Товарный знак. Аспекты бухгалтерского учета и налогообложения
Зачем нужен товарный знак? Ответ на данный вопрос хочется начать с определения, закрепленного в п. 1 ст. 1477 ГК РФ: товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. А что, собственно, дает эта индивидуализация*(1)? Посредством товарного знака продукцию предприятия можно отличить от товаров-заменителей. Грамотное использование товарного знака (при условии надлежащего качества продукции) позволяет больше зарабатывать*(2). И наконец, зарегистрированный товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции от недобросовестных конкурентов*(3). В свою очередь, покупатель, удовлетворенный качеством продукта, защищенного товарным знаком, впоследствии легче находит изделия той же фирмы.
В качестве товарных знаков регистрируют словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 ГК РФ). Исключительные права на товарный знак действуют с момента его государственной регистрации в течение десяти лет со дня подачи заявки на эту регистрацию. Однако срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Причем продлять данный срок можно неограниченное число раз (ст. 1491 ГК РФ).
Для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак правообладатель рядом с товарным знаком помещает латинскую букву "R" или латинскую букву "R" в окружности либо словесное обозначение "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак".
Обратите внимание! В случае неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно. При этом бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе. Под использованием товарного знака понимается индивидуализация товаров, изготовленных самим правообладателем либо лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора (о лицензионном договоре читайте в разделе "Передача (получение) товарного знака в пользование").
Принятие к учету и амортизация
Специальным бухгалтерским стандартом, регулирующим правила учета нематериальных активов в общем и товарных знаков в частности, является ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(4). Согласно п. 3 данного нормативного акта для принятия объекта к учету в качестве НМА необходимо выполнение ряда условий:
- способность приносить доход;
- обладание исключительными правами на объект;
- возможность отделения объекта от других активов и определения его стоимости;
- предполагаемый срок использования - более 12 месяцев;
- отсутствие материально-вещественной формы.
Напомним одно из золотых правил бухгалтерского учета: есть документ - есть бухучет, нет документа - нет бухучета. Поскольку правовая охрана товарного знака начинается с его государственной регистрации, по мнению автора, все вышеперечисленные условия будут соблюдены лишь с этой даты. И пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что в свидетельстве на товарный знак его приоритет установлен с другой даты (со дня подачи заявки на регистрацию товарного знака), нужная вам дата будет стоять после слов "Зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации". Следовательно, фактический срок правовой охраны, основанной на государственной регистрации товарного знака, составит менее 120 месяцев (обычно на рассмотрение заявки уходит около года).
Товарные знаки учитываются в составе НМА по фактической (первоначальной) стоимости, которая формируется из:
- сумм, уплачиваемых в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);
- невозмещаемых сумм налогов, государственных, патентных и иных пошлин, уплачиваемых в связи с приобретением актива*(5);
- сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА;
- заработной платы работников и начислений на социальные нужды;
- иных расходов, непосредственно связанных с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях (п. 4, 6, 8, 9 ПБУ 14/2007)*(6).
Похожий порядок отнесения активов к НМА и определения их первоначальной стоимости закреплен и в целях налогообложения прибыли (п. 3 ст. 257 НК РФ). Однако, как указано в Письме Минфина России от 27.02.2009 N 03-03-06/1/99, в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость товарного знака должна превышать 20 000 руб., в противном случае затраты по приобретению НМА будут признаваться в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Поскольку в бухгалтерском учете ценового критерия нет, стоимость объекта 20 000 руб. и менее все равно будет погашаться посредством амортизации, в результате по правилам ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"*(7) образуются временные разницы, формирующие отложенные налоговые обязательства.
Обратите внимание! Если затраты на регистрацию товарного знака произведены, но в его регистрации отказано, то расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Именно такой вывод сделан в Постановлении ФАС МО от 01.10.2008 N КА-А40/9241-08. Арбитры подчеркнули, что для признания расходов важно намерение получить доход, а не результат.
В силу п. 28, 29 ПБУ 14/2007 амортизация стоимости НМА начисляется следующими способами: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В целях налогообложения прибыли предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный (совпадает с бухгалтерским) и нелинейный (не совпадает с бухгалтерскими способами)*(8) (п. 1 ст. 259 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/79). Однако на практике начисление амортизации по товарному знаку обычно производится линейным способом как в целях бухгалтерского учета, так и при налогообложении прибыли.
Примечание. По правилам бухгалтерского учета способ определения амортизации НМА ежегодно должен проверяться его организацией на необходимость его уточнения (п. 30 ПБУ 14/2007).
К сведению. Размещение на поверхности служебных автомобилей рекламной наклейки, содержащей телефон и товарный знак организации, не является предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Поэтому указанный вид деятельности (самореклама) не подпадает под уплату ЕНВД (Письмо УФНС по г. Москве от 10.02.2010 N 16-15/013826).
Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению по объектам НМА предусмотрено два способа отражения амортизации: с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов" и без использования данного счета. В последнем случае начисленные суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно в кредит счета 04 "Нематериальные активы".
Пример 1
Предприятие получило правовую охрану товарного знака сроком на 100 мес. Стоимость товарного знака - 20 000 руб. Амортизация начисляется с применением счета 05.
В бухгалтерском учете будет составлена следующая корреспонденция счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В месяце получения правовой охраны товарного знака | |||
Товарный знак принят к учету | 20 000 | ||
Отражено отложенное налоговое обязательство (20 000 руб. х 20%) | 4 000 | ||
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем получения правовой охраны товарного знака | |||
Отражена амортизация товарного знака (20 000 руб. / 100 мес.) | 200 | ||
Отражено погашение части отложенного налогового обязательства (200 руб. х 20%) | 40 |
При международной регистрации товарного знака нередко возникают вопросы по отражению произведенных затрат, поскольку только основная пошлина (без учета повышающих коэффициентов, добавочных сборов и дополнительных пошлин) составляет 790 швейцарских франков*(9), что равняется примерно 21 500 руб.
По мнению Минфина, основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации. При этом стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ. Таким образом, говорят чиновники, исходя из ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(10), расходы организации, связанные с международной регистрацией знаков, применяемых для товаров или услуг, следует рассматривать в качестве расходов по обычным видам деятельности (Письмо от 29.03.2005 N 07-05-06/91).
Данный подход не единственно возможный. Другие специалисты отмечают, что действие исключительных прав на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, ограничивается территорией России. Функция такого товарного знака состоит в индивидуализации и правовой охране выполняемых работ, оказываемых услуг, которые осуществляются на территории РФ. Следовательно, при международной регистрации знак обслуживания приобретает самостоятельную функцию - индивидуализация продукции и ее защита на территории иностранных государств. При этом выполняются все условия, установленные п. 3 ПБУ 14/2007, позволяющие принять к учету новый объект.
Поскольку мнения специалистов по данному вопросу разделились, предлагаем сделать вам выбор самостоятельно, но имейте в виду, что расходы на международную регистрацию товарного знака, принятого к бухгалтерскому учету в составе НМА, аналогичным образом необходимо отразить и в целях налогообложения, а это, насколько мы понимаем, не в интересах организации.
Очередные десять лет
Выше мы упомянули, что срок действия исключительного права на товарный знак по заявлению правообладателя может быть продлен на десять лет. Причем затраты на данную операцию вполне могут превысить 20 000 руб., поскольку только госпошлина составляет 15 000 руб.*(11) Указанная операция нередко вызывает вопросы, поэтому остановимся на ней подробнее.
Поскольку по правилам РСБУ в данном случае пересмотр стоимости товарного знака не допускается, мы должны говорить о расходах организации. Другой вопрос состоит в том, в каком периоде такие расходы должны быть учтены. Для ответа на него обратимся к п. 65 Положения N 34н*(12): затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся. Следовательно, поскольку правовая охрана продлевается на десять лет, в бухгалтерском учете произведенные в связи с этим расходы будут ежемесячно списываться по 1/120.
Несколько слов скажем о налоге на прибыль. При рассмотрении подобной проблемы ФАС ВВО в Постановлении от 26.11.2004 N А11-3274/2004-К2-Е-2706 руководствовался пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ. По мнению арбитров, пошлина за продление срока действия регистрации товарного знака является периодическим платежом, поэтому учитывается в целях налогообложения прибыли единовременно в периоде уплаты.
По мнению столичных налоговиков, расходы по уплате пошлин за продление срока действия регистрации товарного знака учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо от 20.02.2008 N 20-12/015948).
Нам представляется, что наиболее подходящая ссылка, указывающая на момент признания расходов, - пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Пример 2
Правовая охрана товарного знака оканчивается в июле 2010 г. Для продления срока действия исключительного права организация в июне уплатила пошлину - 15 000 руб.
В бухгалтерском учете будет составлена следующая корреспонденция счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Июнь 2010 г. | |||
Отражено перечисление пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак | 15 000 | ||
Сумма пошлины отражена в составе расходов будущих периодов | 15 000 | ||
Учтено отложенное налоговое обязательство (15 000 руб. х 20%) | 3 000 | ||
Ежемесячно с августа 2010 г. по июль 2020 г. | |||
Списана соответствующая часть расходов будущих периодов (15 000 руб. / 120 мес.) | 125 | ||
Отражено погашение части отложенного налогового обязательства (3 000 руб. / 120 мес.) | 25 |
Передача (получение) товарного знака в пользование
Как правило*(13), товарный знак предоставляется в пользование по лицензионному договору (одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к конкретной сфере предпринимательской деятельности (ст. 1489 ГК РФ)). Данный договор, как и само исключительное право, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1490 ГК РФ).
Несмотря на то, что в ст. 1489 ГК РФ ничего не говорится про оплату, в силу общей нормы - п. 3 ст. 423 ГК РФ такие договоры обычно возмездные. За использование товарного знака традиционно предусматривают один из двух видов платежей: единовременный (паушальный) или периодический (роялти).
В бухгалтерском учете лицензиата, принимая во внимание вышеупомянутый п. 65 Положения N 34н, паушальный платеж необходимо распределить на весь период действия договора. Строго говоря, и роялти не всегда уплачиваются ежемесячно, в таком случае они также аккумулируются на счете 97 (если осуществлена предварительная оплата), а затем в соответствующей части списываются на счета учета затрат на производство или расходов на продажу. Кстати, неисключительные права на товарный знак также необходимо отразить за балансом в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
В целях налогообложения прибыли периодические (текущие) платежи за пользование правами на средства индивидуализации признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ), на одну из дат (элемент учетной политики): на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Показательный, на наш взгляд, случай рассмотрен ФАС МО в Постановлении от 22.04.2010 N КА-А40/3571-10. По мнению инспекции, налогоплательщик неправомерно учитывал в составе расходов по налогу на прибыль в 2005 году затраты (в виде роялти), относящиеся к другим налоговым периодам (2001-2004 гг.), что привело к неуплате налога на прибыль. Однако, как установил суд, по условиям лицензионного договора расчеты за пользование товарными знаками должны производиться с 2005 года, следовательно, именно в 2005 году заявитель обязан был включить в состав расходов соответствующую сумму роялти.
Что касается лицензиара, то для него доходы, получаемые организацией от предоставления за плату своих прав, когда это не является предметом ее деятельности, относятся к прочим доходам (п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(14)). Если лицензионные платежи уплачиваются неравномерно, то в бухгалтерском учете используется счет 98, субсчет 1. По правилам гл. 25 НК РФ доходы от предоставления в пользование прав на товарный знак относятся к внереализационным доходам (п. 5 ст. 250 НК РФ) и учитываются в порядке, аналогичном порядку признания расходов (пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).
И еще: лицензионные платежи облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Идем на сближение с IAS*(15)
Вернемся немного назад. С бухгалтерской отчетности 2008 года старое ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"*(16) утратило силу и ему на смену пришло новое ПБУ 14/2007, в котором нашли отражение правила, заимствованные из IAS 38*(17) и не характерные для российской системы бухгалтерского учета и отчетности. Среди них: пересмотр сроков полезного использования, переоценка и проверка на обесценение объектов НМА. Остановимся на каждом подробнее.
Пересмотр сроков полезного использования (СПИ)
Строго говоря, первое, что должен сделать бухгалтер после принятия к учету товарного знака, - это определить его СПИ. Он будет равен числу месяцев, оставшихся до даты окончания правовой охраны товарного знака.
Конечно, согласно п. 25 ПБУ 14/2007 для отдельных видов НМА срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида. В то же время мы полагаем, что при определении СПИ товарных знаков целесообразно исходить из срока действия прав организации на средство индивидуализации (п. 26 ПБУ 14/2007).
СПИ ежегодно должен проверяться организацией на необходимость его уточнения (п. 27 ПБУ 14/2007). В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, СПИ корректируется, а в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года отражаются изменения в оценочных значениях. По правилам, установленным п. 4 ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений"*(18), изменение оценочного значения: подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
- периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
- периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
Обратите внимание! Исключение составляют изменения оценочного значения, непосредственно влияющие на величину капитала организации, которые корректируют соответствующие статьи капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.
Существенное изменение СПИ товарного знака окажет влияние как на текущую бухгалтерскую отчетность, так и на отчетность будущих периодов.
Пример 3
ООО "Квадрат" имеет на балансе товарный знак, первоначальная стоимость которого составила 190 000 руб., СПИ - 100 мес. В декабре 2009 г. подана первоначальная заявка на новый товарный знак в связи с ребрендингом. По состоянию на 01.01.2010 первоначальный товарный знак использовался в течение 50 мес. Регистрация и использование нового товарного знака должны начаться спустя 15 мес. с момента подачи соответствующей заявки. Счет 05 не применяется.
Первоначальная норма амортизации составляла 1 900 руб. в месяц (190 000 руб. / 100 мес.). За время эксплуатации товарного знака до подачи заявки на регистрацию нового средства индивидуализации сумма начисленной амортизации равна 95 000 руб. (1 900 руб. х 50 мес.).
Из-за ребрендинга новый СПИ - 65 мес. (50 + 15). Таким образом, с учетом данного СПИ норма амортизации должна составить 2 923 руб. (190 000 руб. / 65 мес.), а сумма начисленной амортизации - 146 154 руб. (2 923 руб. х 50 мес.).
Следовательно, разница между фактически начисленной и расчетной амортизацией в связи с изменением оценочного значения будет равна 51 154 руб. (146 154 - 95 000).
В бухгалтерском учете ООО "Квадрат" будут составлены проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Декабрь 2009 г. | |||
Отражено начисление амортизации товарного знака | 1 900 | ||
Январь 2010 г. | |||
Отражено начисление амортизации товарного знака | 2 923 | ||
Учтено изменение оценочного значения | 51 154 | ||
Отражен отложенный налоговый актив* (51 154 руб. х 20%) | 10 231 | ||
Ежемесячно с февраля 2010 г. по март 2011 г. | |||
Отражено начисление амортизации товарного знака | 2 923 | ||
Отражен отложенный налоговый актив* ((2 923 - 1 900) руб. х 20%) | 205 | ||
Март 2011 г. | |||
Отражено погашение отложенного налогового актива** ((10 231 + 205) руб. х 15 мес.) | 5 000 | ||
* Вследствие того, что гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ не предоставляет возможности пересмотра нормы амортизации в связи с изменениями оценочных значений, в бухгалтерском учете возникают временные разницы, которые формируют отложенные налоговые активы (п. 14 ПБУ 18/02). ** Не учтенная при налогообложении в расходах сумма амортизации при списании товарного знака единовременно признается в составе внереализационных расходов (подробности читайте в разделе "Ликвидация"). |
Проверка на обесценение
По правилам, установленным п. 22 ПБУ 14/2007, НМА могут проверяться на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности*(19). Насколько нам известно, легального перевода МСФО и уж тем более их официальной публикации нет и в ближайшее время не предвидится, поэтому считаем указанное правило некорректным. Вместе с тем если исходить из требования осмотрительности, закрепленного в п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(20), то предприятие вправе провести проверку на обесценение по международным правилам*(21).
Переоценка
Согласно п. 17 ПБУ 14/2007 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов. Российские бухгалтерские стандарты не содержат определения активного рынка, поэтому обратимся к исходному документу, на основании которого составлено ПБУ 14/2007. Согласно IAS 38 активный рынок - это рынок, на котором выполняются сразу три условия:
- обращающиеся на рынке товары являются одинаковыми;
- желающие совершить сделку покупатели и продавцы обычно могут быть найдены в любое время;
- информация о ценах является публичной.
Примечание. В отличие от переоценки основных средств, при которой пересчитывается первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, при переоценке объектов НМА пересчитывается остаточная (балансовая) стоимость (п. 19 ПБУ 14/2007).
В пункте 67 IAS 38 говорится, что в отношении товарных знаков никакого активного рынка не может быть, а сравнивать идентичные объекты также считаем некорректно. Таким образом, принимая во внимание пп. "е" п. 3 ПБУ 14/2007, остается признать, что у нас недостаточно оснований для достоверной оценки переоцененной стоимости объекта, а без нее мы не вправе принять товарный знак к учету.
Ликвидация
В силу п. 34 ПБУ 14/2007 стоимость товарного знака, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Одновременно списывается сумма накопленных амортизационных отчислений. Доходы и расходы от этой операции относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов.
Что касается налогообложения прибыли, то до недавнего времени списание в расходы сумм амортизации при выбытии НМА вызывало споры с чиновниками (письма Минфина России от 21.02.2007 N 03-03-06/4/17, от 07.11.2006 N 03-03-04/1/723). С 2009 года законодатель изменил пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. С этой даты суммы недоначисленной амортизации по объектам НМА учитываются во внереализационных расходах. Однако данный порядок действует только при начислении амортизации линейным методом. В противном случае нужно руководствоваться п. 13 ст. 259.2 НК РФ.
М.В. Моисеев,
редактор журнала "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) К сведению: самым старым российским товарным знаком является товарный знак Уральского завода тяжелого машиностроения, который был зарегистрирован в 1940 году.
*(2) Обычно цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-25% выше, чем цена товаров неизвестных производителей.
*(3) Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. руб., на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб. При этом предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, конфискуются (ст. 14.10 КоАП РФ).
*(4) Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
*(5) Пошлины, связанные с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, установлены п. 2 приложения к Положению о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941.
*(6) Особенности определения первоначальной стоимости НМА при внесении актива в счет вклада в уставный (складочный) капитал, приватизации государственного и муниципального имущества способом преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, дарения, расчетов за товарный знак неденежными средствами установлены п. 11, 12, 13, 14 ПБУ 14/2007 соответственно.
*(7) Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
*(8) Нелинейный метод заслуживает рассмотрения в отдельной статье, поэтому мы будем говорить только про линейный способ.
*(9) Правило 32 Соглашения о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14.04.1891).
*(10) Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
*(11) См. п. 2.35 приложения к Постановлению Правительства РФ от 10.12.2008 N 941.
*(12) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
*(13) Гражданский кодекс содержит еще один институт, по которому могут предоставляться в пользование права на товарный знак, - договор коммерческой концессии (гл. 54).
*(14) Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
*(15) IAS - общепринятое сокращение International Accounting Standards (Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО).
*(16) Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
*(17) IAS 38 "Intangible Assets" ("Нематериальные активы").
*(18) Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
*(19) Имеется в виду IAS 36 "Impairment of Assets" ("Обесценение активов").
*(20) Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
*(21) Данная тема заслуживает рассмотрения в отдельной статье.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"