Комментарий к письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.03.2010 N Д22-231
Государственный (муниципальный) контракт в условиях кризиса - это гарантия получения не только постоянного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для дальнейшего развития организации, но и своевременной их оплаты. Порядок его заключения регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках).
О требованиях к размещению госзаказа
Согласно действующему порядку размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства может осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. В силу ст. 11 Закона о госзакупках при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа могут предъявляться только те требования, которые установлены законодательством РФ, а именно:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым согласно законодательству РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить такое требование к участникам размещения заказа, как отсутствие в предусмотренном Законом о госзакупках реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
В Письме от 09.03.2010 N Д05-643 Минэкономразвития обращает внимание на то, что в случае, если объявлен конкурс на оказание услуг по реставрации и воссозданию произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, уполномоченный орган, осуществляющий проведение такого конкурса, не вправе требовать от лиц, которые намерены оказывать данные услуги, наличия у них допуска СРО, созданных в области строительства. При этом ведомство разъясняет, что согласно ст. 47, 48 и 52 ГрК РФ наличие допуска СРО, создаваемых в строительной сфере, требуется только при осуществлении видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, а также строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, при условии, что их осуществление оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень таких работ утвержден Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 N 274*(1). Отношения в области реставрации и воссоздания произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства не являются предметом Градостроительного кодекса, следовательно, данные работы могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без наличия допуска СРО.
Об обеспечении заявки на участие в аукционе
Закон о госзакупках предусматривает возможность установления заказчиком, уполномоченным органом требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе.
Ранее Минэкономразвития по данному поводу давало следующие разъяснения (Письмо от 05.02.2008 N Д04-279). В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом о госзакупках предусмотрен ряд защитных механизмов. Одним из них является возможность установления заказчиком требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (п. 4 ст. 20 и п. 5 ст. 32 Закона о госзакупках).
Кроме того, предусмотрена возможность установления заказчиком требования обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта. Размер обеспечения не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн. руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта - в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса (пп. 15.2 п. 4 ст. 22 и пп. 9 п. 4 ст. 34 Закона о госзакупках).
В Письме от 12.04.2010 N Д22-401 Минэкономразвития в дополнение к вышесказанному отметило: безотзывная банковская гарантия в соответствии с п. 4 ст. 38 Закона о госзакупках может являться средством обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, но не средством обеспечения заявки на участие в аукционе. Таким образом, обеспечение заявки на участие в аукционе возможно только путем внесения денежных средств на счет уполномоченного органа, осуществляющего проведение аукциона.
Об исполнении государственного (муниципального) контракта
В соответствии со ст. 38 Закона о госзакупках государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона -со дня подписания протокола аукциона.
В Письме от 05.03.2010 N Д22-231 Минэкономразвития обращает внимание на следующий момент исполнения обязательств, установленных госконтрактом. Согласно п. 6.1 ст. 9 Закона о госзакупках не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении госконтракта. Исключение составляют случаи, когда в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения образуется новое юридическое лицо - правопреемник поставщика (исполнителя, подрядчика) по контракту. Он является новым поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по контракту. При реорганизации в форме разделения и выделения перемены исполнителя не происходит, то есть вновь образованное юридическое лицо не может быть новым поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по контракту.
Таким образом, в соответствии с законодательством в сфере размещения заказов запрещается переуступка прав и обязанностей участников размещения заказов по заключенным государственным и муниципальным контрактам.
Минэкономразвития в Письме N Д22-231 обращает внимание на то, что передача исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком), с которым заключен такой контракт, другому поставщику (исполнителю, подрядчику) является ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках, и влечет за собой право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
В то же время в соответствии с положениями ГК РФ при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе для государственных и муниципальных нужд исполнитель по такому договору в общем случае не ограничен в возможностях по привлечению соисполнителей (субподрядчиков). При этом при привлечении соисполнителей ответственность за их действия перед заказчиком будет нести исполнитель, с которым заключен государственный контракт по результатам размещения заказа. Расчеты за поставленные соисполнителями товары, выполненные работы, оказанные услуги будет осуществлять исполнитель, а не заказчик.
Внимание! Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Документ вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования*(2).
С.Р. Валова,
эксперт журнала
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 7, июль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ утрачивает силу с 01.07.2010 в связи с изданием Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
*(2) На момент выхода журнала в печать данный документ опубликован не был.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"