Росалкогольрегулирование: "повышение градуса" контроля
Прошедшее лето выдалось особо жарким. В связи с этим возросли потребности населения в прохладительных и алкогольных напитках. Как следствие, продажи такой продукции увеличились в разы. Поэтому предлагаем выяснить: кто главный контролер на рынке алкогольной продукции, что интересует проверяющих, какие возможны нарушения и санкции за их совершение.
Ранее полномочиями по регулированию алкогольного рынка обладала ФНС России. В начале 2009 года с целью объединить контроль и надзор за рынком алкогольной продукции в рамках одного ведомства была образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
О новом органе контроля
Росалкогольрегулирование подчиняется непосредственно Правительству РФ и осуществляет свои полномочия на основании постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка". Согласно ему, Росалкогольрегулирование реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование:
1) производства и оборота этилового спирта;
2) производства и оборота алкогольной продукции;
3) производства и оборота спиртосодержащей продукции.
Также Росалкогольрегулирование и ее территориальные органы контролирует производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществляет надзор за оказанием услуг в этой сфере. В частности, осуществляет контроль (п. 5.4 постановления Правительства РФ N 154):
- за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пункт 5.6 Положения о Росалкогольрегулировании позволяет ведомству проводить проверки деятельности юридических лиц на рынке алкогольного сырья и продукции. Обратите внимание: деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции не входит в область контроля и надзора Росалкогольрегулирования и находится в компетенции Роспотребнадзора.
От ФНС России Росалкогольрегулированию были переданы полномочия по выдаче лицензий на производство и оборот спирта и алкогольной продукции, а также право выдавать федеральные специальные марки.
К Росалкогольрегулированию перешли полномочия не только ФНС России. Так, ему переданы функции Федеральной службы по тарифам по принятию нормативных правовых актов, которые устанавливают минимальную цену на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую или ввозимую на таможенную территорию России, а также минимальную цену на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый в России. Во исполнение указанного полномочия приказом Росалкогольрегулирования от 30 ноября 2009 г. N 17н установлена и введена с 1 января 2010 года минимальная цена на водку для розничной продажи (89 руб. за 0,5 литра). В свою очередь для производителей и оптовиков минимальная цена составляет 77 рублей за 0,5 литра готовой продукции. А вот для вина ценовой минимум законодательством не установлен. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 131 (в редакции от 4 марта 2010 г.) "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" Росалкогольрегулированию (а также таможенникам и милиции) предоставлены полномочия контролировать правильность применения всеми организациями установленных минимальных цен на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую в России или ввозимую на территорию России.
Парадокс заключается в том, что Росалкогольрегулирование не вправе рассматривать дела о нарушении порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ). Но составлять протоколы по данной категории дел контролеры имеют право (п. 64 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Эта ситуация упоминается в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года" (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.).
Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях в действующей сейчас редакции не позволяет Росалкогольрегулированию самостоятельно рассматривать дела о занижении регулируемых государством цен (часть 2 ст. 14.6 КоАП РФ). Но контролеры алкогольного рынка вправе возбудить дело и передать его на рассмотрение в арбитражный суд. Вероятно, в дальнейшем ситуация изменится.
Нарушения на алкогольном рынке
Согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 23.50), Росалкогольрегулирование полномочно рассматривать следующие дела в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1) нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 3 ст. 14.16). А именно:
а) Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55);
б) Порядка поставок и розничной продажи алкогольной продукции (ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции");
Это важно. Росалкогольрегулирование не осуществляет контроль и надзор за соблюдением правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также требований к производству и обороту парфюмерно-косметической продукции, пива, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Указанные полномочия осуществляет Роспотребнадзор (письмо Роспотребнадзора от 20 апреля 2009 г. N 01/5203-9-32 "О полномочиях Росалкогольрегулирования").
2) нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19). Такой порядок учета регламентирован Положением об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2006 г. N 380) и Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 858);
3) уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13). Порядок подачи такой декларации регламентирован:
а) приказом ФНС России от 15 августа 2006 г. N ММ-3-07/528 "Об утверждении Порядка представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде";
б) постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
в) статьей 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Выше перечислены административные правонарушения, материалы которых вправе рассматривать должностные лица Росалкогольрегулирования. А теперь приведем составы правонарушений, по которым проверяющие ведомства вправе только составить протокол об административном правонарушении:
1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);
2) нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3) (рассматривает такие дела Федеральная антимонопольная служба России);
3) нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6);
4) розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (часть 1 ст. 14.16);
5) поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (часть 2 ст. 14.16);
6) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (часть 4 ст. 14.17) (например, несоответствие адреса, указанного в лицензии, фактическому адресу);
Это важно. Минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию (крепостью выше 28 процентов) являются конечными минимальными ценами для реализации. В том числе: при проведении рекламных акций, выплате премий (достижении определенного уровня товарооборота), маркетинговых (включая расчеты дисконтными картами) и иных мероприятий.
Пример
Росалкогольрегулирование на основании распоряжения и определения о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования провело внеплановую проверку в складских помещениях и спиртоприемных отделениях предприятия на предмет соответствия деятельности лицензионным требованиям к производству, хранению, поставкам и закупкам вин и спиртных напитков.
В ходе проверки сотрудники Росалкогольрегулирования установили, что приемка спирта в приемном отделении осуществляется тремя металлическими мерниками. На них установлены термометры, которые не позволяют провести измерения при температуре выше плюс 20 градусов. Два мерника не обеспечивают измерения объемного количества спирта с температурой выше плюс 20 градусов, один мерник не предназначен для измерения объемов спирта. Это нарушает положения Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта (утв. Минпищепромом СССР 25 сентября 1985 г.). Помимо этого в спиртоприемном отделении отсутствует спецвычислитель и контроллер связи автоматической измерительной системы. Данные обстоятельства отражены в акте внеплановой проверки и дополнении к акту. По результатам проверки в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении.
Росалкогольрегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях ("Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией").
Судьи поддержали позицию предприятия. Из анализа норм Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта не усматривается, что металлические технические мерники I класса служат для измерения температуры спирта. Инструкция не содержит требования об обязательном установлении в спиртоприемном отделении спецвычислителя и контроллера связи автоматической измерительной системы. Таким образом, арбитры отказались привлечь предприятие к административной ответственности (постановление ФАС Уральского округа от 29 июня 2010 г. N Ф09-4965/10-С1 по делу N А76-1128/2010-58-168).
7) использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18);
8) выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации (ст. 15.12);
9) уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13);
К сведению. От ФНС России Росалкогольрегулированию были переданы полномочия по выдаче лицензий на производство и оборот спирта и алкогольной продукции, а также право выдавать федеральные специальные марки.
Пример
Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу на основании приказа руководителя провело выездную плановую проверку деятельности фирмы со II квартала 2007 года по 2009 год в сфере оборота алкогольной продукции. В ходе проверки установлено, что фирма представляла недостоверные декларации за проверяемый период. Об этом составлен акт выездной проверки. Проверяющие в присутствии законного представителя фирмы составили протокол об административном правонарушении. Постановлением о назначении административного наказания фирма привлечена к ответственности по статье 15.13 Кодекса об административных правонарушениях ("Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных"). Штраф составил 30 000 рублей. Фирма не согласилась с постановлением и обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Судьи установили наличие расхождений между данными в декларациях об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и данными в товарно-транспортных накладных на закупленную фирмой спиртосодержащую продукцию в 2009 году. Арбитры признали расхождения несущественными и отвергли довод Росалкогольрегулирования об обязанности указывать сведения об обороте алкогольной продукции с точностью до пятого знака после запятой.
В силу пунктов 1.3 и 9.2 Порядка заполнения деклараций (утв. приказом Минфина России от 17 марта 2006 г. N 43н) в декларациях указываются объемы продукции в тысячах декалитров с точностью до третьего знака после запятой и с учетом потерь при транспортировке.
Привлечение фирмы к административной ответственности признано незаконным, так как по статье 15.13 Кодекса об административных правонарушениях ответственность наступает только за заведомо умышленное искажение данных в декларации (постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 июля 2010 г. N Ф03-4832/2010 по делу N А04-1037/2010).
10) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (часть 1 ст. 19.4);
11) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (часть 1 ст. 19.5);
12) непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);
13) непредставление сведений (информации) (ст. 19.7).
Результаты проверок
Отдел внешних связей Росалкогольрегулирования на официальном сайте ведомства (http://www.fsrar.ru) опубликовал утвержденные результаты проверок организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2010 года. Так, всего проведена 1721 проверка. Почти в половине случаев (842) были выявлены нарушения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В общей сложности Росалкогольрегулирование предъявило штрафные санкции на сумму 16,4 млн. рублей. С 1 января по 31 марта 2010 года арестовано алкогольной продукции в количестве более 1,2 млн. бутылок.
В рамках контрольных мероприятий Росалкогольрегулирование проводило выездные проверки соблюдения условий действия лицензий, документарные проверки и другие действия. По итогам проверок вынесены решения о направлении в суды заявлений об аннулировании лицензий, о приостановлении действия лицензий, о вынесении предписания об устранении нарушений.
Результаты проверок показали, что наиболее типичными нарушениями действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:
- оборот алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками (ФСМ) (использование так называемых "мытых" марок путем нанесения на легально полученные марки различными технологическими приемами новой информации);
- оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной системе;
- производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам;
- нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта;
- нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Внимание! Организации, производящие алкогольную продукцию, приобретают федеральные специальные марки в межрегиональных управлениях Росалкогольрегулирования по месту расположения организации или ее обособленного структурного подразделения, указанного в лицензии. (Импортная алкогольная продукция маркируется акцизными марками. Акцизные марки приобретаются в таможенных органах.)
Как видно, проверки Росалкогольрегулирования набирают обороты. Между тем круг полномочий вновь созданного ведомства пока не до конца скорректирован. Рассмотрение материалов о большинстве нарушений на рынке алкогольной продукции и привлечение к ответственности - прерогатива арбитражных судов. Возможно, в дальнейшем полномочия Росалкогольрегулирования будут расширены.
Таблица. Основные административные правонарушения на рынке алкогольной продукции
Правонарушение | Ответственность |
Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов. Штраф на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов. |
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (часть 4 ст. 14.17 КоАП РФ) | Штраф на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. с конфискацией произведенной продукции. Штраф на юридических лиц - от 80 000 до 100 000 руб. с конфискацией произведенной продукции. |
Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте (ст. 14.19 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб. Штраф на юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. |
Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных (ст. 15.13 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб. Штраф на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. |
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (часть 2 ст. 14.16 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Штраф на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (часть 1 ст. 15.12 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц - от 3000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Штраф на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. |
Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта (часть 2 ст. 15.12 КоАП РФ) | Штраф на граждан - от 2000 до 2500 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Штраф на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Штраф на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. |
В. Бельковец,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.