Дробление бизнеса: аутсорсинг
В предыдущей статье, посвященной вопросам дробления бизнеса, мы рассматривали его деление в рамках холдинга. Теперь обратим внимание на способ дробления бизнеса с использованием "внешних исполнителей", то есть сторонних компаний по отношению к той, которая решила провести реструктуризацию своего бизнеса.
В основу использования данного способа заложен следующий принцип: не все функции, которые выполняет компания, она должна выполнять самостоятельно. Существует возможность выделить те из них, без которых компания сможет существовать и отдать их на внешнее обслуживание. Этот способ дробления бизнеса имеет свои плюсы и минусы, которые будут рассмотрены выше.
Необходимо отметить, что понятие "может существовать" - субъективное. Конечно, различные специалисты приводят множество критериев, которыми необходимо руководствоваться, дробя бизнес. Но, если суммировать все эти разработки, то получается, что таких критериев нет, есть только мнения и позиции. Окончательное решение, какие функции компании необходимы, а какие можно "купить на стороне", принимает только сама компания.
Технический способ N 1: аутсорсинг
Технических способов выделения функций на "внешнее обслуживание" несколько. Здесь мы рассмотрим один из них: аутсорсинг. Обращаю Ваше внимание, что в этой статье рассматривается классический способ использования этой бизнес-технологии.
Необходимо отличать классический аутсорсинг, при котором аутсорсером выступает сторонняя (независимая, не аффилированная с заказчиком) компания, и внутрихолдинговый, при котором аутсорсер выступает внешним контрагентом по отношению к дочерним и зависимым предприятиям холдинга, но сам находится в структуре холдинга либо в качестве структурного подразделения одной из компаний, либо в качестве дочерней (зависимой) организации. См. рис. 1.
В этой статье речь идет как о классическом, так и о внутрихолдинговом аутсорсинге.
По своей экономической сути аутсорсинг - это инструмент управления, который позволяет эффективно распределить внутренние и внешние ресурсы, а также средства компании, для достижения ее целей и задач в условиях динамической неопределенности.
Классический аутсорсинг Внутрихолдинговый аутсорсинг
----------------------- ----------------------------
/----------------------------------------\
| Холдинг |
| |
/---------\ | /---------\ |
|Аутсорсер| | |Аутсорсер| |
\---------/ | \---------/ |
| |
| | | | | |
| | /---------/ | \----------\ |
| | | | | |
| |
/---------\ | /----------\ /----------\ /----------\ |
|Компания*| | | | | | | | |
\---------/ | \----------/ \----------/ \----------/ |
| компании Холдинга |
| |
\----------------------------------------/
* в т.ч. может быть холдинг
Рис. 1
Обобщенное определение звучит следующим образом: способ организации бизнеса, предусматривающий передачу сторонней компании бизнес - функций, которые раньше велись в рамках компании - заказчика.
Графически этот способ организации бизнеса будет выглядеть так: (см. рис. 2).
/---------------------------------------------\
| Компания-заказчик |
\---------------------------------------------/
|
| | |
Оказание услуг| | |Передача
по договору| | |бизнес-функции
аутсорсинга| | |
| | |
| Договор |
| аутсорсинга |
| | |
|
/---------------------------------------------\
| Компания-аутсорсер |
\---------------------------------------------/
Рис. 2
Примечание. Термин аутсорсинг нельзя путать с субконтрактингом, что на практике происходит довольно часто. Разница в следующем: при аутсорсинге компания-заказчик полностью поручает аутсорсеру ведение проекта и контролирует только конечный результат, при субконтрактинге компания-заказчик не только получает результат, но и управляет работами\услугами исполнителя. Таким образом, при аутсорсинге риски проекта несет только аутсорсер, при субконтрактинге - исполнитель и заказчик совместно. Существуют и близкие к аутсорсингу бизнес-технологии, например, ауттаскинг - передача сторонней компании отдельных задач организации, или аутплейсмент или аутстаффинг - вывод персонала за пределы компании.
Исходя из этого определения, необходимо разъяснить, чем аутсорсинг отличается от других видов отношений между контрагентами, то есть почему одни договоры образуют аутсорсинговые отношения, а другие их не образуют:
1. Бизнес-функция, которая передается контрагенту, должна принадлежать компании-заказчику. То есть, если компания-заказчик, не использует услуги аутсорсера, то функция будет выполнятся ей самостоятельно. Отказаться от этой функции компания не может, так как в случае ее отсутствия ведение бизнеса будет невозможно или сильно затруднено, в частности, в силу действующего законодательства. В качестве примера можно привести бухгалтерский аутсорсинг. Компания обязана вести бухгалтерский учет, но как она эта будет делать, сама или с привлечением внешних специалистов, не установлено. Какой именно договор будет заключен между компанией-заказчиком и аутсорсером не имеет принципиального значения. Здесь действует принцип превалирования экономического содержания над юридической формой. Аутсорсинг - это, в первую очередь, способ организации бизнеса, и только во вторую - форма договорных отношений.
Термин аутсорсинг нельзя путать с субконтрактингом, что на практике происходит довольно часто. Разница в следующем: при аутсорсинге компания-заказчик полностью поручает аутсорсеру ведение проекта и контролирует только конечный результат, при субконтрактинге компания-заказчик не только получает результат, но и управляет работами\услугами исполнителя. Таким образом, при аутсорсинге риски проекта несет только аутсорсер, при субконтрактинге - исполнитель и заказчик совместно. Существуют и близкие к аутсорсингу бизнес-технологии, например, ауттаскинг - передача сторонней компании отдельных задач организации, или аутплейсмент или аутстаффинг - вывод персонала за пределы компании.
Основными способами приобретения услуг аутсорсинга можно назвать следующие:
Дискретный аутсорсинг - компания-заказчик привлекает внешнего поставщика для исполнения разовых услуг в рамках проекта и не использует данного поставщика по завершении работ. Этот способ наиболее близок к понятию подряда и наиболее распространен в российском бизнесе.
Собственно аутсорсинг - компания-заказчик передает непрофильные бизнес-процессы сторонней компании, а сама сосредотачивается на основной деятельности. Необходимо отметить, что за счет развития сетевых схем организации бизнеса, этот способ был расширен. Теперь на аутсорсинг передают не только обслуживающие, но и профильные функции компании, оставив за собой, например, развитие компании. Этот способ организации бизнеса также получил название аутсорсинг по технологическим пределам (производственный аутсорсинг).
Основное отличие этих способов организации бизнеса состоит в объеме передаваемых бизнес-функций. Дискретный аутсорсинг состоит фактически в разовой работе, собственно аутсорсинг заключается в более длительном сотрудничестве.
Проанализировав зарубежную и российскую практику использования аутсорсинга можно сделать вывод о существовании следующих его видов:
Функциональный аутсорсинг - передача на внешнее обслуживание управленческих функций компании-заказчика.
Операционный аутсорсинг - передача на внешнее обслуживание производственных функций компании-заказчика.
Ресурсный аутсорсинг - приобретение внешних ресурсов взамен внутренних.
В зависимости от объема функций, которые компания заказчик передает внешнему исполнителю каждый из перечисленных видов аутсорсинга можно квалифицировать как:
Максимальный или полный аутсорсинг - заключение договора, при котором активы, относящиеся к основной деятельности компании, передаются поставщику услуг аутсорсинга на период действия договора аутсорсинга.
Частичный или выборочный аутсорсинг - значительная часть бизнес-процессов остается в ведении компании заказчика.
Совместный аутсорсинг - стороны договора аутсорсинга являются партнерами. Этот термин был введен в обращение британской компанией EDS. Необходимо отметить, что в последнее время этот термин наиболее часто употребляется для описания субдоговоров, которые предполагают наличие нескольких поставщиков услуг.
Промежуточный аутсорсинг - компания-заказчик, имеющая достаточное количество своих специалистов с высокой квалификацией, передает управление своими подразделениями сторонней организации.
Трансформационный аутсорсинг - компания-заказчик приглашает поставщика услуг, который полностью реорганизует работу подразделения, разрабатывает новые системы и создает базу знаний и навыков, которую затем передает клиенту.
Аутсорсинг совместных предприятий - компанией-заказчиком и аутсорсером создается новая компания с целью использования ее деловых возможностей. Персонал и активы компании-заказчика в этом случае переводятся не поставщику услуг аутсорсинга, а в совместное предприятие. Целью ведения бизнеса таким образом является возможность не только повысить качество услуг переведенного подразделения, но и разработка новых товаров и услуг, которые впоследствии могут быть реализованы третьей стороне. Прибыль в этом случае будет поделена между поставщиком и заказчиком услуг.
Доля в акционерном капитале партнера. Один из способов реализации партнерских отношений при аутсорсинге - это приобретение доли в акционерном капитале своего партнера. Таким способом стороны договора аутсорсинга могут обеспечить безопасность при реализации услуг.
Производственный аутсорсинг (аутсорсинг по технологическим пределам) - компания-производитель продукции передает отдельный процесс по изготовлению промежуточного*(1) продукта внешнему производителю. При производственном аутсорсинге также возможен вариант продажи одного или нескольких подразделений компании сторонней организации с последующим взаимодействием с ней в рамках договора аутсорсинга. Варианты сотрудничества в этом случае могут быть следующие:
аутсорсеры предоставляют сырье и технологию, а компания-заказчик, в свою очередь, обеспечивает оборудование и рабочую силу;
партнеры заказывают компании продукцию, а она, используя свою технологию, сырье и рабочую силу производит продукт под чужой торговой маркой.
Именно производственный аутсорсинг позволяет компаниям максимально оптимизировать производственные процессы и диверсифицировать выпускаемую продукцию.
Аутсорсинг бизнес-процессов. Компания-заказчик передает аутсорсеру отдельные бизнес-процессы, которые не являются для компании основными.
Оффшорный аутсорсинг. Некоторые эксперты выделяют также понятие географического, или оффшорного, аутсорсинга, когда часть бизнеса (часто профильные и ключевые функции) может передаваться на продолжительный срок сторонней компании, географически расположенной в зоне с такими экономическими условиями, в которых доступны более дешевые ресурсы. Наибольшее распространение имеет "labor arbitrage" - игра на разнице в уровнях оплаты персонала. Так, например, Центр расчетов по Северной Америке компании "Procter & Gamble" перенесен в Коста-Рику, а в Индии работает центр обслуживания "General Electric Capital" численностью около 13 тысяч человек.
В отношении географического аутсорсинга также применяют термин "гонка на дно" ("race to the bottom"). Этот термин впервые был введен в обращение судьей Верховного суда США Луисом Брандейсом в 1933 году в деле "Лиггет и Ко против Ли". Данное выражение означает снижение ряда социальных гарантий для населения с целью создания более привлекательного климата для корпораций. Этот процесс был характерен для конца XIX - первой половины ХХ века в Европе и США. В настоящее время он частично блокируется некоторыми международными нормами, которые устанавливают минимальные социальные стандарты. Но, тем не менее, еще многие страны приносят уровень жизни населения в жертву конкурентоспособности.
Приведем пример использования аутсорсинга. В качестве примера возьмем ситуацию, когда нефтяной холдинг передал на аутсорсинг сторонней организации функцию логистики движения нефти. Обращаю Ваше особое внимание, что в данном случае компания-аутсорсер не входит в холдинг в качестве дочерней. Также обращаю Ваше внимание, что пример является гипотетическим.
"Рис. 3"
Вариант 1
Для того чтобы компания могла принять решение о плюсах и минусах аутсорсинга, их необходимо назвать.
Плюсы аутсорсинга:
Снижение затрат на заработную плату работников:
страховые взносы;
компенсационные выплаты;
стимулирующие выплаты.
Более высокое качество выполнения бизнес-процессов за счет специализации аутсорсера на конкретном виде деятельности;
Более гибкая организационная структура.
Минусы аутсорсинга:
Рост издержек контроля оказания услуг аутсорсером;
Рост транзакционных издержек;
Необходимость адаптации структуры к работе с аутсорсером.
Также необходимо отметить, что использование аутсорсинга связано с некоторыми рисками. А именно:
Риск ненадлежащего оказания услуг аутсорсером;
Риск превышения затрат, связанных с внедрением и поддержанием аутсорсинга, над экономией от аутсорсинга;
Риск налоговых претензий.
Для того чтобы принять решение о необходимости применения аутсорсинга, компании необходимо выполнить следующие этапы:
Этап 1: выявление причин перехода на использование аутсорсинга, присущих именно этой компании в существующих на настоящий момент финансово-экономических условиях.
Этап 2: оценка работы собственной бизнес-единицы, чьи функции планируется передать аутсорсеру.
Этап 3: оценка перспективы использования аутсорсинга именно в этой компании и при присущих именно ей финансово-экономических особенностях (плюсы и минусы, а также риски инсорсинга).
Этап 4: подбор компании - аутсорсера.
Этап 5: принятие окончательного решения о переходе на использование аутсорсинга при учете информации, полученной в процессе реализации предыдущих четырех этапов.
Е. Сафарова,
консультант в области трудового и налогового права
"Клуб главных бухгалтеров", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Термин "промежуточный" в данном случае обозначает организационно-экономический процесс, происходящий при использовании аутсорсинга, в компании-заказчике. Как уже говорилось, аутсорсинг - это способ организации бизнеса, один из вариантов, при помощи которого можно достигнуть бизнес-цели. Поэтому, конечная стадия производства (момент достижения бизнес-цели должна принадлежать компании-заказчику, следовательно, любой передаваемый на аутсорсинг производственный процесс, будет являться промежуточным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Клуб главных бухгалтеров"
ООО "Журнал "Управление персоналом"
Свидетельство о государственной регистрации ПИ N ФС77-36804 от 1 июля 2009 г.
Редакции:
Тел. 542-16-14
E-mail: klub-gb@bk.ru