тер.) Резолюции 1329, принятой Советом Безопасности ООН 30 ноября 2000 г.
*(10) Статья 13 (кватер) Резолюции 1481 (2000), принятой Советом Безопасности ООН 19 мая 2003 г.
*(11) Резолюция 1481 (2003), принятая Советом Безопасности ООН 19 мая 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Институт временных судей в международных судах
Автор
А.С. Худынцева - аспирант УрГЮА (Екатеринбург).
"Российский юридический журнал", 2009, N 3