Документооборот и бухгалтерия по шинам
Как известно, автомобильные шины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств. Необходимость их замены возникает не только при их износе или повреждении, но и при смене зимнего и летнего сезонов. В данной статье рассмотрим классификацию автомобильных шин, особенности документооборота по приему, отпуску и перемещению шин, а также их порядок бухгалтерского учета и налогообложения.
Автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. По этим показателям автомобильные шины могут быть следующих видов:
- шины постоянного использования (всесезонные шины);
- шины периодической эксплуатации (зимняя и летняя резины).
Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но в целях экономии организации часто используют на автомобилях всесезонные шины. Они подлежат замене, если пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж для шин или произошло их повреждение.
Документооборот
В первую очередь организациям нужно разработать необходимые для учета и контроля автомобильных шин внутренние организационно-распорядительные документы.
Согласно пункту 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания) в них могут устанавливаться:
- формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- перечень должностных лиц подразделений, которым доверены получение и отпуск МПЗ;
- порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.
Документами, которые необходимы для оформления в учете хозяйственных операций по движению автомобильных шин, являются:
- товарно-транспортные накладные и иные сопроводительные документы (при приемке и оприходовании автомобильных шин);
- карточка учета автомобильной шины (в процессе эксплуатации);
- ведомость (акт) на списание автомобильных шин.
Информация, содержащаяся в карточке учета работы шины, позволяет дать оценку ее техническому состоянию. Если шина пригодна для эксплуатации, то она не может быть снята с автомобиля или передана в утиль. Если же шина не пригодна к эксплуатации, то ее снимают, а в ее учетной карточке указываются пробег, причина снятия и порядок ее дальнейшего использования (в ремонт, на восстановление или в утиль).
Затем данные из карточки учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные хозяйственные операции.
Бухгалтерский учет автомобильных шин
Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете организации отражаются как материально-производственные запасы (МПЗ), учет которых следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01).
Согласно пункту 2 ПБУ 5/01 в составе МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг. Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями. В этом случае они учитываются в составе объекта основных средств.
Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01), объектом основных средств признается инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Таким образом, как объект основных средств учитывается имущество или комплекс, которые могут выполнять свои функции самостоятельно. Если имущество не обладает функциональной самостоятельностью, его следует отражать в составе комплекса, который может считаться инвентарным объектом с позиций приведенных норм ПБУ 6/01.
Аналогичное положение представлено и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов).
В Инструкции по применению Плана счетов к счету 10 "Материалы" субсчету 5 "Запасные части" сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.
Согласно абзацу 2 пункта 6 ПБУ 6/01 при наличии у объекта нескольких частей с различным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Этот порядок выгоден налогоплательщику, поскольку он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 20 000 рублей (или иного установленного в учетной политике лимита), экономя на налоге на имущество.
Однако учитывать автомобиль как основное средство без колес нельзя, так как он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта основных средств.
Кроме того, в пункте 6 ПБУ 6/01 есть оговорка, что при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В бухгалтерском стандарте не сказано, какой уровень существенности следует применять для разделения комплекса предметов, представляющих единое целое, на несколько инвентарных объектов, что дает право бухгалтеру решить этот вопрос по собственному усмотрению.
Поэтому организация может установить в учетной политике свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого по общей методологии учета капитальных затрат автомобильные шины, находящиеся на колесах транспортных средств (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля.
При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат на основании пункта 93 Методических указаний. При этом все условия для признания расхода, установленные пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, выполнены, а именно:
- расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть достоверно определена;
- в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.
При передаче в использование автомобильные шины оцениваются согласно пункту 16 ПБУ 5/01 по себестоимости каждой единицы.
Пример
ООО "Автодор" зимой текущего года приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях.
В октябре этого же года был приобретен комплект летней резины (4 штуки) за 9440 руб., в том числе НДС 18% - 1440 руб., и установлен на автомобиль.
В бухгалтерском учете ООО "Автодор" были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет 10 "Материалы" субсчет 5 "Запасные части" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 8000 руб. - оприходован на склад комплект летней резины;
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 1440 руб. - отражена сумма "входного" НДС;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "НДС" Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям"
- 1440 руб. - сумма "входного" НДС предъявлена к налоговому вычету;
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 10 "Материалы" субсчет 5 "Запасные части"
- 8000 руб. - шины установлены на легковом автомобиле.
Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад.
Порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными актами по бухгалтерскому учету. Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой - не утратили своих потребительских свойств.
Оприходование сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету субсчета 10-5 "Запасные части" в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и др.).
Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.
Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Министерство транспорта Российской Федерации предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины согласно пункту 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега.
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000-45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000-55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше:
- для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
- для шин зарубежного производства - 180 000 км.
Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по следующей формуле:
Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины - Фактический пробег) : Норма пробега шины х Цена приобретения шины.
Пример
Используем условия предыдущего примера.
Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость каждой шины составляет 2000 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 1200 руб. ((50 000 км - 20 000 км) : 50 000 км х 2000 руб.).
В бухгалтерском учете ООО "Автодор" будет сделана следующая запись:
Дебет 10 "Материалы" субсчет 5 "Запасные части" Кредит 26 "Общехозяйственные расходы"
- 4800 руб. (1200 руб. х 4 шт.) - на склад оприходован комплект зимней резины, снятой с легкового автомобиля.
Налоговый учет автомобильных шин
Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.
Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, не включаются в состав амортизируемого имущества на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ.
Если происходит замена изношенных шин, то на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль.
Согласно пункту 2 статьи 272 НК РФ расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль.
Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Поскольку сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:
- остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
- возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).
Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку автомобильные шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.
В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов. При этом под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению.
Сезонные шины под данное определение не подпадают. Следовательно, в целях налогообложения сезонные шины не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы.
Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.
В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница согласно пункту 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н. На основании данной разницы формируется отложенное налоговое обязательство.
Пример
Используем условия предыдущего примера.
В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77 "Отложенное налоговое обязательство"
- 960 руб. (4800 руб. х 20%) - сформировано отложенное налоговое обязательство.
При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или замены.
Ремонт и восстановление автошин могут производиться как самой организацией, так и в специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта организация несет расходы на закупку запчастей к автомашинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и пр.) и оплату труда рабочих, которые производят ремонт.
Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, то организация может воспользоваться услугами специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно. В такой ситуации организация оплачивает автосервису только услуги по замене и установке запчастей или же стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.
При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону".
Согласно пунктам 7 и 18 ПБУ 10/99 затраты по поддержанию транспортных средств в исправном состоянии являются расходами по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. При этом в бухгалтерском учете организации делается следующая проводка:
Дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- отражены затраты на ремонт или замену автомобильных шин.
Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование указанных расходов не предусмотрено.
Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то они по решению специальной комиссии, созданной на предприятии, списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В бухгалтерском учете организации неподлежащие восстановлению шины зачисляются на счет 10-6 "Прочие материалы".
Е.М. Ефремова,
к.э.н.
"Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", N 3, март 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия"
Специализированный журнал, отражающий всю специфику учета, налогообложения и права хозяйственных операций на АТП как грузовых, так и пассажирских направлений. В каждом номере - изменения в законодательстве, управленческий, кадровый и IT-консалтинг, международные перевозки. Консультации дают известные аудиторы, специалисты Минфина и ФНС России.
Адрес редакции: 125212, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 34, стр. 4.