Взаимозачет: бухгалтерский учет и документальное оформление
Погашение взаимных требований зачетом - это удобный способ расчетов за приобретенные покупки. Организациям, проводящим взаимозачет, следует помнить о правилах документального оформления данной операции и специфике ее отражения на счетах бухгалтерского учета*(1).
При недостатке свободных денежных средств, необходимых для расчета за приобретенные товары (работы, услуги), и наличии взаимных задолженностей организации нередко используют такую неденежную форму расчетов, как зачет взаимных требований. Отметим, что операции по взаимозачету могут иметь схожую экономическую сущность со сделками мены. Поэтому при проведении взаимозачета не стоит забывать, что в договорах поставки (купли-продажи) товаров (на выполнение работ, оказание услуг), согласно которым возникли зачитываемые обязательства, не должно содержаться условие об оплате покупок товарами, работами, услугами. Ведь при осуществлении оплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) встречной поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и проведении взаимозачета такие договоры могут быть переквалифицированы в бартерные сделки*(2).
Рассмотрим, какими документами может быть обоснован зачет взаимных требований и порядок отражения данной операции на счетах бухгалтерского учета.
Документальное оформление взаимозачета
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ). Поэтому факт проведения взаимозачета нужно подтвердить соответствующим образом. Это могут быть следующие документы:
- договоры (поставки, на выполнение работ, оказание услуг), товарные накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты передачи векселей третьих лиц и другие документы, фиксирующие факты возникновения взаимных требований, а также выписки банка, счета-фактуры;
- акт (акты - при многостороннем зачете) сверки расчетов в обоснование сумм дебиторской и кредиторской задолженностей;
- письмо-заявление инициирующей стороны о проведении зачета взаимных требований (в случае проведения одностороннего зачета) и уведомление о вручении этого письма адресату;
- двусторонний (многосторонний) акт зачета взаимных требований или дополнительное соглашение к договорам о зачете взаимных требований (в случае проведения взаимозачета по соглашению сторон).
Если зачет проводится в одностороннем порядке
Заявление о проведении взаимозачета. Законодательством не установлено специальных требований к документальному оформлению операций по зачету взаимных требований. В статье 410 ГК РФ только указано, что для зачета достаточно заявления одной из сторон. Заявление о проведении взаимозачета должно содержать следующую обязательную информацию:
- кому и кем оно направлено;
- по каким требованиям производится зачет, основания их возникновения;
- какова сумма, на которую производится зачет, с выделением суммы НДС отдельной строкой;
- с какого момента организация, направившая заявление, считает себя по отношению к контрагенту и контрагента по отношению к себе не связанными какими-либо правами и обязательствами на сумму, указанную в заявлении.
Датой проведения взаимозачета в одностороннем порядке считается не дата письма-заявления о проведении инициирующей стороной взаимозачета, а дата доставки адресату уведомления о вручении, указанная в этом документе. Пример заявления о проведении взаимозачета представлен на рис. 1.
Акт сверки расчетов. В статье 410 ГК РФ не содержится требование о проведении сверки расчетов. Однако для подтверждения отсутствия разногласий между сторонами по поводу взаимозачета необходим акт, составленный по результатам сверки.
Акт сверки взаимных расчетов не является доказательством проведения взаимозачета между сторонами, он только подтверждает наличие встречных задолженностей. Пример акта сверки взаимных расчетов приведен на рис. 2.
Если зачет проводится по соглашению сторон
Проведение такого взаимозачета обычно оформляется актом зачета взаимных требований по соглашению сторон или дополнительным соглашением о зачете взаимных требований, составленным к основным договорам. При зачете по соглашению сторон датой его проведения считается дата подписания акта зачета взаимных требований. Пример такого акта приведен на рис. 3 (с. 134).
Документальное оформление операций по проведению многостороннего зачета практически не отличается от двустороннего. Оно осуществляется посредством оформления единого акта (соглашения, протокола) о зачете, который подписывают представители всех сторон, участвующих во взаимозачете. В составляемом документе обязательно приводится перечень встречных требований (задолженностей), которые будут зачтены, с указанием всех документов, послуживших основанием возникновения задолженности (договор, счет, накладная, акт и др.).
Обратите внимание! Требования к документам, подтверждающим факт проведения взаимозачета
Для документов, которыми оформляются операции по зачету взаимных требований (заявлений о проведении взаимозачета, актов зачета взаимных требований), унифицированных форм не предусмотрено. Поэтому организация вправе разработать такие документы самостоятельно. Но согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ эти документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование;
- дату составления;
- наименование организации, от имени которой они составлены;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Рисунок 1. Образец заявления о проведении взаимозачета
Общество с ограниченной ответственностью "ВИСЛА" (ООО "ВИСЛА")
Почтовый адрес: 127282, Москва, ул. Полярная, д. 16
Тел./факс (495) 472-76-54 / 472-76-43, е-mail: visla@yandex.ru
Юридический адрес: 127282, Москва, Студеный проезд, д. 23
Исх. N 127-03 от 01.07.2010 Генеральному директору
ООО "УПАКОВКА"
Бугрову П.В.
Заявление о проведении взаимозачета
Настоящим уведомляем Вас о том, что в соответствии с актом сверки взаимных расчетов от 02.07.2010 задолженность ООО "УПАКОВКА" перед ООО "ВИСЛА" по договору на оказание услуг от 16.03.2010 N 86, счету-фактуре от 31.03.2010 N 112 и акту об оказании услуг от 31.03.2010 N 94 в размере 21 240 руб., в том числе НДС 18% - 3240 руб., погашена в полном объеме в счет частичного погашения задолженности ООО "ВИСЛА" перед ООО "УПАКОВКА" по договору купли-продажи от 12.01.2010 N 25, счету-фактуре от 19.01.2010 N 37 и товарной накладной от 19.01.2010 N 37.
ООО "ВИСЛА" подтверждает наличие остатка задолженности перед ООО "УПАКОВКА" по договору купли-продажи от 12.01.2010 N 25, счету-фактуре от 19.01.2010 N 37 и товарной накладной от 19.01.2010 N 37 в сумме 25 960 руб., в том числе НДС 18% - 3960 руб., и обязуется погасить ее в срок до 30 июля 2010 года.
Дата уведомления о вручении настоящего заявления адресату - 5 июля 2010 года.
Генеральный директор Саратовская Е.С. Саратовская
Бухгалтер Мельникова С.В. Мельникова
Рисунок 2. Образец акта сверки взаимных расчетов
Акт сверки взаимных расчетов
г. Москва 1 июля 2010 года
ООО "УПАКОВКА" в лице генерального директора Бугрова Павла Васильевича, действующего на основании Устава, и главного бухгалтера Соколовой Натальи Владимировны, с одной стороны, и ООО "ВИСЛА" в лице генерального директора Саратовской Екатерины Семеновны, действующей на основании Устава, и главного бухгалтера Смирновой Марины Евгеньевны, с другой стороны, произвели сверку взаимных расчетов по состоянию на 1 июля 2010 года и подтверждают нижеследующее:
1. ООО "УПАКОВКА" согласно договору купли-продажи от 12.01.2010 N 25 отгрузило ООО "ВИСЛА" 864 пакета сока по счету-фактуре от 19.01.2010 N 37 и товарной накладной от 19.01.2010 N 37 на сумму 63 720 руб. (включая НДС 9720 руб.).
ООО "ВИСЛА" платежным поручением от 20.01.2010 N 18 перечислило денежные средства ООО "УПАКОВКА" за полученный сок в сумме 16 520 руб. (включая НДС 2520 руб.).
Таким образом, задолженность ООО "ВИСЛА" перед ООО "УПАКОВКА" по договору купли-продажи от 12.01.2009 N 25 на основании счета-фактуры от 19.01.2009 N 37 и товарной накладной от 19.01.2009 N 37 составляет 47 200 руб. (включая НДС 7200 руб.).
2. ООО "ВИСЛА" согласно договору на оказание услуг от 16.03.2010 N 86 оказало ООО "УПАКОВКА" консультационные услуги, стоимость которых согласно счету-фактуре от 31.03.2010 N 112 и акту об оказании услуг от 31.03.2010 N 94 составила 21 240 руб. (включая НДС 3240 руб.).
Таким образом, задолженность ООО "УПАКОВКА" перед ООО "ВИСЛА" по договору на оказание услуг от 16.03.2010 N 86 в соответствии с актом сдачи-приемки услуг от 31.03.2010 N 94 составляет 21 240 руб., в том числе НДС 18% - 3240 руб.
3. Настоящий акт составлен в двух идентичных экземплярах - по одному для каждой из сторон.
ООО "УПАКОВКА" ООО "ВИСЛА"
Генеральный директор Генеральный директор
Бугров (П.В. Бугров) Саратовская (Е.С. Саратовская)
Главный бухгалтер Главный бухгалтер
Соколова (Н.В. Соколова) Смирнова (М.Е. Смирнова)
Рисунок 3. Образец акта зачета взаимных требований по соглашению сторон
Акт зачета взаимных требований по соглашению сторон
г. Москва 7 июля 2010 года
ООО "ГАММА" в лице генерального директора Молодцова Андрея Анатольевича, действующего на основании Устава, с одной стороны (далее - Сторона 1), и ООО "БЕТА" в лице генерального директора Пестова Виталия Карповича, действующего на основании Устава, с другой стороны (далее - Сторона 2), подписали настоящий акт о нижеследующем:
1. Стороны пришли к соглашению о зачете взаимных требований по указанным ниже договорам.
1.1. По договору поставки оборудования от 20.01.2010 N 234:
- Сторона 1 является кредитором;
- Сторона 2 является должником.
Размер погашаемого обязательства (требования) по данному договору составляет 590 000 руб. (включая НДС 90 000 руб.):
- по счету-фактуре от 25.02.2010 N 292 - 236 000 руб. (включая НДС 36 000 руб.);
- по счету-фактуре от 15.03.2010 N 357 - 354 000 руб. (включая НДС 54 000 руб.).
1.2. По договору купли-продажи от 12.02.2010 N 108, согласно которому:
- Сторона 1 является должником;
- Сторона 2 является кредитором.
Размер погашаемого обязательства (требования) по данному договору составляет 590 000 руб. (включая НДС 90 000 руб.):
- по счету-фактуре от 01.03.2010 N 169 - 165 200 руб. (включая НДС 25 200 руб.);
- по счету-фактуре от 22.03.2010 N 246 - 424 800 руб. (включая НДС 64 800 руб.).
Зачету подлежат встречные денежные требования в сумме 590 000 руб. (включая НДС 90 000 руб.).
2. С момента подписания настоящего акта Стороны не считают себя связанными какими-либо правами и обязанностями по договорам, обязательства по которым зачтены настоящим актом в сумме 590 000 руб. (включая НДС 90 000 руб.).
3. Настоящий акт составлен в двух идентичных экземплярах, по одному для каждой из Сторон и вступает в силу с даты его подписания.
Сторона 1 Сторона 2
Генеральный директор ООО "ГАММА" Генеральный директор ООО "БЕТА"
Молодцов (А.А. Молодцов) Пестов (В.К. Пестов)
Если из текста такого документа невозможно определить обязательства, сроки их возникновения и периоды исполнения, то договор как многосторонняя сделка о прекращении обязательств зачетом является незаключенным в соответствии со статьей 432 ГК РФ*(3).
Взаимозачет в бухгалтерском учете
Отражение операции зачета взаимных требований в бухучете производится по общим правилам.
Если зачетом прекращены обязательства, отраженные на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", бухгалтер организации должен одновременно списать и дебиторскую, и соответствующую кредиторскую задолженность.
Если зачетом погашаются требования по долговым обязательствам или предъявленным претензиям, то соответственно будут задействованы счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" и счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Пример
Воспользуемся данными акта сверки взаимных расчетов между ООО "Упаковка" и ООО "Висла" и заявления ООО "Висла" о проведении взаимозачета (рис. 1 и 2 на с. 133).
На основании указанных документов в бухгалтерском учете ООО "Упаковка" были сделаны следующие записи:
19 января 2010 года
- 63 720 руб. - отражена выручка от реализации сока;
- 9720 руб. - начислен НДС с выручки;
20 января 2010 года
- 16 520 руб. - получена частичная оплата за сок;
31 марта 2010 года
- 18 000 руб. (21 240 руб. - 3240 руб.) - отражена стоимость консультационных услуг, оказанных ООО "Висла";
- 3240 руб. - отражен НДС по консультационным услугам;
- 3240 руб. - сумма предъявленного НДС принята к вычету;
5 июля 2010 года
- 21 240 руб. - отражен зачет взаимных требований.
Е.В. Орлова,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 13-14, июль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об особенностях исчисления НДС и налога на прибыль при проведении взаимозачета читайте на с. 38 этого номера. - Примеч. ред.
*(2) О правовых особенностях проведения взаимозачета читайте в РНК, N 24, 2009. - Примеч. ред.
*(3) См. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2006 по делу N А29-8356/2005-2э, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2005 по делу N Ф04-4428/2005(13014-А46-21).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99