Наша фирма заказала создание сайта (интернет-магазина) у сторонней организации. Как его отражать в бухгалтерском и налоговом учете: как НМА или нет?
Создание сайта - это творческий процесс, результатом которого является интеллектуальная собственность. Первоначальным обладателем исключительных прав на сайт является его автор, в данном случае сторонняя организация (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Впоследствии фирма-заказчик получает право на сайт на основании договора об отчуждении исключительного права или на основании лицензионного договора, заключаемого с обладателями исключительных прав. В первом случае заказчик получает право на сам сайт целиком (исключительное право), а во втором - только право на его использование (неисключительное право). От вида правообладания и будет зависеть учет такого объекта.
В бухгалтерском учете для признания объекта нематериальным активом необходимо помимо прочих условий наличие у организации документов, подтверждающих ее права на результат интеллектуальной деятельности - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п. (подп. Б п. 3 ПБУ 14/2007, утв. приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н).
То есть если организация обладает исключительными правами, то в бухгалтерском учете интернет-сайт будет учтен в качестве нематериального актива на счет 04 "Нематериальные активы". А если заказчик обладает неисключительными правами, то расходы, произведенные организацией на создание объекта интеллектуальной собственности, относятся к расходам по обычным видам деятельности, формирующим себестоимость продукции (п. 5, 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н).
1 августа 2010 г.
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.