Особенности финансовой работы АУ
Финансовая работа автономного учреждения, как и любой другой организации, призвана обеспечивать его эффективную жизнедеятельность. С одной стороны, автономный статус дает определенные свободы, с другой - формирует дополнительные риски. Все это в совокупности создает особенности функционирования финансов.
Управление финансами (системой денежных отношений) подчинено основной цели существования организации. Для коммерческих компаний такой целью является извлечение прибыли. Цель же АУ прописана в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях": автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и ли муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (выделено автором статьи). Таким образом, финансовая работа АУ представляет собой деятельность по своевременному и полному обеспечению учреждения финансовыми ресурсами: в первую очередь для выполнения обязательств перед учредителем, а во вторую - для удовлетворения текущих нужд и осуществления инвестиционной деятельности.
Немного экономической теории. Основными предметами финансовой работы являются финансовые отношения и финансовые потоки. Финансовые отношения с учредителем, клиентами, поставщиками, финансовыми организациями, бюджетом и т.д. обеспечивают получение доходов (или экономию расходов). Финансовые потоки благодаря их достаточности, своевременности, гибкости поддерживают надлежащий уровень платежеспособности и кредитоспособности.
Воздействие на предмет финансовой работы идет по трем основным направлениям: планирование, оперативное управление, анализ и контроль. В целом систему финансовой работы АУ можно представить в виде таблицы:
В таблице показано, какие документы создаются, какие показатели рассчитываются для выполнения задач по финансовой работе АУ. В разделе "Планирование доходов" указаны также устанавливаемые учредителем нормативы подушевого финансирования, поскольку они являются уже разработанным плановым показателем. В разделе "Анализ и контроль" указаны специфические риски (при этом подразумевается, что они не характерны для государственных и муниципальных учреждений, но присущи коммерческим организациям).
Представленная схема финансовой работы удобна для решения задачи организации финансовой службы. Она в отличие от бухгалтерии не является обязательной структурной единицей, поэтому руководителю АУ можно первоначально взять на себя часть нагрузки по финансовой работе, а также возложить ее на руководителей среднего звена и бухгалтерию. Но на определенном этапе развития АУ целесообразно создание финансовой службы - это обычно продиктовано растущими доходами от коммерческой деятельности и планами по развитию материально-технической базы.
Теперь остановимся на некоторых практических моментах финансовой работы АУ. Начнем с такого специфического способа получения доходов, как благотворительность.
Благотворительность как способ получения доходов
Основные поступления АУ формируются от субвенций и субсидий на выполнение задания учредителя, что обеспечивает финансовую стабильность АУ. Прочая деятельность учреждения не должна подвергать риску выполнение задания, однако коммерческая деятельность по определению рисковая. Кроме того, такой разрешенный финансовый инструмент, как кредитование, значительно повышает и доходность, и риски. Какое решение принять? Отказываться от предоставленных законодателем возможностей в ущерб потенциальным прибылям и перспективам развития? По мнению автора, несмотря на имеющиеся риски, следует развивать предпринимательскую деятельность на основе налаженной финансовой политики, включающей в себя политику в области кредитования, управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также управления затратами.
В качестве варианта дополнительного источника дохода, призванного снизить риски предпринимательской деятельности, можно назвать пожертвования в пользу АУ как некоммерческой организации. Этот источник дохода имеет право на существование и, возможно, работа с потенциальными жертвователями принесет свои плоды. Дополнительным стимулом для развития данного направления является налоговое законодательство, предусматривающее ряд льгот для благотворителей. Если жертвователями выступают физические лица, они имеют право заявить в составе социального налогового вычета расходы на благотворительность и получить возврат НДФЛ в размере 13% от суммы пожертвований*(1). Для юридических лиц пожертвования менее выгодны, так как производятся они за счет прибыли после уплаты налогов*(2), однако передача товаров некоммерческим организациям на осуществление уставных задач не облагается НДС*(3). Льготы АУ как получателя пожертвований заключаются в том, что с полученных средств не уплачивается налог на прибыль*(4).
Интересные возможности для получения доходов от жертвователей предоставляет Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ). Основная суть его заключается в том, что жертвователи направляют средства на формирование целевого капитала некоммерческой организации, затем сформированный капитал передается в доверительное управление профессиональной управляющей компании, а выгодоприобретатель по доверительному управлению получает регулярный доход. Закон N 275-ФЗ напрямую не распространяется на АУ, которые не имеют права являться собственниками целевого капитала, однако автономные учреждения могут быть получателями доходов от доверительного управления средствами целевого капитала. В этом случае жертвователь передает средства в целевой капитал некоммерческой организации (например, фонда) с указанием в качестве получателя доходов АУ. В итоге настойчивая работа в этом направлении обернется тем, что АУ на протяжении многих лет будет получать достаточно стабильный доход, который к тому же не будет облагаться налогом на прибыль*(5).
Управление денежными средствами на основе расчета стоимости денег
Включение АУ в число организаций, имеющих право пользоваться заемными источниками, ставит перед ними задачу управления финансовыми потоками на основе расчета стоимости денег. Привлеченными средствами являются не только кредиты, но и долги перед покупателями, поставщиками, другими контрагентами. Обычно считается, что плата за пользование такими ресурсами не взимается, но на самом деле ставка по кредиту заложена в цене товара или услуги. То же самое применимо и к АУ: предоставляя отсрочки своим клиентам, оно должно установить ценовую политику своих услуг с учетом платности денежных ресурсов.
Рассчитаем, насколько стоит повышать цену на услугу, если ее оплата производится с отсрочкой платежа. Критерием сравнения сегодняшнего поступления/платежа и поступления/платежа через определенный интервал времени является ставка по кредиту. Как правило, хозяйственные отсрочки укладываются в срок до шести месяцев. Ставка по банковскому кредиту для нас на этот срок составляет 12% годовых. Мы заинтересованы "брать" в долг у прочих кредиторов по ставке 13% годовых (1% удорожания обусловлен тем, что не оформляются залоги, процедура получения отсрочки по сравнению с кредитом не обременительна). В отношении наших дебиторов (должников) применяем ставку 16% (в 3% мы оцениваем риск невозврата и в 1% - работу по управлению дебиторской задолженностью).
Пример 1
Автономное учреждение сформировало свою ценовую политику в отношении дебиторской и кредиторской задолженности: привлекает средства под 13% годовых, размещает - под 16% годовых. Оно решило предоставить отсрочку платежа клиентам на шесть месяцев. Плата за услугу АУ составляет 6 тыс. руб.
Через шесть месяцев с учетом стоимости денег АУ должно получить: 6 тыс. руб. + 6 тыс. руб. х 16% х 6 мес. / 12 мес. = 6,48 тыс. руб.
Таким образом, можно установить цену за услугу по предоплате - 6 тыс. руб., при отсрочке на шесть месяцев - 6,5 тыс. руб. Другой вариант: в качестве стандартной можно установить цену 6,5 тыс. руб. с отсрочкой платежа и предоставить скидку 7% по предоплате.
Пример 2
Поставщик предлагает товар с оплатой против поставки по цене 650 руб., с оплатой через три месяца - 660 руб. Выгодна ли АУ такая отсрочка?
Определим, какую кредитную ставку применяет поставщик: 650 руб. х Х% х 3 мес. / 12 мес. = 660 руб. - 650 руб., отсюда Х = (10 х 12 х 100%) / (650 х 3) = 12 000 / 1 950 = 6,15%.
Кредитор дает отсрочку по цене 6,15% годовых. АУ это выгодно (согласно его политике средства привлекаются по ставке не выше 13% годовых), и оно принимает такое предложение.
Если АУ не пользуется кредитами, в качестве исходной ставки для расчетов можно взять ставку рефинансирования, установленную Центральным банком*(6).
Финансовые методы в автономном учреждении
В финансовой науке имеются методы расчета эффективности деятельности организации, среди которых выделяются операционный рычаг и финансовый рычаг. "Рычаг" в экономике означает, что изменение какого-либо фактора приводит к значительно большему изменению результата. Кратко рассмотрим действие этих рычагов на деятельность АУ.
Особенность операционного рычага
Эффект операционного рычага проявляется из-за наличия в структуре себестоимости постоянных и переменных расходов. Постоянные затраты - те, величина которых при изменении выручки остается более или менее постоянной (затраты на содержание помещений, управленческого персонала, аренда, амортизация). Переменные затраты меняются пропорционально изменению выручки (материальные затраты, заработная плата основного персонала, электроэнергия). Рассмотрим проявление операционного рычага.
Приме 3
Постоянные затраты образовательного учреждения составляют 1,8 млн. руб. в год. Число обучающихся - 2 500 человек в год. Цена обучения за год - 6 тыс. руб. Переменные затраты составляют 5,2 тыс. руб. в год на человека.
Рассчитаем прибыль: 2 500 чел. х (6 - 5,2) тыс. руб. - 1 800 тыс. руб. = 200 тыс. руб.
На сколько процентов возрастет прибыль, если число обучающихся увеличится на 15%?
2 500 чел. + 15% = 2 875 чел.
2 875 чел. х (6 - 5,2) тыс. руб. - 1 800 тыс. руб. = 500 тыс. руб.
Прибыль выросла в 2,5 раза, или на 150%!
Операционный рычаг в данном примере таков: при росте выручки на 1% прибыль растет на 10%; при падении выручки на 1% прибыль падает на 10%.
Проверим, как упадет прибыль, если число обучающихся снизится на 15%:
2 500 чел. - 15% = 2 125 чел.
2 125 чел. х (6 - 5,2) тыс. руб. - 1 800 тыс. руб. = - 100 тыс. руб.
Организация попала в зону убытков! При падении выручки на 15% прибыль снижается на 150%, что приводит к убытку в размере 100 тыс. руб.
Теперь определим точку безубыточности - такое количество обучающихся, при котором прибыль обращается в ноль:
Х чел. х (6 - 5,2) тыс. руб. - 1 800 тыс. руб. = 0.
Х = 2 250 чел.
Если в год обучается 2 250 человек, учреждение не имеет ни прибыли, ни убытков. Это его точка безубыточности.
Чем выше доля постоянных затрат в структуре себестоимости, тем сильнее проявляется операционный рычаг в обе стороны. Конечно, приятно извлекать дополнительную прибыль за счет увеличения выручки на прежних площадях. Однако риск убытков из-за высокой доли постоянных расходов заставляет коммерческие организации постоянно работать над их снижением. Для автономных учреждений ситуация выглядит иначе. Поскольку учредитель берет на себя бремя содержания имущества АУ, нагрузка постоянных расходов на коммерческую деятельность невелика. Автономное учреждение имеет возможность на существующих площадях (мощностях) оказывать платные услуги. Наличие базы, которую финансирует бюджет, позволяет внедрять новые платные услуги, практически не имея в структуре себестоимости постоянных затрат. Такое положение свидетельствует о том, что АУ имеет неоспоримые выгоды по сравнению с коммерческой организацией. Возможность оказывать услуги, не вкладываясь в постоянные затраты, - это не просто солидное подспорье, это фактически минимизация риска потенциальных убытков.
Внедрение нормативов подушевого финансирования приводит к тому, что операционный рычаг проявляется и в основной некоммерческой деятельности АУ. Главная опасность здесь заключается в том, что заработная плата персонала по большому счету является не переменной, а условно-постоянной составляющей в структуре затрат. При снижении задания АУ может ощутить на себе нежелательные последствия, при которых снижение задания на 1% приведет к необходимости уменьшения фонда оплаты труда более чем на 1%.
Особенность финансового рычага
Эффект финансового рычага проявляется из-за наличия в источниках финансирования, во-первых, собственного капитала, во-вторых, привлеченных средств. Собственник коммерческой организации, инвестируя деньги в бизнес, заинтересован в максимальной рентабельности (отдаче) собственного капитала. Эта задача решается в том числе с помощью привлечения кредитов, что увеличивает работающие активы, формируя дополнительные доходы в расчете на собственный капитал. Дополнительная прибыль зарабатывается при условии, что плата по кредиту ниже рентабельности работающих активов. Тогда идет так называемая генерация прибыли. В противном случае генерируются убытки, что является обратной стороной финансового рычага.
Особенность положения АУ заключается в том, что собственник не заинтересован в повышении рентабельности собственного капитала, так как не имеет права на доходы от коммерческой деятельности. В определенной степени можно говорить о том, что привлечение кредитов не способствует достижению основной цели АУ, так как доходы идут в распоряжение самого АУ, а риски могут негативно сказаться на исполнении задания учредителя.
Для расчета кредитного рычага в качестве источника собственного капитала АУ будет выступать заработанная прибыль, а в качестве заинтересованного лица - коллектив учреждения как законный распорядитель доходов от коммерческой деятельности.
Пример 4
Прибыль автономного учреждения составляет 5 млн. руб. Вкладывая ее в коммерческую деятельность (активы), оно ежегодно получает чистый доход 1 млн. руб. Рентабельность капитала составляет 20% (1 млн. руб. / 5 млн. руб. = 20%). Учреждение принимает решение взять банковский кредит под 16% годовых в размере 5 млн. руб. и направить эти деньги в коммерческую деятельность.
Получив с 10 млн. руб. при рентабельности активов 20% доход 2 млн. руб., АУ заплатит банку проценты в размере 800 тыс. руб. (5 млн. руб. х 16%). Прибыль составит 1,2 млн. руб., а рентабельность собственного капитала - 24% (1,2 млн. руб. / 5 млн. руб.). Организация зарабатывает больше денег и в абсолютном исчислении, и в расчете на единицу собственного капитала.
Теперь рассчитаем риски. Допустим, деятельность АУ не принесла прежних результатов: оно получило доход до уплаты процентов в размере 1,6 млн. руб. против запланированных 2 млн. руб. После уплаты процентов банку (800 тыс. руб.) останется прибыль в размере 800 тыс. руб. Рентабельность собственного капитала составит 16%.
Какова была бы рентабельность капитала, если бы АУ не пользовалось кредитом? Оно получило бы тот же доход 800 тыс. руб. (5 млн. руб. х 16%). То есть рентабельность также 16%. Это ситуация равновесия, при которой рентабельность активов равна ставке по кредиту (в данном случае 16%).
Предположим, результаты деятельности оказались еще хуже: АУ получило лишь 12% годовых. Если бы оно не пользовалось кредитом, его доход составил 600 тыс. руб. (5 млн. руб. х 12%), рентабельность собственного капитала - 12% (0,6 млн. руб. / 5 млн. руб.). С кредитом доход АУ составил бы 1 200 тыс. руб. (10 млн. руб. х 12%) минус банковские проценты 800 тыс. руб. То есть чистый доход оказался равен 400 тыс. руб., а рентабельность собственного капитала - 8% (0,4 млн. руб. / 5 млн. руб.).
При рентабельности активов ниже 8% автономное учреждение с учетом кредита попадает в зону убытков.
Итак, в рамках практической финансовой работы АУ мы рассмотрели такие способы повышения финансового благосостояния учреждения, как получение дохода от целевого капитала, использование отсрочек во взаимоотношениях с покупателями и поставщиками, эффекты операционного и финансового рычага. Эти расчеты могут быть использованы при разработке плана финансово-хозяйственной деятельности АУ - основного финансового документа учреждения.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 7, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Таким способом возможно вывести из-под налогообложения до 25% годового дохода (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).
*(2) Пункт 16 ст. 270 НК РФ.
*(3) Подпункт 3 п. 3 ст. 39 НК РФ.
*(4) Подпункт 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.
*(5) Подпункт 15 п. 2 ст. 251 НК РФ.
*(6) С 1 июня 2010 года ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 7,75% годовых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"