"1С:Предприятие 8": начисление платы за жилищно-коммунальные услуги
Начисление платы за жилье и коммунальные услуги, ведение учета фактически выполненной оплаты являются ответственными и достаточно трудоемкими задачами по нескольким причинам. К одной из них можно отнести постоянный рост тарифов, который вызван поэтапным переходом к полной оплате населением всех затрат отрасли в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства. Другой причиной является необходимость учета при начислении платы за жилье и коммунальные услуги субсидий, предоставляемых государством некоторым категориям граждан, а также документов, подтверждающих наличие субсидий.
Управляющая компания ООО "Павловское жилищно-коммунальное хозяйство" (г. Павловск, Алтайский край) оказывает услуги по эксплуатации жилищного фонда, выполняет начисление и сбор платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и услуги по содержанию жилищного фонда, а также производит расчет с поставщиками ЖКУ.
Эксплуатационные расходы компания рассчитывает на основе общегородских тарифов. Расходы на коммунальные услуги определяются по фактическим объемам потребления на основании счетов, выставленных поставщиками коммунальных услуг. При этом компания обеспечивает предоставление гражданам всех льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предусмотрены законодательством.
Начисление оплаты за различные услуги специалисты управляющей компании длительное время выполняли вручную. После ознакомления с прикладным решением "Начисление жилищно-коммунальных услуг" на платформе "1С:Предприятие 8", разработанным научно-исследовательским центром "Системы управления" (1С:Франчайзи, г. Барнаул), руководство управляющей компании приняло решение о его внедрении.
Программа "Начисление жилищно-коммунальных услуг" позволяет производить начисление платы за ЖКУ и вести учет полученной оплаты. При начислении платы учитывается множество параметров, влияющих на размер начисления. Предусмотрено формирование отчета по оплате ЖКУ, ведомости, выписки, отчета по динамике оплаты за любой период и т.д. Отчеты можно формировать в разрезе жилищно-эксплуатационных участков, лицевых счетов и услуг.
В рамках проекта автоматизации специалисты НИЦ "Системы управления" должны были внедрить информационную систему, разработать дополнительные формы и отчеты, провести обучение пользователей, предоставить услуги линии консультации и ряд других услуг.
Преимущества автоматизации сотрудники управляющей компании оценили уже через месяц после начала работы с новой информационной системой. Так, автоматизация привела к повышению качества услуг. Уменьшение времени, необходимого для обслуживания клиентов, способствовало повышению степени удовлетворенности жильцов и их лояльности к сотрудникам управляющей компании. Теперь для выполнения прежнего объема требуется меньше трудозатрат сотрудников компании.
Квитанции на оплату
В программе предусмотрен учет жилого фонда, а также учет лицевых счетов жильцов. Квитанции на оплату формируются автоматически с учетом введенных данных о временно проживающих и отсутствующих жильцах, об имеющихся льготах и субсидиях. Квитанция имеет стандартную печатную форму. Подсчет стоимости всех услуг производится с учетом количества прописанных человек, общей площади квартиры и процента льгот. Специальный механизм позволяет сформировать при выписке квитанций отчетность по льготам и субсидиям, что значительно облегчает работу специалистов.
Учет по приборам
Плата за горячую и холодную воду, а также за отопление составляет значительную долю расходов для многих семей. Возможность снижать потребление, а также платить за фактически потребленные ресурсы является для них насущной задачей.
Внедрение системы позволило управляющей компании автоматизировать учет потребления услуг по данным приборов учета и производить начисления в соответствии с фактическим расходом ресурсов. Программа обеспечивает быстрое и безошибочное выполнение индивидуальных начислений и начислений по актам. Это помогает избежать конфликтных ситуаций с жильцами и поставщиками услуг, которые ранее нередко возникали при перерасходе услуг или при неполном оказании услуг.
Кроме того, у жильцов появилась возможность самостоятельно вводить в систему показания приборов учета через Интернет. Таким образом, им больше не нужно подстраиваться под работу специалистов управляющей компании, каждый жилец может внести данную информацию в любое удобное для него время.
Обмен данными
В системе реализован автоматический обмен данными по субсидиям и льготам с организациями социальной защиты. Это позволяет экономить время сотрудников и повысить степень их удовлетворенности работой.
Наиболее трудоемкой задачей при проведении расчетов с жильцами является учет поступившей оплаты. Для облегчения учета оплаты в системе реализован обмен данными с платежными системами. Все поступившие платежи автоматически загружаются и обрабатываются программой. Автоматизация учета оплаты позволила управляющей компании снизить трудозатраты на ведение данного учета в десятки раз.
В системе предусмотрены формирование отчетности по должникам, копий лицевого счета, получение статистики по оплате по дому, а также данных о динамике начислений и оплат и т.д. Наличие разнообразных отчетов позволяет управляющей компании обеспечить надлежащий контроль над своевременной оплатой ЖКУ.
Автоматизированная система проста в использовании, имеет удобный, несложный, понятный интерфейс.
Программный комплекс для ЖКХ
Прикладное решение "Начисление жилищно-коммунальных услуг" наряду с решениями "Подомовой учет и отчетность", "Служба паспортного учета", "Аварийно-диспетчерская служба" и "Приборы учета" входит в "Программный комплекс для ЖКХ" на платформе "1С:Предприятие 8". Все перечисленные прикладные решения можно использовать как в комплексе, так и по отдельности.
Положительно оценив результаты эксплуатации автоматизированной системы на основе программы "Начисление жилищно-коммунальных услуг", руководство управляющей компании приняло решение о внедрении всего "Программного комплекса для ЖКХ".
Прикладное решение "Начисление жилищно-коммунальных услуг" получило от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ "1С: Предприятие".
Е. Юртайкин,
1С:Франчайзи НИЦ "Системы управления"
"Финансовая газета", N 31, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.