Управление охраной труда на муниципальном уровне
Особое место в регламентации вопросов управления охраной труда принадлежит принятому в 2007 г. ГОСТ 12.0.230-2007 "Системы управления охраной труда. Общие требования". С его принятием и введением в действие во многих организациях процессы управления охраной труда приобрели системный характер. Вопросам, связанным с управлением охраной труда на муниципальном уровне, посвящена данная статья.
Основной целью управления охраной и безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Муниципальное управление охраной труда - управление охраной труда, осуществляемое органами местного самоуправления.
Вопросы местного значения
Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления должен создать в своей структуре службу охраны труда, назначить специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.
Правовой базой муниципального управления охраной труда являются соответствующие статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ (ст. 210); федеральные законы: от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 28.11.2009); от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 27.12.2009) и др.; постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009). Дальнейшее развитие правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно на основе федерального законодательства и законов субъектов РФ.
К вопросам местного значения относится создание условий и организация охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Решение данных вопросов должно осуществляться через воздействие на работодателей и повышение их персональной ответственности перед работниками своих коллективов. В таком же порядке должна рассматриваться ответственность работников перед работодателем и коллективом в целом. Принципы социальной ответственности, заложенные в законодательные и нормативные правовые акты, должны способствовать безусловному обеспечению сохранения жизни и здоровья работников на каждом рабочем месте, а также благополучию жизнедеятельности населения муниципального образования.
В ряде регионов данный предмет ведения органа местного самоуправления детализируется в законах об охране труда субъектов Российской Федерации. В соответствующих статьях определяются: создание службы охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления; обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования; функции муниципального образования по охране труда; права специалиста охраны труда органа местного самоуправления.
Интересно и оперативно вопросы управления охраной труда в ряде муниципальных образований решаются в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Иркутской, Липецкой, Московской, Саратовской областях и некоторых других регионах России.
На основе проведенного анализа сформулированы единые принципы системы управления охраной труда на муниципальном уровне, описана приемлемая модель управления, основанная на положениях Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 [1] и ГОСТ 12.0.230-2007 [2], с учетом муниципальной специфики.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда, взаимодействует с органами местного самоуправления и осуществляет контроль реализации, переданных им государственных полномочий в соответствии с установленным порядком. Однако к вопросам охраны и безопасности труда относятся по-разному, в т.ч. и потому, что эти проблемные моменты на муниципальном уровне ни одним нормативным правовым актом федерального уровня практически не регулируются, в ряде случаев возникает недопонимание или отсутствует возможность влияния на эти процессы.
Нормы технической безопасности (электро-, пожаро-, взрывобезопасность и др.) определяют меры организационно-технического характера по защите работников от неблагоприятных, вредных и опасных для здоровья и жизни факторов производственной среды и трудового процесса (оборудования, предметов и средств труда). Нормы производственной санитарии и гигиены труда регламентируют параметры производственной среды (шум, вибрация, запыленность и т.д.) и трудового процесса (интенсивность труда, темп работы, режим труда и отдыха). Организационные мероприятия по охране труда включают регламентацию безопасного исполнения технологических процессов и работ, инструктажи и обучение работников безопасным методам работы, пользованию средствами коллективной и индивидуальной защиты. Вопросы государственной политики в области охраны труда включают законодательное определение функций и обязанностей государственных органов, объединений работодателей и работников, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены труда; развитие системы государственного управления в данной сфере (в т.ч. государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов); установление единых государственных нормативных требований охраны труда для организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности; взаимодействие органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями и профсоюзами, организацию научных исследований, профессионального обучения и подготовки кадров в сфере охраны труда и др.
В настоящее время в ряде регионов органы исполнительной власти субъекта РФ своими законодательными и подзаконными актами утверждают программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, порядок организации его работы и т.п. Однако это не имеет системного характера. Не случайно уровень проводимой профилактической работы по охране и условиям труда в муниципальных образованиях различен, что подтверждается общепринятыми статистическими показателями, а также реальным положением дел на местах.
На территориях муниципальных образований должны реализовываться реабилитационные и иные мероприятия координационными советами по охране труда при главе муниципального образования. В поле зрения этих советов должны найти отражение вопросы оценки рисков возможных проявлений опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояния экологической и других видов безопасности, организация обучения, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, социального страхования от несчастных случаев и др.
Формально органы местного самоуправления имеют право принимать (и кое-где принимают) соответствующие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, с разработкой и реализацией муниципальных программ улучшения условий и охраны труда, с проведением месячников, смотров-конкурсов и т.д. Однако этому процессу необходимо придать узаконенный статус. Возможно, для этого будет необходимо соответствующее поручение Правительства РФ или другого федерального органа исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые будут обязаны принять соответствующий документ, регламентирующий деятельность органов управления муниципальных образований по данным вопросам. Необходимо, изучив опыт лучших муниципальных образований, добиться его широкого применения.
Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления, должны действовать в пределах этих муниципальных образований и не могут ухудшать условия и охрану труда работников по сравнению с требованиями государственных нормативных правовых актов, принятыми на высшем уровне управления.
Внимание - профилактике
Сегодняшнее состояние производственной среды и технологического оборудования во многих производствах вызывает серьезную обеспокоенность и тревогу общественности. Это требует принятия кардинальных мер профилактического воздействия, в том числе возможного вывода из эксплуатации или модернизации оборудования, не отвечающего требованиям безопасности.
Мы считаем, что в Российской Федерации профилактическая работа по оздоровлению и улучшению условий труда в муниципальных образованиях должна строиться на новых принципах и подходах. Первоначальные элементы безопасности труда и оздоровления жизненной сферы должны начинаться с низовых - первичных коллективов.
Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что эти проблемы на уровне муниципальных образований должны быть объединены в единый блок и решаться системно в рамках общего благополучия жизнедеятельности населения муниципального образования. Обобщенно этот блок можно назвать сферой благополучия человека. Сфера благополучия человека должна включать в себя: оценку риска, безопасность труда, защиту здоровья, эргономику, противопожарные мероприятия, психологические проблемные составляющие (стресс, в т.ч. на производстве), аттестацию условий труда и сертификацию работ по охране труда, приведение в порядок рабочих мест (культуру труда), производственной и окружающей среды. В рамках этой же сферы следует решать все организационные, нормативные правовые, технические и иные вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности не только работников организаций, но и всего населения муниципального образования.
Организации, входящие в состав муниципального образования (большие, средние и малые), должны по единым организационным и методологическим подходам решать проблемы благополучия жизнедеятельности населения на принципах:
- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- самостоятельности решения населением вопросов местного значения;
- организационного обособления местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций в области охраны и безопасности труда;
- законности в организации деятельности местного самоуправления;
- государственных гарантий местного самоуправления;
- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
- обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в обеспечении сферы благополучия жителей к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление;
- соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии безопасности труда, охраны окружающей среды или иных составляющих сферы благополучия населения;
- объединения усилий всего актива муниципального образования для своевременного и оперативного осуществления планируемых мероприятий;
- обязательного и последовательного обучения всех жителей поселений муниципальных образований приемам и способам выполнения мер безопасности в рамках общего благополучия населения;
- развития форм коллективного привлечения населения к согласованным мерам безопасности, защите окружающей и производственной среды, проведения оздоровительных мероприятий в целях повышения и укрепления благополучия всех жителей;
- организации разъяснительной работы через все возможные источники информации и оповещения населения о принимаемых мерах, в т.ч. через сельские сходы и иные аналогичные мероприятия;
- совместного участия представителей органов муниципального управления в контрольно-надзорной и правоприменительной деятельности органов надзора в области безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды на предприятиях и организациях, расположенных на территориях муниципальных образований;
- объединения усилий имеющихся специалистов охраны труда для согласованного и комплексного обслуживания всех участников трудовых процессов как через формирование общественных советов при органах управления муниципальных образований, так и развитие инициативы отдельных передовиков и инициаторов, движение за здоровый и безопасный образ жизни в рамках конкретного поселения;
- участия населения муниципальных образований в развитии сферы благополучия жизнедеятельности через общественные организации жителей (советы специалистов и профсоюзного актива, общественные советы при органах самоуправления и т.д.), информирования населения о состоянии безопасности труда и экологии, других ситуации через местные СМИ, собрания, сходы и т.д.
Функции муниципального управления охраной труда
В свою очередь функции муниципального управления охраной труда должны обеспечивать:
- координацию работы служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципальных образований;
- осуществление проверок состояния охраны труда в организациях на территории муниципального образования и составления актов по их результатам;
- анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- разработку и реализацию территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;
- создание и организацию работы координационного совета по охране труда;
- участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;
- содействие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;
- участие в регулировании социально-трудовых отношений в области охраны труда на территории муниципального образования;
- доведение до организаций нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении;
- содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- содействие в организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
- координацию работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в организациях;
- организацию и проведение противопожарных мероприятий и мероприятий по защите окружающей среды;
- участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
- организацию и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
- информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о деятельности по улучшению условий и охраны труда.
Главное - системная, согласованная работа
Организационно-практическая помощь органам местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна предусматривать:
- заключение соглашений о взаимодействии в области условий и охраны труда между органом исполнительной власти субъекта РФ, ведающим вопросами охраны труда, и администрациями городов и районов;
- обучение специалистов администраций навыкам осуществления проверок, контроля;
- проведение выездных семинаров;
- организацию месячников и смотров-конкурсов;
- развертывание работ по аттестации рабочих мест, сертификации и по другим направлениям совместной деятельности.
В условиях сельских поселений согласованные подходы к управлению охраной труда по предложенным принципам будут способствовать решению многих проблемных вопросов.
Системная, а главное, последовательная и целеустремленная работа в решении вопросов благополучия жизнедеятельности населения, проживающего в муниципальных образованиях, должна стать тем рычагом, используя который мы должны решить многие, ныне существующие проблемы охраны и условий труда с тем, чтобы люди персонально ощущали заботу о каждом конкретном человеке.
Уже имеющийся опыт по данным вопросам ряда муниципальных образований вселяет уверенность в том, что, проявляя заботу друг о друге, в рамках предлагаемых подходов, сумеем всем миром значительно оздоровить ситуацию, что должно явиться залогом активизации профилактической направленности мероприятий по различным видам безопасности и других, смежных с ними направлений.
Библиография
1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. - Женева: Международное бюро труда, 2003.
2. ГОСТ 12.0.230-2007 "Системы управления охраной труда. Общие требования". - М.: Стандартинформ, 2007.
А. Елин,
канд. социол. наук,
первый заместитель генерального директора
ВНИИ охраны и экономики труда
Словарь трудового права
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107